Автоматическая безоткатная пушка MK 115 (Германия)

Одним из путей повышения боевой эффективности самолетов в годы Второй мировой войны было увеличение калибра ствольного вооружения. Своеобразным рекордсменом в этом отношении стал немецкий штурмовик Henschel Hs-129B-3, оснащенный пушкой BK7.5 калибра 75 мм. Однако увеличение калибра орудий соответствующим образом сказывалось на отдаче и предъявляло новые требования к прочности самолетов. Решением проблемы могла бы стать безоткатная артиллерия, однако ряд экспериментов с подобными системами (в частности, печально известные проекты советского конструктора Л. Курчевского) ставил под вопрос саму возможность создания такого оружия.



В 1945 году, за несколько месяцев до поражения Германии, немецкая фирма Rheinmetall-Borsig разработала проект автоматической авиационной пушки MK 115 калибра 55 мм. В одном орудии предлагалось объединить все лучшие черты как традиционной, так и безоткатной артиллерии. Благодаря этому перспективная 55-мм пушка могла бы устанавливаться на некоторые существующие истребители. Использованная система снижения отдачи позволяла снизить требования к прочности силовых элементов базового самолета.

Автоматическая пушка MK 115 использовала газоотводную автоматику с запиранием затвора подвижным клином. В нижней части затвора был предусмотрен вырез, в который входил запирающий клин. Интересной особенностью этого орудия стало размещение возвратной пружины. Из-за необходимости размещения сопла газоотводной трубки на одной прямой с каналом ствола пружину пришлось сдвинуть вниз относительно оси затвора. Основные элементы автоматики тоже размещались ниже каморы и затвора.

Автоматическую пушку MK 115 легко отличить от прочего оружия этого класса по характерной газоотводной трубке. Один ее конец был совмещен с каморой ствола, а второй вывели в задней части пушки и установили на нем сопло. Габариты ствольной коробки сказались на форме трубки: она имела несколько изгибов.

На верхней поверхности каморы ствола имелось отверстие, через которое пороховые газы должны были попадать в основную газоотводную трубку с соплом на конце. На нижней поверхности предусмотрели отверстие второй трубки, связанной с газовым поршнем автоматики. Камора с отверстиями в стенках потребовала применения оригинального боеприпаса. Новый снаряд 55 x 175 мм получил сгорающую гильзу с латунным поддоном. Последний предназначался для жесткого соединения стенок гильзы с капсюлем.

Как ясно из имеющихся схем, работа автоматической пушки MK 115 должна была выглядеть следующим образом. При движении вперед под действием возвратной пружины затвор захватывает снаряд обоймы и досылает его в камору. Достигнув крайнего переднего положения, затвор при помощи специальных упоров двигает деталь, выполняющую функции газового поршня и тяги запорного клина, и фиксируется в таком положении. Далее следует воспламенение капсюля (по некоторым данным, новое орудие должно было использовать электрическую систему воспламенения) и выстрел. Пороховые газы разгоняют снаряд в нарезном стволе. Кроме того, после сгорания гильзы газы попадают в две газоотводные трубки. Поток газов, уходящий через основную трубку, должен вырываться через сопло и компенсировать часть отдачи. Второй поток уходит в нижнюю трубку, к газовому поршню. Поршень сложной формы освобождает запорный клин и дает толчок затвору. Освобожденный затвор уходит назад, возвращает несгоревший поддон снаряда в обойму, а затем под действием возвратной пружины снова подается вперед. Затвор захватывает новый снаряд и цикл повторяется.



По материалам сайтов:
http://wehrmacht-history.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://luft46.com/