Системы защиты транспортной авиации
Мультиспектральная многополосная система Manta (MANpads Threat Avoidance) Dircm от Indra использует относительно крупный, но мощный химический лазер российского производства. Также продолжаются работы по более компактной версии
Десять лет назад испанская компания Indra решила начать проект Manta (Manpads Threat Avoidance – избежание угрозы ПЗРК) с целью дополнить комплекс самозащиты военной транспортной авиации системой Dircm. На сегодняшний день Manta одобрена испанским агентством по контролю за летной годностью после напряженного процесса, который подтвердил ее технологическую зрелость, готовность и совместимость с широко используемой системой Cassidian AAR-60 Milds. Она продемонстрировала свои качества во время учений НАТО Embow во Франции в сентябре 2011 года и в других международных испытаниях в 2012 году. Лазерная мультиспектральная многополосная система защиты Manta разработана российским Рособоронэкспортом (а точнее ФГУП «НИИ «Экран», прим. пер.), в ней используется относительно большой, но мощный химический лазер поставляемый российской промышленностью, который позволяет системе иметь контур обратной связи (получаемая в процессе полета информация используется для выбора оптимальной модуляции), классифицировать ракеты с ИК- и не ИК-наведением и выполнять глушение с большой вероятностью успеха благодаря общему оптическому каналу для слежения и глушения, возможностям по отражению атаки нескольких угроз, а также мгновенной оценке эффективности мер противодействия. Система Manta, способная бороться с ГСН 1-го и 2-го поколения, предлагается в следующих конфигурациях: установка внутри самолета, в гондоле и в спонсонах. Поскольку система в свое время была создана для крупных и средних платформ, то в настоящее время компания Indra работает над компактным вариантом для более легких платформ, но выпускает и первоначальный вариант для защиты крупных самолетов, например A400M. Система Manta должна была устанавливаться на испанские самолеты A310 VIP и C295, а позднее на A400M, но бюджетные сокращения помешали этим планам.
Guardian Dircm от Northrop Grumman размещается в автономной легкосъемной гондоле. Система разработана для гражданского и военного применения. Эта система была испытана американским правительством для защиты самолетов национальных авиалиний
Взяв на вооружение опыт, накопленный при разработке и производстве высокоэффективных авиационных лазеров и оптико-электронных систем стабилизации и указания, компания Selex ES представила на выставке IDEX 2013 свое новое решение Dircm.
Новое решение, названное Miysis (древнеегипетский бог войны с львиной головой), представляет собой систему нового поколения, базирующуюся на разработках легкого и недорого ИК-указателя/следящего устройства Eclipse и оптоволоконного лазера с диодной накачкой Type 160 этой компании. Аппаратная и программная составляющие системы готовы к экспорту. Eclipse и Type 160 были выбраны британским Минобороны в марте 2010 года как часть программы по технологическому демонстратору общего защитного комплекса (Common Defensive Aid Suite), целью которой является отработка архитектуры продвинутой системы защитных средств. Комплект Misys Dircm доступен для интеграции либо в качестве подсистемы, либо в качестве отдельной системы защиты, которая в свою очередь идет либо с распределенными компонентами, либо в специальном контейнере-гондоле. Комплект Misys Dircm имеет массу менее 50 кг и включает две сенсорные башенки, комплект MWS с пятью сенсорными головками, электронный блок дисплея в кабине и блок управления. Комплект Misys подходит для целого ряда приложений, от легких летательных аппаратов и БПЛА и до крупных транспортных самолетов, он потребляет мощность менее 500 Ватт, а его открытая архитектура позволяет интегрировать его с несколькими системами предупреждения, включая новейшие варианты AAR60 Milds от Cassidian и Maw300 от Saab. Согласно документации компании Selex две сенсорные башенки и комплект MWS достаточно эффективны, чтобы защитить такую платформу как, например A400M. В фирме Selex ES отмечают, что она довольно успешно ведет переговоры с первым заказчиком, а также обсуждает с компанией Northop Grumman свое возможное участие в программе Misys.
Французские и немецкие компании Cassidian, Thales, Sagem и Diehl BGT Defence сотрудничают по демонстрационной программе Flash на базе экспериментальной системы Dircm с обратной связью. Германия и Франция сделали запрос OCCAR по руководству программой, но пока решение по этой программе не принято
Использованы материалы:
Armada International 3/2013
http://www.cassidian.com
https://www.thalesgroup.com
http://www.sagem.com
Автор: Alex Alexeev