«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу

В годы Великой Отечественной войны в Наркомат обороны регулярно поступали письма с техническими предложениями за авторством инициативных граждан. Специалисты и простые люди, желавшие помочь своей армии, предлагали различные оригинальные идеи и проекты вооружения и военной техники. Большая часть подобных писем после недолгого анализа отправлялась в архив, поскольку предложенные идеи не имели никакой практической ценности. Однако некоторые предложения представляли определенный интерес с технической точки зрения. Одним из таких предложений был эскизный проект легкого танка МТ-25, появившийся в самом начале 1943 года.

В начале февраля 43-го сотрудники челябинского завода №200 Ф.Ф. Городков и А.И. Стародубцев отправили И.С. Сталину письмо с пояснительной запиской и комплектом чертежей по проекту МТ-25. Желая помочь Красной Армии, Городков и Стародубцев выполнили эскизный проект перспективной боевой машины. При определении облика легкого танка МТ-25 авторы проекта преследовали несколько целей. Они намеревались создать бронемашину с высокой скоростью движения, малой уязвимостью и большим радиусом действия. Кроме того, отдельным пунктом была отмечена «внезапность нападения на врага».




Для выполнения всех этих требований Городков и Стародубцев решили применить оригинальную ходовую часть. Машина МТ-25 («Мототанк весом 25 тонн»), согласно проекту, могла бы перемещаться как на колесах, так и при помощи гусеничного движителя. Подобные идеи неоднократно предлагались и ранее, однако в проекте МТ-25 колесный движитель рассматривался в качестве основного. Кроме того, все опорные катки перспективного танка предлагалось делать ведущими.

Танк с оригинальной ходовой частью предлагалось строить по классической схеме. В передней части бронированного корпуса должно было располагаться рабочее место механика-водителя, в средней – боевое отделение с башней, а двигатель и трансмиссию предлагалось установить в корме. Корпус толщиной до 45 мм предлагалось сделать литым. При этом не исключалась возможность создания сварного корпуса с аналогичными показателями защиты. Интересным образом должна была выглядеть передняя часть корпуса. Для большего удобства размещения водителя и для обеспечения максимально возможного уровня защиты сравнительно узкая передняя часть корпуса не имела секций, помещенных над гусеницами/колесами.

Характерная форма литой башни танка МТ-25 говорит о ее «корнях». По-видимому, при проектировании этого агрегата инженеры Городков и Стародубцев отталкивались от существующих проектов танков. Эту особенность проекта можно объяснить тем фактом, что завод №200 в годы войны занимался производством танковых корпусов. Вероятно, именно поэтому авторы проекта МТ-25 решили не разрабатывать оригинальную башню, а адаптировать уже существующую.

Танк получался сравнительно компактным. Его длина не превышала 5,3 метра, ширина равнялась примерно 2,8 м, высота – 2,3 м. Достаточно толстая броня и тяжелые внутренние агрегаты сказались на боевой массе. Этот параметр должен был достигнуть 25 тонн. Таким образом, проект МТ-25 уже не в полной мере вписывался в требования, предъявлявшиеся в то время к легким танкам.

Как уже говорилось, главной особенностью проекта МТ-25, призванной обеспечить высокие характеристики, стала оригинальная ходовая часть. На каждом борту танка предлагалось устанавливать по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее и направляющие колеса отсутствовали, что было обусловлено основным режимом работы ходовой части. Согласно предложению Ф.Ф. Городкова и А.И. Стародубцева, «мототанк» МТ-25 большую часть времени должен был передвигаться при помощи колес. Трансмиссия машины была выполнена таким образом, что крутящий момент от двигателя передавался на все 12 опорных катков-колес. Для мягкости хода и уменьшения габаритов танка опорные катки разместили в шахматном порядке: три катка должны были располагаться ближе к корпусу, три – дальше от него. При необходимости такую ходовую часть можно было бы оснащать гусеницей, способной улучшить подвижность бронемашины на пересеченной местности.

Несмотря на сравнительную сложность, предложенная ходовая часть в теории позволяла избавить перспективную бронетехнику от одного из самых серьезных недостатков – потери подвижности при повреждении гусеницы. «Мототанк» МТ-25, имеющий комбинированную ходовую часть, в случае повреждения гусениц мог бы сбросить их и продолжать бой на колесах. Конечно, колесный движитель по проходимости не мог бы соперничать с гусеничным, однако в условиях боя лучше двигаться с малой скоростью, чем стоять на месте.







По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://yuripasholok.livejournal.com/
http://wiki.worldoftanks.ru/