Воздушный щит Зеленого континента. «Через тернии к звездам»


Первый F-35A КВВС Австралии в процессе сборки


Основа любых современных ВВС – многоцелевой истребитель. В настоящее время эту роль в австралийских ВВС играют F/A-18A «Hornet», которые, как уже отмечалось, стремительно устаревают морально и физически. В качестве замены в 2002 г. был выбран американский многоцелевой истребитель пятого поколения F-35A «Lightning II», который было запланировано закупить в количестве 100 ед. Малозаметный самолет, оснащенный передовым БРЭО, удовлетворил требованиям австралийских властей, хотя некоторые эксперты утверждали, что для паритета с перспективными истребителями Китая Австралии необходим исключительно F-22A «Raptor» (наиболее известны высказывания по этому вопросу К. Коппа). На тот момент предполагалось, что в 2011 г. F-35A достигнет первоначальной оперативной готовности в ВВС США, а в 2012 г. поступит в ВВС Австралии При этом австралийцы смогли бы относительно безболезненно списать свои F-111C/G и постепенно заменить «Hornet».

Однако эти сроки оказались далеки от реальности – сейчас первоначальной оперативной готовности F-35A в ВВС США планируется достичь в 2016 г. В Австралию «Lightning II» поступят только в 2019 г., а первоначальной оперативной готовности достигнут до конца 2020 г. Справедливости ради следует отметить, что два первых самолета, предназначенных для ВВС Австралии, уже находятся на финальной стадии сборки и летом 2014 г. будут переданы заказчику. Но в ближайшие годы они останутся в США, где австралийские летчики и технические специалисты будут совместно с американскими коллегами обучаться эксплуатации новой машины.

Задержки вынудили Австралию закупить в качестве «промежуточного» самолета F/A-18F «Super Hornet» в количестве 24 ед. В последние несколько лет на фоне удорожания F-35A и переноса сроков достижения им оперативной готовности высказывались предложения по дополнительным закупкам «Super Hornet», уменьшению объема закупок «Lightning II» в будущем и эксплуатации смешанного парка истребителей. Планировалось переоборудовать часть парка «Super Hornet» в самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и подавления ПВО EA-18G «Growler» (машин этого крайне нужного типа в ВВС Австралии сейчас нет) и дополнительно приобрести «обычные» F/A-18F. На данный момент принят иной, значительно более рациональный план: закупить в США сразу EA-18G «Growler» в количестве 12 ед., отказаться от планов модернизации имеющихся самолетов, а в случае необходимости дополнительно приобрести 12 F/A-18F.

Самолеты EA-18G «Growler» призваны качественно повысить потенциал ВВС Австралии и вместе с модернизированными F/A-18A и новыми F/A-18F поддержать его на достаточно высоком уровне до поступления F-35A. Правительство официально продолжает придерживаться плана по закупке «Lightning II» в количестве 100 ед., но на фоне возможного дополнительного приобретения F/A-18F можно уверенно говорить о поступлении 72 ед. для формирования трех эскадрилий. Окончательное решение о закупках большего количества самолетов, предназначенных для постепенной замены уже флота «Super Hornet», будет принято в 2030-х годах.


Морской патрульный самолет P-8A "Poseidon"


Интересным нюансом возможного будущего «Lightning II» в Австралии представляется строительство двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Canberra» для нужд ВМС. Проект этих судов основан на испанском УДК «Juan Carlos I». Они обладают трамплином для самолетов с укороченным взлетом, таких, например, как F-35B (одна из модификаций «Lightning II»). Вообще приспособленность к базированию F-35B изначально была одним из требований австралийской стороны (в частности, Францией был предложен вариант УДК «Mistral» c трамплином). Однако говорить о закупках F-35B рано – возможность базирования самолетов на УДК типа «Canberra» пока интересует ВМС Австралии только с целью проведения совместных операций с Корпусом морской пехоты США.

Еще одним элементом ВВС, требующим замены, является морская патрульная авиация. Для Австралии она имеет особое значение в силу зависимости страны от безопасности морских границ и путей сообщения. В австралийских ВВС морская патрульная авиация представлена самолетами «Orion», требующими замены в ближайшие пять лет. Замена уже выбрана – это, несомненно, лучший на сегодня патрульный самолет P-8A «Poseidon». В 2017–2018 гг. планируется закупить 8 таких машин. Высокая цена не позволяет заменить 18 «Orion» в соотношении «один к одному», но уменьшение числа пилотируемых патрульных самолетов будет, вероятно, компенсировано закупкой тяжелых БПЛА MQ-4C «Triton». Последние были специально разработаны для американского флота на основе разведывательного БПЛА RQ-4 «Global Hawk» для действий в паре с «Poseidon».

Место ВВС в Силах обороны Австралии

Согласно Белой книге по обороне Австралии 2013 г. перед Вооруженными силами страны поставлены следующие задачи:

сдерживание и отражение возможной вооруженной агрессии;
укрепление стабильности и безопасности в южной части Тихого океана и в Восточном Тиморе;
сотрудничество в целях укрепления безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно в Юго-Восточной Азии;
сотрудничество в целях обеспечения глобальной безопасности.

Для успешного выполнения поставленных задач активно ведется перевооружение и поддерживается высокий уровень подготовки персонала. Замена устаревших образцов современной техникой – процесс весьма затратный, но жизненно необходимый для сохранения позиций Австралии в регионе. С усилением Индонезии и превращением Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в арену противостояния США и Китая Австралия уже не может чувствовать себя в полной безопасности только за счет своего географического положения. Тем не менее непосредственное столкновение с Китаем вряд ли произойдет, а залогом добрососедских отношений с Индонезией могут служить современные и боеготовые вооруженные силы.
Несмотря на то, что нападение на Австралию маловероятно, высоки шансы на участие страны в миротворческих операциях/интервенциях в малых государствах АТР, которые австралийцы относят к сфере своего влияния. Ситуация в этих государствах далека от стабильной, поэтому велика вероятность того, что Австралии придется применить силу для защиты своих интересов. К тому же у нее уже есть удачный опыт проведения подобных операций в Восточном Тиморе и на Соломоновых островах. Как показывает практика, ключевую роль в этих операциях играет авиация: военно-транспортные самолеты обеспечивают быструю переброску войск, а ударные дают интервентам и местным союзникам решающее преимущество над противником. Серьезное внимание, уделяемое австралийцами переоснащению транспортной авиации, свидетельствует об учете ими современных веяний.
Укрепляются союзнические отношения Австралии и США. На территории Австралии размещается американский контингент. Военная техника закупается почти исключительно в Соединенных Штатах, причем аналогичная той, что находится на вооружении у американцев. Личный состав совместно обучается и тренируется: первые австралийские летчики и техники истребителей F-35A будут проходить обучение вместе с американскими коллегами. ВВС Австралии регулярно принимают участие в учениях ВВС США. Например, на учения «Red Flag 14-1», проходившие с 27 января по 14 февраля 2014 г., были отправлены несколько истребителей-бомбардировщиков F/A-18A и самолет ДРЛОиУ E-7. Тесные союзнические отношения с США, кроме очевидных преференций, накладывают на страну серьезные обязательства – в случае необходимости ВВС Австралии будут вовлечены в конфликт, как это уже было в Афганистане и Ираке.
В заключение можно сделать вывод, что спокойный период для Австралии заканчивается. Это вызвано как нестабильностью в ряде соседних государств, так и обострением противостояния сверхдержав в АТР. Весьма вероятно, что в обозримом будущем австралийским ВВС придется вступить в бой не только в качестве союзника США, но и самостоятельно, и они уже к этому готовятся – не торопясь, но активно и добросовестно.
Автор: rolik2