Танк М551 Sheridan. Боевое применение

Шеридан во Вьетнаме.

Танк М551 Sheridan был изначально разработан как высокотехнологичный противовес советской танковой армаде в Центральной Европе. Разработчики сделали ставку на более дальнобойное и точное вооружение. Но не только у нас все получается как всегда. При первом своем боевом развертывании вместо полчищ советских танков «Шеридан» увидел только непролазные вьетнамские джунгли, где высокотехнологичной начинкой удивлять было особо некого. Да еще и «Шиллейлы» не завезли. Хотя кому они там были нужны?


Первые Шериданы прибыли во Вьетнам в январе 1969 года. Ими укомплектовали 3-й эскадрон 4-го батальона 25-й танковой дивизии и 11-й бронекавалерийский полк. В 11-м полку до этого использовали смешанный парк из БТР М113 и средних танков М48А3 и не особо стремились заменять все это хозяйство на легкобронированную машину. Мнение слегка изменилось после первого боя, произошедшего в предрассветные часы 29 января 1969 года. Два Шеридана находились на блокпосту, около шоссе Лонг-Бинь, когда заметили движение. Включив два мощных прожектора, экипажи атаковали наступающую пехоту снарядами М625 «Улей». Шрапнель буквально аннигилировала противника. Следующим утром обнаружили 125 трупов и явные свидетельства того, что еще много раненых, способных передвигаться самостоятельно, уползло с побоища.

Противотанковые М409 также нашли свое применение — против бункеров и различных строений. Поскольку единой доктрины по использованию новой техники еще не существовало, оба подразделения разработали свою собственную тактику. В 11-й пехотной в одном из трех отделений разведки каждого бронекавалерийского взвода заменяли два М113 на три М551. Такой шаг увеличивал мобильность разведки и ее огневую мощь. В действительности, отделения, оснащенные танками, часто взаимодействовали с другими частями, с целью уравновесить баланс сил. Шрапнельный снаряд оказался очень популярным средством. Всего за первые три месяца боев Шериданы отстреляли 1461 шрапнельных, 350 кумулятивных снарядов и 431 тысячу пулеметных патронов.


Главными врагами Шериданов в джунглях были вездесущие противотанковые ракеты РПГ-2 и РПГ-7. В первые три месяца 12 из 64 машин пострадали от огня гранатометчиков. 5 поврежденных танков не подлежали восстановлению. В случае, если снаряд РПГ попадал в башню, возникала высокая вероятность детонации боекомплекта. Взрыв и последующий пожар оставляли на месте происшествия только лужицу расплавленного алюминия и обгоревший остов башни посреди дымящихся обломков. В таких случаях у запертого внутри экипажа было мало шансов на спасение, поэтому многие предпочитали кататься на броне, а не внутри. Не все в порядке было и с эргономикой. Из-за тесноты боевого отделения экипажи сильно уставали, и их боевая эффективность значительно снижалась.


Несмотря на множественные трудности в использовании М551 во Вьетнаме, в конечном итоге он доказал свою полезность в качестве альтернативы БТР М113, но никак не стал адекватной заменой для стареньких М48. Главным преимуществом Шеридана перед Паттоном была его повышенная мобильность на слабых грунтах. Так что переукомплектовка эскадронов продолжалась, но танк никогда не пользовался особой любовью танкистов и считался хлопотным, и даже опасным. Всего за время боев было безвозвратно потеряно около 90 машин.

Мирная служба

Одновременно с боевыми пробами во Вьетнаме танк Шеридан активно внедрялся в бронекавалерийские части на территории США, Европы и везде, где только можно. Часто в сопровождении гражданских техников, чтобы те устраняли множественные недоделки по ходу службы. Количество М551 в Европе к 1974 году составляло 576 единиц в составе 32 различных подразделений.


М551 в Германии, на учениях


Машина оказалась сложной в освоении из-за мудреной системы управления вооружением, что в итоге заставило многих танкистов, по примеру своих коллег из Вьетнама, просто переподключить спусковой крючок накоротко, минуя множественные датчики и предохранители. Залп бронемашины был внушителен. Легкий танк при выстреле кумулятивным боеприпасом просто вставал на дыбы. От земли отрывались первые два-три опорных катка (из пяти!). Стрелки были строжайше проинструктированы при стрельбе плотно прижимать лица к прицелам, дабы не получить танком в лоб. Наводчиков Шериданов в частях легко было опознать по характерному синяку вокруг глаза. В конструкции подвески отчаянно не хватало направляющих роликов. Езда на низких скоростях вызывала характерные вибрации, которые разбалтывали все доступные механизмы. И если такой «разболтай» после марша еще и на стрельбы отправлялся, то, при выстреле, от танка банально отлетали запчасти (прожектор, щитки пулемета и т.п.). Ракетами Шиллейла на учениях стреляли только по большим праздникам, очень уж они дорогие были.

Неоднократно предпринимались попытки улучшить показатели ПТУР, что частично удалось (увеличили дальность действия с 2 до 3 км). По ходу прохождения машинами службы установили срок «жизни» пушки в 100 выстрелов. Ствол буквально растрескивался, хотя и был гладкоствольным, но вот наличие направляющей канавки для стабилизации ракеты ослабляло конструкцию. В дальнейшем живучесть орудия довели до 200 выстрелов, хотя изначально рассчитывали на 500. Долголетия пушке добавили за счет уменьшения направляющей канавки.


М551 никогда не был особенно популярным в войсках, все потому, что список необходимых улучшений был бесконечным. Несмотря на внушительный калибр, массивная отдача орудия была сложно совместима со стрельбой управляемыми ракетами.

Летом 1977 года Шеридан вместе с его не менее неудачливым собратом М60А2 на заседании командования были приговорены к списанию. Процедура завершилась в 1980 году, исключение составила 82-я воздушно-десантная дивизия, где танки оставили на вооружении, поскольку других десантируемых танков в США не было, да и нет до сих пор, ну и с десяток остался в подразделениях национальной гвардии. Остальную технику раскидали по складам резерва.

Воздушно-десантные операции

82-я воздушно-десантная дивизия была единственным подразделением, регулярно использующим танки М551 в десантных операциях.

Всего было доступно три способа доставки машины к нужному месту по воздуху: посадочным способом (просто на самолете до аэродрома), сброс на парашюте и сброс с низколетящего самолета. С появлением таких самолетов как С-130 и С-141 Шеридан можно было быстро доставить на любой доступный аэродром. Если же нужно было отправить танк буквально «с корабля на бал», то подходили другие два способа. Обычный сброс осуществлялся при помощи парашютной системы и специального амортизирующего поддончика, тут вопросов нет, все ясно. Но вот вторая методика была похитрее. Сначала С-130 спускался так низко к земле и летел так медленно, как только было возможно, затем аппарель открывалась, запускался «разгрузочный» парашют и упакованный танк вытаскивало наружу, он падал с высоты 1,5-3 метра на скорости 150-170 км/ч, а затем, до полной остановки, еще метров 50-60 весело скакал, иногда кувырком. После ряда аварий на испытаниях с такими выгрузками завязали.


Можно так


Иногда так


А вот так — лучше не надо


С 1977 по 1980 оставшиеся на вооружении М551 снова модернизировали, в частности, на некоторых машинах сменили алюминиевые блоки двигателей 6V53Т на чугунные, заменили устройства постановки дымовых завес на более современные, поставили новые ПНВ и тепловизионные прицелы.

В связи с тем, что много исправной техники бесцельно стояло на хранении, была предпринята попытка переделать Шеридан в этакий аналог советской БМД, сняв массивную башню и заменив ее более легким вооружением. Но дальше пары прототипов дело не пошло. Наиболее широкое применение после 1979 года танк нашел в Национальном учебном центре армии в форте «Ирвин». 330 машин были переделаны в визуальные копии советской бронетехники и использовались на учениях в качестве условного противника вплоть до полной выработки моторесурса к 2004 году.

Боевые десантные операции с участием Шеридана

Первым боевым использованием танка со времен вьетнамской войны стала операция «Правое дело» в Панаме. Целью этой операции было отстранение от власти действующего президента Панамы М. Норьеги, чтобы затем установить проамериканское правительство и сохранить контроль над Панамским каналом. Пока заваривался политический кризис, взвод из четырех М551 скрытно сбросили в Панаму еще в ноябре 1989 года, танки разместили в ангарах военно-воздушной базы Говард, а экипажи гуляли по территории в форме 5-й пехотной дивизии. Поддержка танками была признана жизненно важной, так как Панамские силы самообороны обладали только незначительным количеством легкобронированной техники.


После иракского вторжения в Кувейт в 1990 Шериданы снова поучаствовали в боевой операции — «Щит пустыни». На этот раз 82-ю воздушно-десантную развернули в Саудовской Аравии, чтобы предотвратить возможную агрессию со стороны Ирака. М551 оставались единственными американскими танками на территории до тех пор, пока остальные не довезли по морю. В рамках последующей операции «Буря в пустыне» 82-ю ВДД использовали как фланговое прикрытие в пустыне при атаке остатков иракской 45-й дивизии. В этом бою зафиксировано как минимум единичное (и единственное) применение Шиллейлы в бою против танка Т-55 (или Type 59). Одна ракета из 88 тысяч. В операции танки проявили себя хорошо и даже не ломались. Но это был последний акт пьесы. Благополучно дослужив до 2004 года практически все танки из 82-й ВДД списали, оставили только парочку для ограниченных тактических операций, и то только потому, что адекватной замены до сих пор нет.

Использованы источники:
Журнал "M551 SHERIDAN: US Airmobile Tanks 1941-2001" by Steven J Zaloga
http://en.wikipedia.org/wiki/11th_Armored_Cavalry_Regiment
http://en.wikipedia.org/wiki/M551_Sheridan
http://btvt.narod.ru/2/nam1.htm
http://forum.shrapnelgames.com/showthread.php?t=28817
http://www.bragg.army.mil/82nd/Pages/History.aspx