Куда плывет российский флот
О прошлом и настоящем Военно-морского флота страны размышляет профессор, руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы Борис Усвяцов
Можно без преувеличения сказать, что впервые за последние годы в канун профессионального праздника — Дня защитника Отечества и действующие военные, первые решения нового руководства вызвали одобрение как среди профессионалов военного дела, так и во всем обществе. Особенно отрадно то, что идет не только работа над ошибками, и ветераны Вооруженных сил могут с оптимизмом говорить о будущем нашей Армии и Флота. Связано это, конечно, с назначением на пост министра обороны Сергея Шойгу. Уже первые решения нового руководства вызвали одобрение как среди профессионалов военного дела, так и во всем обществе. Особенно отрадно то, что идет не только работа над ошибками, но и предпринимаются конкретные шаги к созданию современных Вооруженных сил, гарантирующих безопасность страны. При этом очень важно не замыкаться в узковедомственных границах, а изучать и мнения экспертного сообщества.
Например. В последнее время в средствах массовой информации появляются интервью, заявления, комментарии военачальников, политологов, военных экспертов, посвященные Военно-морскому флоту России — его состоянию, перспективам развития, деятельности. Это вполне естественно: военно-политическая обстановка в мире, современные угрозы и вызовы, адресованные Российской Федерации, в том числе и с морских направлений, настоятельно требуют наличия у нашего государства «второй державной руки» — мощного военного флота.
История учит
На наш взгляд, ничего удивительного в развернувшейся дискуссии нет. Вся история России наглядно свидетельствует, что она обязана флоту и приращением военной силы, и международным влиянием, и новыми территориями, и, что особенно важно сегодня, прямыми экономическими дивидендами. И в то же время слабость власти непременно отражалась на ее морской мощи, в результате чего нередки были политические и экономические потери государства. Так было в Крымской войне, в которой техническое отставание войск и флота привели, по сути, к поражению нашего государства. Это стоило флоту более ста затопленных кораблей по условиям Парижского договора 1856 года.
Во время вроде бы победоносной войны с Турцией 1877—1878 годов русская армия была вынуждена отступить от стен Константинополя только при одном известии о появлении в проливной зоне английского флота. Позднее некомпетентные политические и военные решения заставили флот бездействовать на начальном этапе русско-японской войны (1904—1905), что привело к падению Порт-Артура, а в дальнейшем и закономерному разгрому русской эскадры при Цусиме. В результате страна получила серьезные социальные и политические потрясения.
Военно-стратегический паритет достигался не только количеством, но и высоким качеством наших кораблей
А взять Первую мировую войну, 100-летие начала которой отмечается в этом году? Она оставила Россию без флота и балтийских баз, кроме Кронштадта. Ценой огромных сил страна восстановила свои военно-морские силы, которые прекрасно проявили себя в Великой Отечественной войне. Но в 1950—1960-е годы Никитой Хрущевым, не понимавшим значения флота, было уничтожено около 400 новейших кораблей, расформирована почти вся морская авиация, ликвидирована Амурская флотилия, а великолепные речные корабли-мониторы, вооруженные 130-мм орудиями, были разрезаны на металлолом.
Одумались быстро. Опасно складывающаяся вокруг Советского Союза военно-политическая обстановка заставила руководство вновь взяться за восстановление флота. И к середине 1980-х годов страна подошла уже с довольно стройной и относительно сбалансированной программой военного кораблестроения. Мы лидировали в вопросах создания и строительства комплексно-автоматизированных высокоскоростных торпедных противолодочных аппаратов (ПЛА), крупнейших в мире амфибийных кораблей на воздушной подушке, боевых ПЛА с глубиной погружения 1000 метров. Мы первыми внедрили на корабли газотурбинную энергетику, сверхзвуковые крылатые ракеты, начали использовать управляемые подводные крылья на крупных быстроходных кораблях, десантные и ракетные экранопланы. Каждое десятилетие в строй вводилось новое поколение подводных лодок и надводных кораблей...
Совершенно очевидно, что военно-стратегический паритет достигался не только количеством, но и высоким качеством наших кораблей, которые полностью соответствовали мировым стандартам.
К сожалению, все это осталось в прошлом. Во второй половине 1980-х годов государство перестало принимать кораблестроительные программы и финансировать действующие. После же распада СССР мы еще потеряли и районы базирования на Балтике, Черном и Каспийском морях, а также аэродромы, судостроительную и судоремонтную инфраструктуру, часть объектов системы управления. Закончили же разгром флота лихие 90-е.
Слепое копирование
Попытки как-то исправить ситуацию принятием таких документов, как «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и «План строительства и развития Военно-Морского Флота на 2001—2005 годы», не принесли желаемого результата. Большинство из прописанных в них мер так и остались на бумаге. В результате оперативные возможности ВМФ по решению возлагаемых на него задач сократились по океанской зоне в 3—4 раза, в морской — на треть. В ВМФ России осталось несколько десятков в основном устаревших типов боевых кораблей, которые с трудом справляются даже с такой задачей, как дальние походы в Индийский океан, где плавсостав, напрягая котлы турбин и обливаясь потом, борется с пиратами. Ощущая слабое присутствие Российского флота в Мировом океане, участились наглые захваты наших гражданских судов...
Сегодня ни для кого не секрет, что в основу реформ по приданию Вооруженным силам нового облика была положена организация американской армии — и стратегические командования, и бригадная структура, и многое другое. При этом, похоже, произошло слепое копирование этой организации, так как, например, не учли, что комитет начальников штабов вооруженных сил США, который, по сути, выполняет те же функции, что и наш Генштаб, включает полноценные видовые штабы, отвечающие за состояние и развитие подчиненных им сил. Тот же штаб ВМС США занимается постоянной готовностью сил флота, развитием систем их боевого управления и так далее.
Мы же передали флоты и Каспийскую флотилию командованию военных округов, создав так называемые межвидовые группировки. А в результате Военно-морской флот России из самостоятельного вида Вооруженных сил фактически превратился в «морское подразделение армии». От нынешнего главкомата и главного штаба ВМФ мало что зависит, так как они остались без многих структур управления. Их функции переданы другим органам.
Автор: Hastle