Защита бронированных машин (Часть 3)
Защита днища становится активной?
Одна из основных угроз для военных машин приходит снизу. Взрыв под машиной может иметь два типа воздействия: первое – пробивание днища машины и, как следствие, убийство сидящих внутри, или его повреждение настолько, что серьезные травмы наносятся даже без нарушения целостности днища, второе – отрыв машины от земли, что ведет к эффекту «падения», зачастую более опасному, чем само ускорение вызванное взрывом.
Проще говоря, активное противодействие воздействию мины или закопанного СВУ означает, что система защиты должна a) исключить пробивание, b) ограничить деформацию, c) снизить ускорение на экипаж и d) минимизировать высоту подбрасывания транспортного средства.
Пассивные системы могут справиться с взрывами под днищем, но это накладывает большие ограничения, и основное из них – увеличение дорожного просвета, поскольку максимальное давление уменьшается пропорционально квадрату дистанции. Еще одним фактором является форма днища. Типичная V-образная форма позволяет отклонить взрывную волну и соответственно уменьшить давление. Устанавливаемая под машиной и поглощающая энергию броня также способствует снижению воздействия взрывной волны, но для того, чтобы избежать громоздких решений здесь приходится идти на компромисс между толщиной и массой. Одновременное сочетание этих трех решений при сохранении оптимального дорожного просвета ведет к увеличению габаритной высоты, что означает большую заметность и более высокий центр тяжести, негативно влияющий на устойчивость машины.
Если силы, приложенные к листу металла и направленные вверх и вниз, в равной степени уравновешены, он не сдвинется и не деформируется. Реализация этого теоретического положения в практику является нелегкой задачей, особенно когда направленный вверх импульс вызван взрывом мины и фактически нет времени на ответную реакцию. Впрочем, для Роджера Сломана, управляющего британской компанией Advanced Blast & Ballistic Systems (ABBS), при просмотре видео взрывных испытаний в замедленном воспроизведении стало понятно, что понятие «нет времени» было неправильным. С момента, когда ударная волна ударяет по днищу машины и моментом когда машина начинает движение и отрывается от земли, проходит от 5 до 6 миллисекунд, что вполне достаточно для того, чтобы запустить противодействующую силу – в основном соизмеримое воздействие направленное вниз. Таким образом, необходимо было найти какие-то энергетические решения не сильно влияющие на размеры и массу транспортных средств – либо на основе систем отдачи (отката), либо ракетных двигателей. Последние были отобраны в качестве предпочтительного решения. При финансировании британским минобороны компания ABBS начала разработку многономенклатурного семейства продуктов. В него вошла система VGAM (Vehicle Global Acceleration Mitigation – ослабление общего ускорения транспортного средства), снижающая угрозу общего ускорения, и система VAFS (Vehicle Armoured Floor Stabilisation – стабилизация бронированного днища транспортного средства), снижающая или исключающая деформацию днища.
На фото четко виден столб дыма, появляющийся из центральной трубы. При этом автомобиль почти не отрывается от земли. Это демонстрирует то, что сила направленная вниз позволяет уменьшить общее ускорение направленное вверх
Глушение
В то время как немногое можно сделать против ракеты, которая уже летит по своей траектории, кроме использования некоторых устройств описанных в этой статье, много больше можно было бы сказать о так называемых самодельных взрывных устройствах (СВУ). Некоторые чрезвычайно умные и довольно впечатляющие, если не слегка пугающие, решения также описаны здесь, но это скорее решения направленные на «латание дыр», нейтрализацию произошедшего агрессивного действия, а не упреждающие меры.
Ну а как тогда предотвращение агрессивного действия с самого начала? Самая первая мера – избегать привычных и рутинных действий. Тех мест, где враг начинает вас ждать. Но иногда не существует альтернативы, в таком случае интеллект разведывательных систем должен иметь преимущество, чтобы обнаружить «установщиков» бомб. Но понятно, если мы имеем массу проблем даже в борьбе с нелегалами и контрабандистами, нелегально пересекающими наши четко определенные границы, что же говорить об отслеживании повстанцев, зарывающих бомбы ночью на пустынной тропе!
Впрочем, в отличие от РПГ, закопанные или придорожные бомбы приводятся в действие с дистанции, либо при помощи телевизионных средств управления, либо телефонов, а это в свою очередь означает, что некоторые машины в колонне могли бы оборудоваться станциями активного радиоэлектронного подавления (глушителями), например. Легче сказать, чем сделать, поскольку глушители могут неблагоприятно повлиять на собственные радиостанции, вооружение и другие системы (не говоря уже об электронике самого транспортного средства!), особенно в то время, когда солдаты оснащаются все большим количеством электронных приспособлений. Поэтому глушители, как средство борьбы, всегда необходимо модернизировать не только касательно потенциальных угроз, но также касательно собственных систем для того, чтобы быть уверенными, что они не заглохнут или вообще не выйдут из строя навсегда.
Новейшая разработка от компании Cassidian обрабатывает большие объемы данных, что вполне соответствует требованиям изложенным выше. Система, получившая название Smart Scout, была показана на автомобиле G- Wagen. Она постоянно анализирует электромагнитное окружение и задействует необходимые меры противодействия. По заявлению Cassidian, глушитель «использует новую сверхбыструю интеллектуальную технологию глушения Smart Responsive Jamming Technology с целью существенного повышения уровня защиты. Эта система определяет и классифицирует радиосигналы, предназначенные для приведения в действие придорожных бомб. Затем она начинает излучать сигналы глушения в реальном времени, точно подогнанные к вражеской полосе частот. Таким образом, благодаря новому цифровому приемнику и технологиям обработки сигналов вполне реально достичь времени реакции намного меньше миллисекунды».
Одна из основных угроз для военных машин приходит снизу. Взрыв под машиной может иметь два типа воздействия: первое – пробивание днища машины и, как следствие, убийство сидящих внутри, или его повреждение настолько, что серьезные травмы наносятся даже без нарушения целостности днища, второе – отрыв машины от земли, что ведет к эффекту «падения», зачастую более опасному, чем само ускорение вызванное взрывом.
Проще говоря, активное противодействие воздействию мины или закопанного СВУ означает, что система защиты должна a) исключить пробивание, b) ограничить деформацию, c) снизить ускорение на экипаж и d) минимизировать высоту подбрасывания транспортного средства.
Пассивные системы могут справиться с взрывами под днищем, но это накладывает большие ограничения, и основное из них – увеличение дорожного просвета, поскольку максимальное давление уменьшается пропорционально квадрату дистанции. Еще одним фактором является форма днища. Типичная V-образная форма позволяет отклонить взрывную волну и соответственно уменьшить давление. Устанавливаемая под машиной и поглощающая энергию броня также способствует снижению воздействия взрывной волны, но для того, чтобы избежать громоздких решений здесь приходится идти на компромисс между толщиной и массой. Одновременное сочетание этих трех решений при сохранении оптимального дорожного просвета ведет к увеличению габаритной высоты, что означает большую заметность и более высокий центр тяжести, негативно влияющий на устойчивость машины.
Если силы, приложенные к листу металла и направленные вверх и вниз, в равной степени уравновешены, он не сдвинется и не деформируется. Реализация этого теоретического положения в практику является нелегкой задачей, особенно когда направленный вверх импульс вызван взрывом мины и фактически нет времени на ответную реакцию. Впрочем, для Роджера Сломана, управляющего британской компанией Advanced Blast & Ballistic Systems (ABBS), при просмотре видео взрывных испытаний в замедленном воспроизведении стало понятно, что понятие «нет времени» было неправильным. С момента, когда ударная волна ударяет по днищу машины и моментом когда машина начинает движение и отрывается от земли, проходит от 5 до 6 миллисекунд, что вполне достаточно для того, чтобы запустить противодействующую силу – в основном соизмеримое воздействие направленное вниз. Таким образом, необходимо было найти какие-то энергетические решения не сильно влияющие на размеры и массу транспортных средств – либо на основе систем отдачи (отката), либо ракетных двигателей. Последние были отобраны в качестве предпочтительного решения. При финансировании британским минобороны компания ABBS начала разработку многономенклатурного семейства продуктов. В него вошла система VGAM (Vehicle Global Acceleration Mitigation – ослабление общего ускорения транспортного средства), снижающая угрозу общего ускорения, и система VAFS (Vehicle Armoured Floor Stabilisation – стабилизация бронированного днища транспортного средства), снижающая или исключающая деформацию днища.
На фото четко виден столб дыма, появляющийся из центральной трубы. При этом автомобиль почти не отрывается от земли. Это демонстрирует то, что сила направленная вниз позволяет уменьшить общее ускорение направленное вверх
Глушение
В то время как немногое можно сделать против ракеты, которая уже летит по своей траектории, кроме использования некоторых устройств описанных в этой статье, много больше можно было бы сказать о так называемых самодельных взрывных устройствах (СВУ). Некоторые чрезвычайно умные и довольно впечатляющие, если не слегка пугающие, решения также описаны здесь, но это скорее решения направленные на «латание дыр», нейтрализацию произошедшего агрессивного действия, а не упреждающие меры.
Ну а как тогда предотвращение агрессивного действия с самого начала? Самая первая мера – избегать привычных и рутинных действий. Тех мест, где враг начинает вас ждать. Но иногда не существует альтернативы, в таком случае интеллект разведывательных систем должен иметь преимущество, чтобы обнаружить «установщиков» бомб. Но понятно, если мы имеем массу проблем даже в борьбе с нелегалами и контрабандистами, нелегально пересекающими наши четко определенные границы, что же говорить об отслеживании повстанцев, зарывающих бомбы ночью на пустынной тропе!
Впрочем, в отличие от РПГ, закопанные или придорожные бомбы приводятся в действие с дистанции, либо при помощи телевизионных средств управления, либо телефонов, а это в свою очередь означает, что некоторые машины в колонне могли бы оборудоваться станциями активного радиоэлектронного подавления (глушителями), например. Легче сказать, чем сделать, поскольку глушители могут неблагоприятно повлиять на собственные радиостанции, вооружение и другие системы (не говоря уже об электронике самого транспортного средства!), особенно в то время, когда солдаты оснащаются все большим количеством электронных приспособлений. Поэтому глушители, как средство борьбы, всегда необходимо модернизировать не только касательно потенциальных угроз, но также касательно собственных систем для того, чтобы быть уверенными, что они не заглохнут или вообще не выйдут из строя навсегда.
Новейшая разработка от компании Cassidian обрабатывает большие объемы данных, что вполне соответствует требованиям изложенным выше. Система, получившая название Smart Scout, была показана на автомобиле G- Wagen. Она постоянно анализирует электромагнитное окружение и задействует необходимые меры противодействия. По заявлению Cassidian, глушитель «использует новую сверхбыструю интеллектуальную технологию глушения Smart Responsive Jamming Technology с целью существенного повышения уровня защиты. Эта система определяет и классифицирует радиосигналы, предназначенные для приведения в действие придорожных бомб. Затем она начинает излучать сигналы глушения в реальном времени, точно подогнанные к вражеской полосе частот. Таким образом, благодаря новому цифровому приемнику и технологиям обработки сигналов вполне реально достичь времени реакции намного меньше миллисекунды».
Автор: Alex Alexeev