Неземная красота «Аллигатора»
Серийный Ми-24А
Испытания показали, что фактическая огневая мощь «Черной акулы» даже превосходила заявленную. А если сравнивать Ка-50 и Ми-24, то превосходство по дальности и кучности стрельбы у «акул» оказалось более чем двукратным, хотя вооружение по калибру одно и то же. С расстояния в три с половиной километра снаряды, выпускавшиеся из пушки 2А42 ложились буквально в «десятку». Соответственно расход боеприпасов, а значит количество поражаемых целей у «Черных акул» значительно выше, чем у любого другого вертолета. Проводились пробные пуски управляемыми ракетами «Вихрь». Стреляли по опорному пункту боевиков – полуразрушенному строению на вершине одной из горок. Пуск был произведен при сложной видимости в облачной дымке. «Вихрь», как в кино, влетел точно в оконный проем и полностью уничтожил цель.
Об энерговооруженности и маневренности «Черной акулы» в условиях гор говорит такой пример. В самом начале января 2001-го группа из Ка-50 и Ми-24 проводила разведку в районе села Комсомольское – известного пристанища банды Гелаева. На дне ущелья Комсомольское-Грушевое определили возможные цели: замаскированную коновязь и домик для отдыха. Летчики получили подтверждение, что этими объектами активно пользуются боевики, и приказ: цели уничтожить. Ка-50 дал ракетно-пушечный залп по домику, превратив его в пыль. На земле раздался мощнейший взрыв. Позже выяснилось, что сдетонировал крупный склад взрывчатых веществ. Навстречу вертолету полетел шквал камней и бревен. Однако Ка-50 с вертикальной скоростью около 30 м/с, словно мячик, подскочил на высоту полтора километра и не получил никаких повреждений.
После этого случая пилоты и Ми-24, и Ми-8, и Ка-50 единодушно пришли к мнению, что «Черная акула» – тот самый горный вертолет, которого катастрофически не хватает армии еще с афганской войны. Скольких трагедий можно было бы избежать, если бы вертолеты, подобно Ка-50, могли крутиться в тесных ущельях вокруг своей оси, перескакивать неожиданно возникающие в горах препятствия, подниматься вверх со скоростью, троекратно превосходящую ту, которую может с большим усилием выжать даже Ми-28Н. Важнейшим результатом работы стало не только подтверждение действительно прекрасных характеристик «Черной акулы», но и открытие новой, по сути, тактики, реализованной в боевой ударной группе.
Вертолет, каким бы прекрасным он ни был, очень уязвим. И сбить ту же «акулу» большого труда не составит. Но это в том случае, если мы будем руководствоваться наставлениями, которые писали еще в середине прошлого века.
По новой тактике, ударные вертолеты должны барражировать в безопасном районе, ожидая команды на атаку. Получив целеуказание, они стремительно выходят в район атаки, наносят свой разящий удар и сразу уходят из зоны боя. Управляться ударная группировка должна с вертолета, выполняющего функции командного пункта, при этом не голосом, а в телекодовом режиме и символьном виде. Враг не должен слышать переговоры летчиков и их командиров, тогда появление атакующих вертолетов будет неожиданным. Сам летающий КП обязан быть оборудован самыми современными системами наблюдения, получать дополнительную информацию со спутников, с самолетов типа АВАКС, от наземных авианаводчиков, также имеющих поддержку перечисленных систем воздушно-космического наблюдения. В таком случае эффективность применения боевых вертолетов и безопасность их полетов возрастают многократно.
Все это, пусть и не полностью, но было опробовано десять лет назад. Воздушный пункт наблюдения и целеуказания - Ка-29ВПНЦ - летал на недосягаемой для ракетных «игл» высоте и держал закрытую телекодовую связь с «акулами». На экране дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация о местонахождении, рельефе местности и координатах цели, которую необходимо было уничтожить. Ка-50 были оборудованы отечественной спутниковой навигационной системой «Абрис», позволявшей летать по цифровой карте местности с огибанием рельефа фактически вслепую и выходить на цель с точностью в несколько метров.
По возвращении в Москву в управлении армейской авиации был составлен детальный отчет о работе боевой ударной группы и особенно Ка-50, сделано около 40 замечаний по самой группе и по «Черной акуле». Однако летчики, принимавшие участие в испытаниях и писавшие свой отчет, были уверены, что действительно начинается настоящая работа по вводу в строй новой техники и новых тактических приемов. И это для них было главным!
Увы, все отчеты о работе Ка-50 в Чечне и предложения по более активному применению боевых ударных групп положили под сукно. Во время памятного «принуждения к миру» 08.08.08 тактика использования вертолетов, успешно опробованная в 2001-м, не применялась.
Сразу после завершения испытаний тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина чуть ли не силой затянули в Ростов-на-Дону, на завод, где планировалось собирать Ми-28Н. Трудно сказать, каким образом, но НГШ убедили-таки, что Ка-50 – вертолет очень плохой, а вот «Ночной охотник» - то, что армии нужно. В прессе развернули компанию по дискредитации «Черной акулы». Даже на страницах одной очень патриотичной газеты прошел «солидный» круглый стол под названием «Пилот и вертолет». Цель столосидения – залить Ка-50 грязью так, чтобы и светлого места не осталось.
Ка-50Ш
В чем же упрекали «Черную акулу»? Прежде всего, в том, что машина одноместная. Все оппоненты и по сей день просто бьются в истерике, доказывая, что не может один человек и управлять вертолетом, и воевать одновременно. «Камовцам» бросили упрек в том, что их машина еще двадцать лет назад была на 80 процентов автоматизирована и компьютеризирована. В заслугу Ми-28 ставили то, что он управлялся и будет управляться двумя членами экипажа, а не какой-то там автоматикой. Но ведь ясно, что войны будущего – это не битвы людских масс и не поединки отдельных образцов техники, а сражения систем и боевых комплексов. И воздушные бойцы шестого поколения, скорее всего, будут беспилотными летательными аппаратами. Не в США и ни в одной из стран НАТО, а в СССР сделали первый шаг в этом направлении, попытавшись создать отчасти роботизированный боевой вертолет. Одна деталь. «Мозг» Ка-50 запоминал маршрут полета, и если летчик терял возможность управлять вертолетом, машина разворачивалась и возвращалась на базу в автоматическом режиме. Вместо того чтобы сосредоточить все усилия на создании аппаратуры максимально автоматического управления вертолетом Ка-50, деньги отдали привычному двухместному «охотнику».
Устав доказывать военным совершенно очевидные истины о перспективах развития боевого вертолетостроения, Сергей Михеев согласился сделать двухместный вариант «Черной акулы» - Ка-52 «Аллигатор». И получилась чудо-машина. В Ка-52 воплощено столько отечественных ноу-хау, которых нет даже на лучших вертолетах НАТО. У «Аллигатора» самый мощный в мире ракетно-артиллерийский комплекс вооружения. У него отличные оптико-электронные и радарные системы управления полетом и огнем. У него самая современная спутниковая навигация и закрытые телекодовые каналы связи. У него прекрасное компьютерное обеспечение. Он, как ни странно, задолго до «Ночного охотника» был полностью адаптирован к полетам ночью и, главное, к ведению ночной войны. Ми-28Н этому еще только «учится». Сегодня Ка-52 – единственный в мире боевой вертолет, оснащенный оптико-электронной системой защиты от всех видов переносных зенитно-ракетных комплексов. Сбить «Стингером» «Аллигатор» практически невозможно. Есть у него и множество других изюминок.
Замалчивать и дальше наличие у России такой замечательной боевой машины было бы просто неприлично. Впрочем, особо радужных иллюзий о перспективе массового вхождения Ка-52 в боевой строй армейской авиации строить не надо. Слишком хороша эта машина…
По логике, парк боевых вертолетов Российской армии должны составлять одноместные бойцы Ка-50, все более и более превращающиеся в летающие роботы, и однотипные им командные Ка-52, способные к самостоятельной войне. В Минобороны решили иначе. Основой армейской авиации будут морально устаревшие Ми-28Н. «Аллигаторам» же отведут некую вспомогательную роль и спрячут на очень Дальнем Востоке. А придет время – закроют в чреве «Мистралей».
Автор: Смирнов Вадим