Защита бронированных машин (Часть 5 заключительная)
Необходимо отметить, что внутри Rheinmetall Group еще одна компания занимается пассивной защитой, Rheinmetall Ballistic Protection GmbH, получившая свое новое имя 1 января 2013 года. Прежде она носила название Rheinmetall Verseidag Ballistic Protection GmbH. Полностью принадлежащая компании Rheinmetall, эта фирма специализируется на разработке и производстве решений бронирования для легких военных машин, в которых используются такие материалы как керамика, продвинутые металлы и специальные ткани.
Хотя Ruag Defence до сих пор имеет в своем портфолио решения по динамической защите (активно-реактивному бронированию), но более уже не выглядит в глазах потребителей ультрасовременной компанией, способной повысить живучесть средних и тяжелых машин. В связи с этим швейцарская компания обратила свое внимание на совершенствование полностью пассивных решений, которые могут справиться с кинетическими и кумулятивными зарядами. Система SidePro-ATR значительно выходит за рамки агрессивности РПГ-7, поскольку может справиться с кумулятивными зарядами, используемыми в симметричных сценариях, тогда как базовый вариант гарантирует баллистическую защиту Уровня 5. SidePro-ATR была впервые показана публике в 2012 году, эта система масштабируема и таким образом может использоваться как на БТР, так и на танках. В своем базовом варианте она имеет толщину 400 мм, а ее масса сравнима с массой реактивного решения (то есть примерно 300 кг/м2). Эта система была квалифицирована для танка Leopard 2A4. Уровень баллистической защиты может быть значительно повышен вплоть до того, что система выдержит попадание 120-мм удлиненного сердечника, хотя никаких данных в этой связи представлено не было.
Масштабируемость SidePro-ATR позволяет применять ее в симметричных и асимметричных боевых сценариях. Еще одно решение для борьбы с кинетическими боеприпасами и СВУ под обозначением SidePro-KE/IED было проверено на бронированной разведывательной машине Fennek, стоящей на вооружении Германии и Нидерландов. В основном базируясь на керамике, это решение предназначалось для борьбы с СВУ первого поколения. Новые придорожные бомбы, применяемые на различных ТВД, образуют тысячи высокоскоростных осколков, и поэтому появилась необходимость в очень хороших многоударных характеристиках. С тех пор компания Ruag доработала систему KE/IED, уйдя от керамики и применив многослойные пакеты нераскрываемого типа. Новое решение SidePro-KE/IED, доступное с 2012 года, обеспечивает защиту Уровень 4/Уровень 5 от кинетического вооружения и имеет чрезвычайно высокие многоударные характеристики. Если исходить из предположения, что шасси изготовлено из баллистической стали толщиной 7 мм, то панель толщиной 30 мм могла бы полностью обеспечить требуемую защиту, при этом система KE/IED позволяет иметь минимальное приращение массы, зависящее только от типа машины. Это решение находится на рассмотрении у нескольких производителей.
Пример снижения массы для машины 8 х 8 с компонентами, изготовленными из IBD FLEXICOMP
Масса в кг
Компания Ceradyne также участвует в программе Marines Personnel Carrier в сотрудничестве с Lockheed Martin и Patria по машине для морской пехоты на базе финской Patria AMV. Стоит заметить, что 28 ноября 2012 года было объявлено о том, что компания Ceradyne была приобретена 3M Group, что позволит ей больше инвестировать в НИОКР и инновационные решения.
Интегрирование конструкции и защиты является очень востребованным решением для легких машин. На выставке AUSA 2012 компания Polaris Defence показала прототип автомобиля на базе Humvee с новой концепцией, разработанной ею совместно с M9 Defense. Задача состоит в снижении собственной массы при сохранении и повышении уровней защиты. Для этого команда Polaris-M9 удалила всю накладную броню, чтобы взглянуть на концепцию конструкционной брони. Далее с машины было снято всё, оставлено только голое шасси, а затем на него одели легкую гибридную (сталь-композиционный материал) конструкцию. Эта конструкционная броня может обеспечить защиту Уровня 3 при массе 70 кг/м2, а при массе 83 кг/м2 она способна выдержать 12,7 x 99 мм пулю, хотя в группе Polaris-M9 уверены, что смогут достичь Уровня 3+ (12,7-мм бронебойная пуля). Решение от Polaris-M9 позволяет также защитить двигатель. В то время как стандартный бронированный автомобиль Hummer весит примерно 6350 кг, предлагаемое решение позволяет снизить его массу до 3400 кг. В гибридной конструкционной броне используется неэкзотический материал, что позволяет команде Polaris-M9 говорить о стоимости нового решения, сравнимой со стоимостью текущих решений. Кроме того, этот материал формуется в сложные формы, что позволяет получить среди прочего бесшовные V-образные формы днища. Получение заданной формы достигается за счет гидравлического формования – высокоскоростного процесса способствующего снижению стоимости. По заявлению команды Polaris-M9 подобная технология позволяет снизить массу на 40 процентов.
Демонстрация непневматических колес от компании Polaris Defence
В уравнение защиты входит еще один член, напрямую касающийся мобильности – колесо. После приобретения компании Resilient Technologies фирма Polaris Defence в настоящее время предлагает непневматические колеса (NPT). Расход колес является одной из самых основных логистических проблем на ТВД и решение NPT во многих случаях поможет решить ее. По данным командования силами специальных операций в Афганистане обычные шины проходят примерно 1300 км, тогда как колесо NPT пробитое 12,7-мм пулей может пройти свыше 8000 км и, следовательно, вытеснить из цепочки поставок запасные колеса, одновременно улучшив качество езды. Для автомобилей Hummer уже были изготовлены прототипы NPT. Текущей целью является набор колес NPT для машины массой 7,7 тонны, что составляет почти полную массу варианта JLTV General Purpose. По словам представителей компании, моделирование показало, что масса может достигать 18 тонн, другими словами колеса могут выдержать машину класса Mrap. При повышении грузоподъемности технология остается той же самой, а программы моделирования, разработанные компанией, позволяют делать очень точные прогнозы. Что будет меняться так это материал, который должен адаптироваться к массе, которая в свою очередь еще должна появиться в будущем.
Автор: Alex Alexeev