«Второе дыхание» истребителя F-5



"Нортроп" побила конкурентов двумя картами - дешевизной (F-5A стоил на 100 000 долл. меньше, чем самый дешевый вариант F-104, лишенный РЛС и навигационной системы) и возможным "международным" выбором Т-38 с которым он имел много общего, в качестве единого учебно-тренировочного самолета НАТО. Официально о выборе F-5A в качестве истребителя, предназначенного для поставок в рамках взаимной помощи, Пентагон объявил в апреле 1962-го, а в августе того же года был заключен контракт на серийное производство 170 одноместных F-5A и учебно-боевых двухместных F-5B .



После успешно завершившихся боевых испытаний, эти самолёты начали поставляться в ВВС Южного Вьетнама.
Всего вьетнамцы получили 120 F-5A/B и RF-5A и не менее 118 более совершенных, модернизированных F-5Е, причем часть последних попала во Вьетнам из Ирана и Южной Кореи. Сведений о воздушных боях с "МиГами" не имеется, однако известно, что, по крайней мере, четыре разведчика RF-5A были сбиты над тропой Хо Ши Мина. В апреле 1975-го лейтенант ВВС Южного Вьетнама Нгуен Тхань Транг на своем F-5E отбомбился по президентскому дворцу в Сайгоне, после чего перелетел на один из аэродромов Северного Вьетнама. Эта бомбежка стала прологом победы Северного Вьетнама и панического бегства американцев из Сайгона.

В мае война закончилась. В качестве трофеев вьетнамским коммунистам досталось 87 F-5A/B и 27 F-5E. Часть их поступила на вооружение нескольких смешанных эскадрилий, имевших также и МиГ-21. К 1978 году все истребители этого типа сконцентрировали в 935-м истребительном авиационном полку, базировавшемся в Да Нанге, самолёты активно эксплуатировались до середины 80-х.


F-5Е на испытаниях в СССР


Советские лётчики-испытатели по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор из нее, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлет и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. F-5E летал во Владимировке около года, пока не разрушилась одна из шин шасси. После испытаний в НИИ ВВС самолет передали в ЦАГИ для проведения статических испытаний, а многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения фирмы "Нортроп" использовали при разработке отечественных машин.
Об этих испытаниях очень интересно и подробно вспоминает непосредственный их участник, Заслуженный летчик- испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник В.Н.Кондауров в своей книге «Взлетная полоса длиною в жизнь».

После скрупулезного анализа материалов, выводы испытаний F-5Е оказались таковыми:
– истребитель МиГ-21 БИС обладает лучшими разгонными характеристиками, скороподъемностью на скоростях более 500км/ч – за счет
большей тяговооруженности и угловыми скоростями разворотов на скоростях более 800 км/ч;
– на скоростях 750-800 км/ч ни один из самолетов преимуществ не
имеет – борьба шла на равных, но ближнего боя не получалось из-за больших
радиусов разворотов;
– на скоростях, меньших 750 км/ч F-5E обладает лучшими
характеристиками маневренности, и это преимущество увеличивается с увеличением высоты и уменьшением скорости полета;
– F-5E имеет более широкую область маневрирования, где
возможно выполнение установившихся виражей с радиусом меньшим 1800 метров;
– на F-5E лучший обзор из кабины пилота и более комфортная компоновка кабины;
– F-5E имеет больший боезапас, но меньшую суммарную скорострельность пушек, что позволяет иметь большее время стрельбы из них.

Кондауров писал об американском истребителе: «Не склонный выполнять энергичные маневры в полётной конфигурации крыла (механизация крыла убрана), он преображался, когда летчики переводили его в маневренную конфигурацию (отклоняли предкрылки и закрылки). Из тяжелого «увальня» он превращался в ласточку».

Отмечалось, что без применения механизации крыла F-5E преимущества в маневренности не имеет. На F-5E «Тайгер II» первых серий (именно один из таких самолетов осваивали советские летчики-испытатели), пилот с помощью переключателя, установленного на ручке управления двигателем (РУД), мог установить носки и закрылки в 5 фиксированных положений, приведенных мною в таблице. На самолетах F-5E поздних серий отклонение носков и закрылков сделали автоматическим – по сигналу с датчиков высоты и скорости.

Анализ проведенных испытаний заставил пересмотреть степень важности тех или иных параметров при оценке маневренности самолета.
Были разработаны тактические приемы ведения воздушного боя с F-5E и рекомендации строевым летчикам-истребителям. Общий смысл этих рекомендаций сводился к следующему: навязать противнику бой в условиях, где МиГ-21 БИС обладает преимуществами перед F-5E, и уклониться от боя (или попытаться выйти из него) при неблагоприятных условиях – пользуясь преимуществами в скоростных и разгонных характеристиках.

Несмотря на большую распространенность по всему миру, в США "Тигры" поступили только в специализированные подразделения "агрессоров" ВВС, флота и корпуса морской пехоты. По своим манёвренным характеристикам они оказались наиболее близкими к МиГ-21. В эскадрильи "агрессоров" отбирались лучшие летчики и неудивительно, что они довольно часто побеждали в схватках с куда более, современными F-14, F-15 и F-16.


F-5E ВВС Швейцарии


Старт программы модернизации истребителей F-5N был дан в 2000 году, когда ВМС США приняли решение приобрести в Швейцарии 32 самолета F-5F для замены списываемых F-5E. Первый полет модернизированный истребитель совершил в марте 2003 года. В 2004-м после принятия решения о создании эскадрильи на авиабазе Ки-Уэст министерство ВМС подписало соглашение на дополнительную поставку 12 самолетов. На предприятии компании «Нортроп-Грумман» в США из выслуживших срок службы F-5E и поставленных швейцарских самолетов собирается модернизированная версия F-5N.



При модернизации самолета F-5N использовались кабина и хвостовая часть бывших швейцарских самолетов и более новая центральная секция фюзеляжа швейцарского F-5E. Переоборудование заняло около 2 лет. В состав бортового радиоэлектронного оборудования входят новая навигационная система , интегрированный многофункциональный дисплей, которые позволят значительно улучшить возможности по навигации и пониманию пилотом ситуационной осведомленности. С самолёта демонтировано вооружение и аппаратура необходимая для его применения, что сэкономило вес. На модернизированные самолёты дополнительно установлена аппаратура фиксации различной полётной информации, система имитации вооружения с возможностью распределения точек запуска ракет, фиксацией цели и оценки эффективности применения имитируемого оружия.

Реализация второго этапа программы модернизации самолетов F-5F началась в сентябре 2005 года в рамках срочного оперативного требования руководства ВМС, принявшего решение дооснастить двухместными машинами новую «эскадрилью агрессоров», сформированную на авиабазе ВМС Ки-Уэст (штат Флорида).


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-18 и F-5 ВМС США, авиабаза Ки-Уэст


Первая машина совершила первый полет 25 ноября 2008 года и была передана 401-й учебной истребительной эскадрильи морской пехоты (VMFT-401, Юма, штат Аризона) 9 декабря 2008 года, второй F-5N поставлен 111-й смешанной эскадрилье в Ки-Уэст. Третий самолет был передан смешанной эскадрилье ( Фаллон, штат Невада) в январе 2010 г.



В настоящее время работы по модернизации закупленных в Швейцарии самолётов завершены.
9 апреля 2009 года состоялась торжественная церемония выкатки последней машины F-5N (бортовой номер 761550, первоначально собран на предприятиях компании «Нортроп» в 1976 году).

Однако, похоже, что история на этом не закончилась. В феврале 2014 года появилась информация о намерении США закупить в Швейцарии дополнительную партию истребителей F-5. В настоящее время швейцарские ВВС выполняют полеты на 42 истребителях F-5E и 12 F-5F. Они используются в качестве перехватчиков, буксировщиков воздушных мишеней, а также при патрулировании воздушного пространства.

Подержанные истребители будут выставлены на продажу после того, как будет принято решение о покупке 22 новых шведских истребителей JAS 39 Gripen E. Сделка по продаже боевых самолетов может состояться уже до конца 2014 года. Помимо ВМС США интерес к покупке самолетов проявили несколько американских частных компаний. Самолеты могут быть проданы по 500 тысяч франков за штуку (560 тысяч долларов).

До сих пор несколько сотен истребителей семейства F-5 состоят на вооружении ВВС более 10 государств.
Ряд фирм предлагает проекты модернизации их с целью продления срока службы на десять-пятнадцать лет. Так, с помощью израильской фирмы IAI модернизированы истребители Чили и Сингапура. Бельгийская SABCA модернизирует самолеты Индонезии, а "Нортроп-Грумман" совместно с фирмой "СамСунг" - южнокорейские машины. Таким образом, истребитель F-5 останется на вооружении и в первой четверти XXI века.

По материалам:
http://lenta.ru/news/2014/02/11/buy/
http://www.arms-expo.ru/049057052048124051052057050054.html
http://www.timawa.net/forum/index.php?PHPSESSID=lnv7bvvcgeucqr0367qvbuf4p0&topic=30187.0
Автор: Bongo