Израильские танки семейства Magach
До конца семидесятых годов Израиль не располагал танками собственной разработки. До появления бронемашин семейства Merkava израильским военным приходилось эксплуатировать технику зарубежного производства. К примеру, в начале шестидесятых годов Израиль получил от ФРГ некоторое количество американских танков M48. В израильской армии зарубежные танки получили новое обозначение – Magach. В дальнейшем это название использовалось для обозначения иных танков зарубежного производства.
Выбранное израильтянами название новой бронетехники в некоторой мере озадачило специалистов. За прошедшие с тех пор полвека появилась масса версий, пытающихся объяснить название Magach. Пожалуй, наиболее популярными являются версии, согласно которым название танков представляет собой некую аббревиатуру. Высказываются предположения о том, что слово «магах» является сокращением от выражений «Колесница героев», «Сорок восемь-три» (намек на модель танка M48A3) и т.д. Существуют даже шуточные расшифровки наподобие варианта «Электробритва». Однако разгадка оказывается гораздо проще. Название танков Magach переводится как «Удар рогом» или «Удар тараном». По каким-то до конца не понятным причинам командование израильской армии решило назвать полученные от Германии танки именно так.
Первый договор Германии и Израиля подразумевал передачу 150 танков M48 в счет репараций. До 1964 года немцы передали израильтянам первые 40 бронемашин, после чего поставки были прекращены. Информация об этом военно-техническом сотрудничестве двух стран попала в свободный доступ и возмутила арабские государства. Под давлением последних Германия была вынуждена прекратить поставку танков. Тем не менее, Израиль все же получил 110 оставшихся машин – их ему передали США.
Передача 110 танков M48 была лишь первым шагом. В середине 1970 года официальный Иерусалим заказал 100 танков M48A1 и 150 машин M60 в нескольких модификациях. В самом начале 1971 года Конгресс США одобрил такую сделку и до конца того же года израильские военные получили две с половиной сотни новых бронемашин. До конца семидесятых годов Израиль и США подписали еще несколько контрактов на поставку американских танков. Все эти машины, несмотря на принадлежность к разным моделям и модификациям, были отнесены к семейству Magach.
Magach 1
Первые танки M48A1, переданные Германией, в израильской армии получили обозначение Magach 1. Для удобства различные варианты зарубежных танков получили собственные обозначения. Интересной особенностью семейства «Магах» стали постоянные модернизации имеющейся техники. Время от времени израильская оборонная промышленность проводила модернизацию танков, из-за чего одна боевая машина за годы своей службы могла сменить несколько обозначений. Эта особенность семейства танков Magach, в частности, серьезно затрудняет определение количественных аспектов техники той или иной модификации.
По мере создания новых модификаций с использованием более совершенного оборудования или вооружения характеристики танков Magach 6 постоянно росли. Тем не менее, по состоянию на конец восьмидесятых годов бронетехника этого типа уже устарела. Ее боевые качества позволяли бороться только со средними и основными танками старых моделей. Требовалось кардинальное обновление имеющейся техники с повышением ее характеристик. По этой причине началось создание проекта Magach 7.
Базовое шасси танков M60 предлагалось оснащать дизельным двигателем AVDS-1790-5A мощностью 908 л.с. Корпус и башня модернизируемых танков должны были получать дополнительное бронирование, состоявшее из навесных модулей, интегрированной и динамической защиты. В результате доработок корпус и башня базовых танков приобрели характерные угловатые формы. Следует отметить, форма дополнительно забронированной башни разных модификаций танка Magach 7 отличалась друг от друга. Так, танк Magach 7A получил вертикальную дополнительную лобовую броню. Проект Magach 7C, в свою очередь, подразумевал установку клиновидной лобовой брони с большим углом наклона броневых блоков.
По некоторым данным, в первой половине девяностых годов был создан проект Magach 7B, фактически ставший переходным звеном между танками «7A» и «7C». Серийное переоборудование танков «Магах» в модификацию «7B» не велось. За несколько лет все имевшиеся у Израиля танки Magach 7 были переоборудованы в модификацию «7B».
Объемы военно-технического сотрудничества США и Израиля были достаточно велики, в результате чего последний получил более полутора тысяч танков M48 и M60 различных модификаций. На разных этапах модернизации танков семейства Magach через заводы проходило различное количество боевых машин. К примеру, по проекту Magach 6B Gal BATASH переделали лишь 25 танков, после чего дальнейшее производство этой техники посчитали нецелесообразным по причине чрезмерной боевой массы. Иные модификации танков «Магах» были более успешными и изготовлялись сериями по несколько сотен единиц.
Точное количество танков той или иной модификации неизвестно. Тем не менее, имеются сведения, согласно которым до версии Magach 5 были доведены около 200 танков. Общее количество танков «Магах-6» достигло 550-560 единиц, а машины типа Magach 7 двух модификаций имелись в войсках в количестве более 1000 штук.
Приведенные цифры отражают состояние парка танков «Магах» в середине двухтысячных годов. К 2006 году вся бронетехника этого семейства была выведена в резерв и уступила свое место более современным машинам Merkava. Первые танки американского производства, доработанные Израилем, отправились в резерв в начале девяностых годов. За следующие 12-15 лет их судьбу повторили остальные машины Magach. Таким образом, существующие сведения о количестве техники на хранении показывают, какие танки семейства и в каком количестве использовались в войсках на момент их выведения в резерв.
Принятые на вооружение в начале шестидесятых годов танки Magach активно использовались в различных вооруженных конфликтах, начиная с Шестидневной войны. В этом конфликте Израиль потерял несколько танков Magah 1 (M48). После этого бронемашины «Магах» с переменным успехом использовались во всех войнах с участием Израиля, пока не были выведены в резерв.
Вооруженные конфликты помогали израильской оборонной промышленности собирать информацию о реальных боевых возможностях техники и учитывать ее при разработке новых модификаций. К примеру, последние модификации танков «Магах» с усиленным навесным бронированием создавались с учетом особенностей обстановки в Южном Ливане. Так, танк Magach 6B Gal BATASH в некоторых источниках упоминается как Magah 6 KASAG. Дополнительный индекс в названии расшифровывается как «Кав саголь» («Пурпурная линия») – граница территорий Южного Ливана, находившихся под контролем Израиля до 2000 года.
Танки семейства Magach оказали большое влияние на израильскую оборонную промышленность. Регулярно обновляя и совершенствуя бронетехнику американского производства, Израиль получил большой опыт в деле создания танков. В итоге это позволило ему разработать и построить большой серией танки Merkava нескольких модификаций. Новейшие боевые машины Merkava Mk.IV считаются одними из лучших представителей своего класса, и в этом есть определенная заслуга многочисленных проектов с общим именем «Магах».
M60 Magach 7c
По материалам сайтов:
http://israeli-weapons.com/
http://globalsecurity.org/
http://military-today.com/
http://dogswar.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Выбранное израильтянами название новой бронетехники в некоторой мере озадачило специалистов. За прошедшие с тех пор полвека появилась масса версий, пытающихся объяснить название Magach. Пожалуй, наиболее популярными являются версии, согласно которым название танков представляет собой некую аббревиатуру. Высказываются предположения о том, что слово «магах» является сокращением от выражений «Колесница героев», «Сорок восемь-три» (намек на модель танка M48A3) и т.д. Существуют даже шуточные расшифровки наподобие варианта «Электробритва». Однако разгадка оказывается гораздо проще. Название танков Magach переводится как «Удар рогом» или «Удар тараном». По каким-то до конца не понятным причинам командование израильской армии решило назвать полученные от Германии танки именно так.
Первый договор Германии и Израиля подразумевал передачу 150 танков M48 в счет репараций. До 1964 года немцы передали израильтянам первые 40 бронемашин, после чего поставки были прекращены. Информация об этом военно-техническом сотрудничестве двух стран попала в свободный доступ и возмутила арабские государства. Под давлением последних Германия была вынуждена прекратить поставку танков. Тем не менее, Израиль все же получил 110 оставшихся машин – их ему передали США.
Передача 110 танков M48 была лишь первым шагом. В середине 1970 года официальный Иерусалим заказал 100 танков M48A1 и 150 машин M60 в нескольких модификациях. В самом начале 1971 года Конгресс США одобрил такую сделку и до конца того же года израильские военные получили две с половиной сотни новых бронемашин. До конца семидесятых годов Израиль и США подписали еще несколько контрактов на поставку американских танков. Все эти машины, несмотря на принадлежность к разным моделям и модификациям, были отнесены к семейству Magach.
Magach 1
Первые танки M48A1, переданные Германией, в израильской армии получили обозначение Magach 1. Для удобства различные варианты зарубежных танков получили собственные обозначения. Интересной особенностью семейства «Магах» стали постоянные модернизации имеющейся техники. Время от времени израильская оборонная промышленность проводила модернизацию танков, из-за чего одна боевая машина за годы своей службы могла сменить несколько обозначений. Эта особенность семейства танков Magach, в частности, серьезно затрудняет определение количественных аспектов техники той или иной модификации.
По мере создания новых модификаций с использованием более совершенного оборудования или вооружения характеристики танков Magach 6 постоянно росли. Тем не менее, по состоянию на конец восьмидесятых годов бронетехника этого типа уже устарела. Ее боевые качества позволяли бороться только со средними и основными танками старых моделей. Требовалось кардинальное обновление имеющейся техники с повышением ее характеристик. По этой причине началось создание проекта Magach 7.
Базовое шасси танков M60 предлагалось оснащать дизельным двигателем AVDS-1790-5A мощностью 908 л.с. Корпус и башня модернизируемых танков должны были получать дополнительное бронирование, состоявшее из навесных модулей, интегрированной и динамической защиты. В результате доработок корпус и башня базовых танков приобрели характерные угловатые формы. Следует отметить, форма дополнительно забронированной башни разных модификаций танка Magach 7 отличалась друг от друга. Так, танк Magach 7A получил вертикальную дополнительную лобовую броню. Проект Magach 7C, в свою очередь, подразумевал установку клиновидной лобовой брони с большим углом наклона броневых блоков.
По некоторым данным, в первой половине девяностых годов был создан проект Magach 7B, фактически ставший переходным звеном между танками «7A» и «7C». Серийное переоборудование танков «Магах» в модификацию «7B» не велось. За несколько лет все имевшиеся у Израиля танки Magach 7 были переоборудованы в модификацию «7B».
Объемы военно-технического сотрудничества США и Израиля были достаточно велики, в результате чего последний получил более полутора тысяч танков M48 и M60 различных модификаций. На разных этапах модернизации танков семейства Magach через заводы проходило различное количество боевых машин. К примеру, по проекту Magach 6B Gal BATASH переделали лишь 25 танков, после чего дальнейшее производство этой техники посчитали нецелесообразным по причине чрезмерной боевой массы. Иные модификации танков «Магах» были более успешными и изготовлялись сериями по несколько сотен единиц.
Точное количество танков той или иной модификации неизвестно. Тем не менее, имеются сведения, согласно которым до версии Magach 5 были доведены около 200 танков. Общее количество танков «Магах-6» достигло 550-560 единиц, а машины типа Magach 7 двух модификаций имелись в войсках в количестве более 1000 штук.
Приведенные цифры отражают состояние парка танков «Магах» в середине двухтысячных годов. К 2006 году вся бронетехника этого семейства была выведена в резерв и уступила свое место более современным машинам Merkava. Первые танки американского производства, доработанные Израилем, отправились в резерв в начале девяностых годов. За следующие 12-15 лет их судьбу повторили остальные машины Magach. Таким образом, существующие сведения о количестве техники на хранении показывают, какие танки семейства и в каком количестве использовались в войсках на момент их выведения в резерв.
Принятые на вооружение в начале шестидесятых годов танки Magach активно использовались в различных вооруженных конфликтах, начиная с Шестидневной войны. В этом конфликте Израиль потерял несколько танков Magah 1 (M48). После этого бронемашины «Магах» с переменным успехом использовались во всех войнах с участием Израиля, пока не были выведены в резерв.
Вооруженные конфликты помогали израильской оборонной промышленности собирать информацию о реальных боевых возможностях техники и учитывать ее при разработке новых модификаций. К примеру, последние модификации танков «Магах» с усиленным навесным бронированием создавались с учетом особенностей обстановки в Южном Ливане. Так, танк Magach 6B Gal BATASH в некоторых источниках упоминается как Magah 6 KASAG. Дополнительный индекс в названии расшифровывается как «Кав саголь» («Пурпурная линия») – граница территорий Южного Ливана, находившихся под контролем Израиля до 2000 года.
Танки семейства Magach оказали большое влияние на израильскую оборонную промышленность. Регулярно обновляя и совершенствуя бронетехнику американского производства, Израиль получил большой опыт в деле создания танков. В итоге это позволило ему разработать и построить большой серией танки Merkava нескольких модификаций. Новейшие боевые машины Merkava Mk.IV считаются одними из лучших представителей своего класса, и в этом есть определенная заслуга многочисленных проектов с общим именем «Магах».
M60 Magach 7c
По материалам сайтов:
http://israeli-weapons.com/
http://globalsecurity.org/
http://military-today.com/
http://dogswar.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher