Доставка до берега (Разработка новой машины для корпуса морской пехоты США)




На БМП Terrex сингапурской армии установлен дистанционно управляемый боевой модуль, вооруженный 40-мм гранатометом и 7,62-мм спаренным пулеметом


Компания SAIC объединилась с сингапурской ST Kinetics и представила платформу на базе БТР Terrex 8x8, стоящего на вооружении сингапурской армии. На текущий момент представители компании не уточняют специфическую информацию по интеграции платформы в программу MPC, но стоит заметить, что корпус серийных сингапурских машин Terrex цельносварной, изготовлен из броневой стали с дополнительной броней для повышения уровня защиты. Комплект модульного бронирования этих машин может быть модернизирован по мере развития технологий или изменения спектра угроз.

На сингапурские машины Terrex установлен дизельный двигатель Caterpillar C9 мощностью 450 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией Allison 4500SP, что позволяет развивать скорость примерно 65 миль/ч, а на плаву два кормовых гребных винта разгоняют машину до 6 миль/ч.

На базовый вариант Terrex в Сингапуре устанавливается дистанционно управляемый боевой модуль R-600 от австралийской EOS, который сингапурская армия несколько модифицировала для установки 7,62-мм пулемета и 40-мм автоматического гранатомета или 12,7-мм пулемета.

Также довольно немногословна компания GDLS со своим предложением, которая, конечно же, представила вариант машины из своего семейства Piranha, но пока еще не подтвердила свое участие в программе.

Компания могла бы потенциально иметь определенные преимущества в борьбе за победу в программе MPC, поскольку европейское подразделение General Dynamics European Land Systems уже изготовило большое количество машин Piranha для военных по всему миру, а сама GDLS продала варианты Piranha американской армии (Stryker) и морской пехоте (Light Armored Vehicle).

Пока не опубликовано предложение компании GDLS по программе MPC члены семейства машин Piranha имеют некоторые общие элементы, например амфибийные возможности, обеспечиваемые двумя высокопроизводительными винтами с рулями поворота. Также машины, как правило, имеют независимую подвеску всех колес и центральное расположение трансмиссии.

После того, как эти четыре прототипа завершат испытания и промышленные группы получат свои «инструкции», следующим этапом программы по MPC станет окончательная разработка и внедрение в производство. В рамках этого этапа претенденты будут бороться в открытом конкурсе как предусмотрено оборонным бюджетом на 2013 финансовый год.

Далее по программе будут отобраны два подрядчика, каждый предоставит для испытаний по три прототипа, после чего будет выбран основной подрядчик и принято решение о начальном производстве малой партии (на языке Пентагона решение «Milestone C»).

Впрочем, господин Пачеко из программного офиса по разработке новой машины заметил, что КМП США после полного завершения испытаний всех прототипов до сих пор официально не утвердил план на следующий этап разработки MPC, поскольку это зависит от решений, которые должны быть сделаны по проекту ACV. Он добавил, что предварительная дата готовности начального развертывания MPC, когда-то намеченная примерно на 2022 год, стала «плавающей целью» и что на программные требования для 579 платформ могут повлиять решения по программе ACV.

Еще одна Тарава?

Морская пехота намеревается купить 573 машины ACV, но как ожидается меньшее или большее их количество может повлиять на программу MPC тем или иным образом.

Исходя из этих предварительных потребностей, восемь пехотных батальонов (серьезное сокращение прежнего плана из 12 батальонов) могли бы сами развертываться с десантных кораблей, а оставшиеся 4 батальона могли бы быть доставлены на машинах MPC.


Судно на воздушной подушке Landing Craft Air Cushion (LCAC)


Некоторые члены Конгресса, жестко контролирующие финансирование каждого проекта, утверждают, что этой амфибийной силы может оказаться недостаточно. Они отметили, что для доставки MPC наряду с основными боевыми танками и другим вооружением могут потребоваться платформы для переброски с корабля на берег, например суда на воздушной подушке Landing Craft Air Cushion (LCAC) и другие десантные корабли. Аргумент, выдвигаемый критиками в Конгрессе, говорит о том, что снижение уровня проецирования амфибийной мощи при замене ACV на MPC может оказаться гораздо больше, чем кажется на самом деле.

«Создается впечатление снижения десантных и амфибийных возможностей страны», – сказал сенатор Джек Рид, председатель подкомитета по ВМС сенатского комитета по вооруженным силам. «Бронетранспортеры морской пехоты (Marine Personnel Carrier), по крайней мере, как это видится в настоящее время, потребуют для себя средств доставки от корабля до берега, чтобы вступить в бой, они не смогут вести наступательные действия на обороняемое побережье», – заявил он на слушаниях по оборонному бюджету на 2013 год, где запрашивалось финансирование на НИОКР в сумме 95 миллионов долларов на ACV и 40 миллионов долларов на MPC.

Рид отметил, что использование судов LCAC для транспортировки десантных сил означает, что меньше судов будет доступно для перевозки танков, артиллерии и других компонентов обеспечения. «Скорость создания боевого могущества на побережье будет значительно снижена, при этом увеличатся риски для самой десантируемой морской пехоты», – сказал он.

Подобным образом сенатор раскритиковал надежды, возлагаемые на машины MPC, поскольку будет необходимо две машины для транспортировки пехотного отделения, в то время как имеющиеся AAV или пока еще умозрительные машины ACV могут доставить на берег полностью все отделение, а это может означать, что «значительно больший объем и вес» понадобится для снаряжения морских пехотинцев на зачастую и так переполненных десантных кораблях ВМС.

Озабоченности сенатора Рида касаются вопроса не только общих амфибийных потребностей КМП США, но возможно и потребностей всех американских военных. Как собирается корпус расставить приоритеты между атакующей побережье машиной и защищенной мобильной платформой для действий сразу за прибрежной полосой, и какое сочетание этих возможностей ему (корпусу) необходимо или он способен себе позволить?

Как предполагалось, на подобные вопросы будут даны ответы на проходящем раз в четыре года так называемом обзоре обороны Quadrennial Defense Review (QDR) 2010 – проводимой на уровне Конгресса проверке военных программ и возможностей.

Министр обороны Гейтс сказал тогда, что определение того, как соответствующим образом измерить и профинансировать амфибийные (десантные) возможности, станет ключевым вопросом для QDR. После чего он дал в бюджете 2010 года передышку программе EFV, которая за всю свою 12-летнюю историю страдала от значительного роста расходов и нескольких остановок. В конечном счете, QDR должен был помочь определить решения по закупкам EFV, дать ответ на вопрос, необходимы ли Соединенным Штатам возможности насильственного вторжения.

В конечном счете, в аналитической части QDR открыто не было объявлено о том, как правильно сбалансировать десантно-штурмовые силы, какие возможности необходимы, в каком количестве, и проводятся ли еще какие-либо аналогичные работы. Программа EFV скорее была отменена в связи с тем, по крайней мере, по словам Гейтса, что она могла бы «по существу проглотить весь бюджет по машине для корпуса морской пехоты и большую часть от его общего бюджета, выделенного на закупки». При этом он добавил, что Пентагон будет «выделять средства на разработку более доступной и устойчивой плавающей машины» для обеспечения пехоты будущими средствами доставки от корабля до берега.

На сегодняшний день детали касательно амфибийных потребностей корпуса морской пехоты остались без ответа, ну а Пентагон в настоящее время готовится к следующему QDR. Генерал-майор Кеннет Маккензи, представитель КМП США на слушаниях QDR 2014, назначенных в Конгрессе на февраль 2014 года, в марте 2013 года говорил о том, что он еще не знает, будет ли в предстоящем обзоре рассматриваться необходимость программы по машине ACV.

Многими обозревателями операции десантирования на береговую линию и силового вторжения зачастую рассматриваются через призму боев времен Корейской или Второй мировой войн, включая бои высокой интенсивности, как например бои за Тараву (город и порт на атолле Тарава в Океании) в 1943 году, где морская пехота на побережье встретила ожесточенное сопротивление японцев.

Согласно мнению генерала Маккензи, в современных боевых действиях амфибийные силы использовались несколько иначе, и планирующие органы корпуса не рассматривают эти нелегкие и сложные маневры в качестве будущей модели. «Я полагаю, что лучшим примером того, что значат амфибийные средства для корпуса морской пехоты, является оперативная группа 58; здесь можно отметить высадку под командованием генерала Джима Меттиса на побережье Пакистана и совершение броска в глубину в южный Афганистан. Ни одна плавающая машина не пересекла побережье в той операции – просто это было продиктовано географическими особенностями».

В ноябре 2001 года оперативная группа 58 начала свое наступление с десантных кораблей в северной части Аравийского моря, далее совершив бросок на вертолетах и транспортной авиации 70-х годов, заняла взлетную полосу и организовала передовую базу близь Кандагара. Несколько месяцев спустя ее сменили воздушно-десантные силы американской армии.

«Вы ударяете своей подавляющей силой со стороны моря в тот момент и в то место, которое вы выбрали. Вот пример современной десантной операции», – описал генерал Маккензи эту операцию.

«Бог хранит парней высадившихся в Тараве, но никто не хочет повторения этого, поэтому мы полагаем, что подобный сценарий очень маловероятен сегодня; вы находите слабое место в обороне противника, движетесь в тот район, где он вас не ожидает, вы продвигаетесь в глубь обороны и ударяете стратегически», – добавил он.

Впрочем, генерал Маккензи заметил, что КМП США все же желает иметь возможности двигаться к побережью через прибрежные воды, если географические условия и обстоятельства требуют проведения такой операции. «Никто не хочет сражаться не берегу, вы хотите пересечь его, вы хотите подавить его… и вы хотите идти дальше. Вам совершенно не улыбается закончить сражение на прибрежной кромке воды», – заметил он.

«Красота машины AAV или ACV в том, что вы не останавливаетесь на пляже, вы двигаетесь вглубь… поскольку место вашего десантирования на берегу очень уязвимо».

Генерал добавил: «Мы хотим сохранить две экспедиционные бригады морпехов способных на силовое вторжение в любой точке земного шара. Это минимальная планка для нас».

В то время как авиационные средства являются ключевым элементом при проведении операций этих бригад, тем не менее, при определенных обстоятельствах они должны будут взаимодействовать с надводными боевыми компонентами, которые как надеются в КМП США, будут состоять из машин MPC и машин, предназначенных для замены устаревших AAV (планируется, что ACV достигнет этапа начального поступления на вооружение где-то в 2020 – 2022 годы).

Выдвигаются также аргументы против покупки больших объемов амфибийного вооружения. Доводы здесь следующие: корпус в последние десятилетия не очень часто штурмует побережья, а флот в настоящее время не намерен держать свои корабли ближе 25 миль от вражеской береговой линии для того, чтобы защитить боевые катера и личный состав от постоянно возрастающей угрозы активного препятствования противником высадке на побережье; кроме того, одной из самых затратных частей проекта по машине EFV было требование быстро доставить пехотинцев к берегу из-за пределов 25-мильной зоны.

Тем не менее, командование корпуса морской пехоты здесь не совсем согласно и указывает на необходимость иметь полный набор военных средств и инструментов. Официальные представители КМП США аргументируют это тем, что амфибийные силы могли быть полезны для захвата плацдарма с целью открытия жизненно важных путей снабжения по суше, например в случае атаки или закрытия Ормузского или Малаккского проливов.

Амфибийные силы также участвовали в эвакуации американских граждан из Ливана в 2006 году, кроме того, явная угроза десантно-штурмовой атаки была использована для отвлечения нескольких иракских дивизий во время войны в Заливе в 1990-1991 годах.

Использованы материалы:
Jane’s Defence Weekly
www.marines.mil
Автор: Alex Alexeev