Чем нам грозят санкции Запада?

В свете событий недавнего времени западные политики всё активнее призывают к экономическому давлению на Российскую Федерацию. В данном материале предлагается рассмотреть, какие способы воздействия есть в арсенале наших партнеров по борьбе с терроризмом, когда и как они применялись, чем это может навредить отечественной промышленности и экономике, а также попробовать разобраться, какие конкретные действия можно предпринять для нивелирования последствий от такого рода внешних воздействий.

Исламская Республика Иран

Пожалуй самой "опытной" жертвой санкций со стороны Запада является Иран. В 1979 году, после свержения шаха и установления Исламской Республики, США, а затем и ЕС, последовательно накладывали на Тегеран разнообразные санкции. Такие, как:

• бойкот иранских нефтепродуктов;
• заморозка активов на счетах банков (около 100 млрд. долл.);
• эмбарго и запрет деятельности американских контрагентов на территории Ирана, запрет любого экономического обмена с США;
• запрет международным (к слову независимым) организациям на выдачу кредитов и любую помощь Ирану;
• запрет на инвестирование в иранскую экономику для нерезидентов США (предусматривающий ответной мерой ограничения для таковых на ведение экономической деятельности на территории США).

Таким образом, экономика Ирана понесла ощутимые потери. В частности, на территорию Ирана запрещен экспорт современных обрабатывающих станков, автоматических линий и прочего производственного оборудования. Эти действия в первую очередь направлены на компанию Iran Khodro, крупнейшего в регионе и тринадцатого (когда-то) в мире производителя легковых автомобилей. Такой запрет привел к тому, что предприятие элементарно не может обновить свою производственную базу, и результаты этой проблемы вполне ощутимы: сокращение производственной программы с 1500 тыс. автомобилей в 2011 до 800 тыс. в 2013. Также стоит отметить, что эта область промышленности — зависима, значительная часть автокомпонентов импортная, местные поставщики отсутствуют, либо не конкурентоспособны по критериям стоимости, качества и объема производства. Естественно, вынужденное импортозамещение приводит к ухудшению качества продукции и снижению её экспортного потенциала.

Очевидно, что таким образом западные (европейские) производители выдавливают из рынков сильного конкурента, а проводниками их воли являются инициаторы санкций.


Отверстие для трехлучевой звезды на новой кабине КамАЗа как зеркало проблем отечественного автомобилестроения


При этом фактически отечественными в составе современного автомобиля КамАЗ останутся только рама, устаревший мотор и кабина, и то лишь в некоторых модификациях.

Таким образом, санкции с запретом поставок этого оборудования моментально остановят сборочный конвейер предприятия, заставив его вернуться к производству устаревшей продукции.

Самое грустное в этой истории то, что в России есть разработчики отечественных компонентов, желающие создавать качественные продукты и обладающие соответствующей компетенцией. Однако деятельность компаний-новаторов, тех экономических субъектов, от успешности которых зависит качество отечественных компонентов, сталкивается с непониманием и сопротивлением со стороны промышленности.

В пример можно привести компанию Транзас, производителя современных пилотажно-навигационных комплексов, оборудование которой не включается в состав новейших российских самолетов. Или ещё один пример: компания Супервариатор в течение четырех лет разрабатывает перспективную электромеханическую бесступенчатую коробку передач, способную на равных конкурировать с новейшими разработками иностранных конкурентов, пока недоступных на российском рынке. За это время был создан серьезный задел в этом направлении. На осколках практически разрушенной автомобильной промышленности, стремительно деградирующей научной школы посредствам немыслимых усилий был собран коллектив способных инженеров и разработчиков, найдены инвесторы (в том числе государственный банк ВТБ), вложившие ощутимые средства в эту разработку. В результате работ был создан макет, проведены испытания и даже защищен эскизный проект (вызвавший восторг у технических специалистов завода) коммерческого продукта для одного из российских производителей. И всё это для того, чтобы отечественные предприятия не внедряли в состав своих изделий иностранные, морально устаревшие коробки передач, давно сошедшие с конвейеров в Европе.

Выводы

Санкции, в случае их применения, могут больно ударить по наиболее высокотехнологичным, а значит, обеспечивающим максимальную маржинальность и большое количество рабочих мест отраслям, таким, как авиационная или автомобильная промышленность, космос, радиоэлектроника и пр.

Для нивелирования возможных последствий необходимо как можно скорее восстановить станкостроительную промышленность, организовать инструментальное производство, а также организовать хорошо диверсифицированное, конкурентоспособное производство компонентов на территории России.

Достичь этого можно инвестированием средств в реальный сектор экономики, в новаторские и передовые разработки, науку, расширение и развертывание нового производства, его модернизацию.

Также стоит пересмотреть государственную политику в отношении налогообложения промышленных, машиностроительных и высокотехнологичных предприятий, создать систему льгот и поощрений для изобретательства и новаторства. Стимулировать экспорт. Предусмотреть льготы и поощрения для предприятий, внедряющих отечественные компоненты, закупающих отечественное оборудование. Предусмотреть заградительные меры для экстенсивного развития, в том числе для использования дешевой низкоквалифицированной иностранной раб. силы, стимулируя тем самым модернизацию.

В противном случае Россия рискует скорыми темпами скатиться до технологического уровня папуасов, потеряв при этом приоритеты, компетенции и рынки, сократив рабочие места, особенно в социально неблагополучных регионах и моногородах.