Необычные танки СССР
Этой статьей мы начинаем новую серию статей о необычных танках и проектах России и СССР.
Все мы знаем о танках, выпускавшихся в СССР серийно: Т-26, танки серии БТ, легендарная «тридцатьчетверка» Т-34, ИС-2, но мало кто знает о том, что в СССР разрабатывалось много проектов гусеничной и колёсной бронетехники, которые по тем или иным причинам не пошли в серию. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.
В начале 30-х годов прошлого века танкостроение переживало времена бурного роста, уроки Первой Мировой войны заставили по другому взглянуть и оценить роль танка на поле боя, как самостоятельной боевой единицы, так и в составе подразделения, вынуждая считаться с этим типом грозных боевых машин. Противопульная и в дальнейшем противоснарядная броня, огневая мощь и быстроходность оказали влияние на военные доктрины всех развитых государств. Советский Союз не остался в стороне. По всей стране в опытных КБ, под руководством талантливых инженеров и конструкторов, создавались экспериментальные образцы, многие из них так и остались на бумаге, в макетах и единственных экземплярах, так и не будучи запущеными в серийное производство. Но так или иначе все они оказали влияние на конструкторскую мысль, которая шла дальше. В каждом серийном танке мы найдем отражение этой мысли.
Началом танкостроения в России и первым русским танком, можно считать детище штабс-капитана А. А. Пороховщикова. Чертежи этой машины, названой «Вездеходъ», были одобрены высшим военным начальством и 13 января 1915 года ему было дано разрешение начать постройку опытного образца. Конструкция «Вездехода» была необычной, сварной корпус опирался на одну гусеницу из прорезиненой ткани, натянутую на четырех барабанах. Обтекаемый корпус, многослойная броня суммарной толщиной 8 мм, делали машину неуязвимой для пулеметного и винтовочного огня. Постройка, начавшаяся в феврале 1915 года, была завершена почти через четыре месяца и 18 мая машина вышла на испытания. Вопреки расчетам боевые и ходовые качества образца не оправдали надежд А. А. Пороховщикова. Механизм поворота, установка вооружения, схема размещения экипажа, требовали серьёзной доработки. Единственным положительным моментом была скорость, 40 верст в час. В результате на стол генерал-лейтенанта Коваленко легло донесение следующего содержания: «… построенный экземпляр “Вездехода” не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…”» От дальнейших работ решено было отказатся.
После Революции в Советской России, молодая Красная Армия остро нуждалась в танках и бронетехнике. Опыта по созданию отечественных танков еще не было, образцы покупались за границей, шеститонный «Виккерс» (Vickers Mk.E) - в последствии Т-26, танк Кристи (Christie M1930) – будущий БТ – 2, «Карден-Лойд» и на их базе строились эксперементальные машины. На базе легкого пехотного танка Т-26 были созданы образцы СУ-5-1 с 76,2 мм полковой пушкой образца 1902/30 гг, СУ-5-2 с 122 мм гаубицей образца 1910/30 гг СУ-5-3 с 152 мм мортирой образца 1931 г. На базе танкетки «Карден-Лойд» будущей Т-27 была создана танкетка Т-23, велись работы по разработке Т-25, но проект так и остался на бумаге. Так же велась работа по изготовлению десантных танков.
Талантливый конструктор – самоучка Н. Дыренков разрабатывал колёсно-гусеничный танк «танк Д», ДРС или более известный как Д-4. Первый прототип был выпущен в 1931 году. Танк мог передвигаться как на гусеничном так и на колёсном ходу. Но из-за сложности и низкой надежности ходовой части, дальнейшие работы были прекращены. Был разработан новый проект, Д-5, но 1 декабря 1932 года КБ Дыренкова было расформировано. Проводились испытания танка ТГ, иногда называемого Т-22, что не верно. Были построены опытные образцы многобашенных танков Т-100 и СМК, но по результатам испытаний в Зимней войне с белофиннами их конструкции были признаны неудачными и от серийного производства этих машин отказались.
Закончилась и отгремела победным салютом война, советский танк с честью прошел все её испытания, взламывал стальным тараном оборону противника, или являлся средством, цементирующим свои оборонительные позиции. Парадным маршем прошел по городам освобожденной Европы и вошел в Берлин. Но развитие танкостроения в СССР шло дальше. В 1959 году был выпущен опытный образец на ленточном четырёхгусеничном движителе «объект 279» или более известный как «четырёхгусеничный танк». Танк имел литой криволинейный корпус и покрывался противокумулятивными экранами. Удачно прошел все испытания, но по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва проект был закрыт.
Все мы знаем о танках, выпускавшихся в СССР серийно: Т-26, танки серии БТ, легендарная «тридцатьчетверка» Т-34, ИС-2, но мало кто знает о том, что в СССР разрабатывалось много проектов гусеничной и колёсной бронетехники, которые по тем или иным причинам не пошли в серию. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.
В начале 30-х годов прошлого века танкостроение переживало времена бурного роста, уроки Первой Мировой войны заставили по другому взглянуть и оценить роль танка на поле боя, как самостоятельной боевой единицы, так и в составе подразделения, вынуждая считаться с этим типом грозных боевых машин. Противопульная и в дальнейшем противоснарядная броня, огневая мощь и быстроходность оказали влияние на военные доктрины всех развитых государств. Советский Союз не остался в стороне. По всей стране в опытных КБ, под руководством талантливых инженеров и конструкторов, создавались экспериментальные образцы, многие из них так и остались на бумаге, в макетах и единственных экземплярах, так и не будучи запущеными в серийное производство. Но так или иначе все они оказали влияние на конструкторскую мысль, которая шла дальше. В каждом серийном танке мы найдем отражение этой мысли.
Началом танкостроения в России и первым русским танком, можно считать детище штабс-капитана А. А. Пороховщикова. Чертежи этой машины, названой «Вездеходъ», были одобрены высшим военным начальством и 13 января 1915 года ему было дано разрешение начать постройку опытного образца. Конструкция «Вездехода» была необычной, сварной корпус опирался на одну гусеницу из прорезиненой ткани, натянутую на четырех барабанах. Обтекаемый корпус, многослойная броня суммарной толщиной 8 мм, делали машину неуязвимой для пулеметного и винтовочного огня. Постройка, начавшаяся в феврале 1915 года, была завершена почти через четыре месяца и 18 мая машина вышла на испытания. Вопреки расчетам боевые и ходовые качества образца не оправдали надежд А. А. Пороховщикова. Механизм поворота, установка вооружения, схема размещения экипажа, требовали серьёзной доработки. Единственным положительным моментом была скорость, 40 верст в час. В результате на стол генерал-лейтенанта Коваленко легло донесение следующего содержания: «… построенный экземпляр “Вездехода” не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…”» От дальнейших работ решено было отказатся.
После Революции в Советской России, молодая Красная Армия остро нуждалась в танках и бронетехнике. Опыта по созданию отечественных танков еще не было, образцы покупались за границей, шеститонный «Виккерс» (Vickers Mk.E) - в последствии Т-26, танк Кристи (Christie M1930) – будущий БТ – 2, «Карден-Лойд» и на их базе строились эксперементальные машины. На базе легкого пехотного танка Т-26 были созданы образцы СУ-5-1 с 76,2 мм полковой пушкой образца 1902/30 гг, СУ-5-2 с 122 мм гаубицей образца 1910/30 гг СУ-5-3 с 152 мм мортирой образца 1931 г. На базе танкетки «Карден-Лойд» будущей Т-27 была создана танкетка Т-23, велись работы по разработке Т-25, но проект так и остался на бумаге. Так же велась работа по изготовлению десантных танков.
Талантливый конструктор – самоучка Н. Дыренков разрабатывал колёсно-гусеничный танк «танк Д», ДРС или более известный как Д-4. Первый прототип был выпущен в 1931 году. Танк мог передвигаться как на гусеничном так и на колёсном ходу. Но из-за сложности и низкой надежности ходовой части, дальнейшие работы были прекращены. Был разработан новый проект, Д-5, но 1 декабря 1932 года КБ Дыренкова было расформировано. Проводились испытания танка ТГ, иногда называемого Т-22, что не верно. Были построены опытные образцы многобашенных танков Т-100 и СМК, но по результатам испытаний в Зимней войне с белофиннами их конструкции были признаны неудачными и от серийного производства этих машин отказались.
Закончилась и отгремела победным салютом война, советский танк с честью прошел все её испытания, взламывал стальным тараном оборону противника, или являлся средством, цементирующим свои оборонительные позиции. Парадным маршем прошел по городам освобожденной Европы и вошел в Берлин. Но развитие танкостроения в СССР шло дальше. В 1959 году был выпущен опытный образец на ленточном четырёхгусеничном движителе «объект 279» или более известный как «четырёхгусеничный танк». Танк имел литой криволинейный корпус и покрывался противокумулятивными экранами. Удачно прошел все испытания, но по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва проект был закрыт.
Автор: Смирнов Вадим