XX век. Триумф французской авиации
Главным героем, несомненно, стал легендарный «Мираж». Истребитель с треугольным крылом, ставший символом возрождения Франции из упадка и позора прошедшей мировой войны.
Увидел «Мираж» — не становись в вираж!
Советские военные советники рекомендовали использовать следующую тактику: молниеносный удар из выгодной позиции и немедленный выход из боя на форсаже, используя лучшую тяговооруженность МиГ-21. В противном случае «производитель ответственности не несет»: Мираж-IIICJ мало уступал в маневренности МиГу, при этом имел мощнейшее пушечное вооружение (2х30 мм встроенные пушки DEFA против одной 23 мм ГШ-23). Меньшая тяговооруженность и ограничение по допустимой перегрузке (6,7g против 8,5g у МиГ-21) компенсировались грамотной тактикой, опытом и лучшей подготовкой пилотов ВВС Израиля.
Все это дало закономерный результат: 30 июля 1970 года в ходе знаменитого боя над Синайской пустыней израильские истребители сбили пять МиГов под управлением советских пилотов, без потерь со своей стороны.
Dassault Mirage IIIS военно-воздушных сил Швейцарии
Задачи многоцелевого истребителя не ограничивались перехватом воздушных целей. В течение получаса пятеро техников могли превратить «Мираж» в штурмовик или бомбардировщик, установив подвесной пушечный контейнер, дополнительный 340 л топливный бак (вместо ракетного укорителя), бомбы на подфюзеляжном пилоне и блоки НАР на подкрыльевых точках подвески.
Яркая победоносная история, высокие летные характеристики, совершенное БРЭО, широкая номенклатура боеприпасов, комплекты быстросъемного оборудования (вычислители, ПТБ, аппаратура для аэрофотосъемки) — все это способствовало бешеному успеху «Миражей» у зарубежных заказчиков. Некоторые самолеты по желанию заказчика могли оснащаться системой дозаправки в полете. Имелись специальные разведывательные модификации с индексом «R», в том числе наиболее совершенная модификация для ВВС Франции — Мираж-IIIRD с радаром бокового обзора. На базе стандартной конструкции была создана сверхзвуковая «вертикалка» Мираж-IIIV (впрочем, не нашедшая успеха у заказчиков).
Немаловажным был экономический фактор: Мираж-III был в два раза дешевле американского «Фантома» (≈1 млн. долл. против 2,4 млн. долл. в ценах 1965 года). Еще он был проще в эксплуатации и менее требователен к качеству аэродромов (давление в шинах колес шасси составляло всего 5,6 — 9,5 кг/кв. см).
Французы специально позаботились о «братьях наших меньших». Для тех, кому не хватало ни ума, ни таланта даже для обслуживания простого, как табуретка, Мираж-III, была создана его более упрощенная версия «Мираж-5».
РЛС «Сирано» заменили примитивной станцией «Аида», тотальному упрощению подверглись другие узлы самолета. Большая часть «Миражей-5» поставлялась вообще без радара — на освободившееся место под носовым обтекателем перекочевали блоки радиоэлектронной аппаратуры из закабинного отсека, где в свою очередь разместился дополнительный топливный бак. Внутренний запас топлива увеличился на 32%, трудоемкость техобслуживания сократилась до смешных 15 чел.-ч на 1 час полета. В результате получилось дешевое и сердитое средство для жестоких региональных «разборок». Под стать были и его покупатели — Заир, Колумбия, Габон, Ливия, Венесуэла, Пакистан…
Впрочем, Мираж-5 создавался не для стран третьего мира. Изначально интерес к данной машине проявили ВВС Израиля, которым требовался неприхотливый ударный самолет для действий в светлое время суток, в условиях безоблачного неба Палестины. После введенного в 1968 г. эмбарго Израиль с помощью агентов «Моссада» выкрал техническую документацию на «Мираж-5» и наладил его нелицензионное производство под обозначением IAI Nesher. В конце 70-х израильские машины прошли капремонт и были проданы в Аргентину, сменив имя на Dagger. За свою долгую карьеру «Нешеры»/«Даггеры» еще успели покуражиться на Фолклендах, разбомбив с десяток кораблей британской эскадры!
У аргентинцев было всего пять исправных Dassault-Breguet Super Étendard и к ним — пять противокорабельных ракет «Экзосет». Пять выстрелов. Три попадания. Два трофея. Потери с аргентинской стороны отсутствовали.
Легко представить, как могли развиваться события, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этендаров» и 24 ракеты AM.39 «Экзосет»! Британская эскадра полегла бы в полном составе на просторах Атлантики.
За всеобщей истерией вокруг гибели «Шеффилда» никто не обратил внимания, что попавшая в цель ракета не взорвалась. Впрочем, надежность взрывателей всегда оставалась больной темой для разработчиков боеприпасов. Фолклендские события вновь подняли до высот потускневший статус французского авиапрома: заказы на ПКР «Экзосет» посыпались, как из рога изобилия.
Одним из наиболее сильных эпизодов в боевой карьере «Миража F1» связан с событиями «танкерной войны» в Персидском заливе: 17 мая 1987 года одиночный истребитель-бомбардировщик ВВС Ирака расстрелял американский боевой корабль USS Stark.
Фрегат потерял 37 человек своего экипажа, общий ущерб от атаки составил 142 млн. долл. Иракский «Мираж» смог беспрепятственно уйти от возмездия, скрывшись от перехватчиков F-15 в воздушном пространстве своей страны. Vive la France!
В гламуре высоких технологий
За окном ХХI век. Фирма «Дассо» продолжает удивлять мир своими достижениями.
Французы не торопятся вступать в гонку на создание лучшего истребителя «пятого поколения». Вместо этого они без лишних разговоров довели до совершенства конструкцию многоцелевого истребителя «Рафаль» и выиграли «тендер века» на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.
Доподлинно не известно, является ли «Рафаль» самым изящным среди всех современных истребителей. Споры на этот счет ведутся уже ни один год. Но одно известно точно: французский истребитель-бомбардировщик является одним из самых высокотехнологичных серийных самолетов поколения 4+ (плюсы можно ставить до бесконечности).
Перед нами очередная реинкарнация Миража-III — классическая французская «бесхвостка» с ПГО, выгодно объединяющая в себе высокие летных характеристики и современнейшее БРЭО.
Радар Thales RBE2 AA с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система голосового управления самолетом и встроенная оптоэлектронная прицельная система Optronique Secteur Frontal (OSF) — немногие из конкурентов «Рафаля» могут похвастаться таким оборудованием. Далее — «джентльменский набор» любого современного истребителя, выполненный на самом высоком технологическом уровне: система предупреждения об угрозах SPECTRA, сопряженная со станцией постановки активных помех; защищенные каналы обмена данными, подвесные прицельные контейнеры «Дамокл», контейнеры с разведывательным оборудованием AREOS и любое другое быстросъемное оборудование по желанию заказчика. 14 узлов подвески, масса боевой нагрузки до 9,5 тонны!
Широчайшая номенклатура вооружений: «Рафаль» способен нести и применять практически любое высокоточное оружие, созданное по обеим сторонам океана. Бомбы с лазерным наведением типа «Пэйвуэй», крылатые ракеты Storm Shadow, семейство высокоточных боеприпасов AASM, УР «воздух-воздух» MICA и Meteor, ПКР «Экзосет» — все, вплоть до ракет с ядерной БЧ ASMP-A. Не забыто пушечное вооружение — на истребителе штатно установлена 30 мм пушка с боезапасом 125 снарядов.
Молодой самолет успел приобрести солидный боевой опыт, которому позавидует любой из его ровесников: командировки в Афганские горы, бомбардировки Ливии, стрельба по чернокожим парням в африканских джунглях (операция «Сервал», Мали, 2013 г.).
Дала о себе знать прекрасная родословная: год назад в Интернет просочилось видео учебного боя «Рафаля» и (о ужас!) F-22 «Рэптор». На кадрах заметно, как француз уверенно висит на хвосте «Рэптора», результат 4:1 в пользу «Рафаля».
Старое правило по-прежнему в силе: «Увидел «Мираж», не становись в вираж!»
P. S. Фирма «Дассо» получила название в честь одного из лидеров французского Сопротивления, Поля Блока — брата основателя фирмы Марселя Блока. Его подпольная кличка была Char d'Assault (с фр. «танк»).
Палубная модификация Dassault Rafale M
Автор: Santa Fe