Москва играет с Вашингтоном в поддавки
Согласно положениям Договора о СНВ, вступившего в силу 5 февраля 2011 года, российская сторона провела так называемый показ американцам нового типа СНВ – подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Ярс». Кроме того, американцев зачем-то привезли на Воткинский машиностроительный завод (ВМЗ), что Договором о СНВ не предусмотрено.
Поскольку мобильных ракетных комплексов в СНС США нет, то данный показ и последующие инспекции американцев по контролю за ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» имеют для нас односторонний и ущербный характер. Тем более, в тексте Договора о СНВ и Протоколе к нему вскрылось немало односторонних статей относительно ПГРК, что является серьезным недостатком данного соглашения.
Следует также подчеркнуть, что американцы аналогичных показов новых видов СНВ не планируют. А четыре атомные подводные лодки типа ПЛАРК, вооруженные крылатыми ракетами морского базирования «Томагавк» (на каждой до 154 ракет), а также МБР и БРПЛ в неядерном оснащении (пока на вооружение не приняты), по утверждению американцев, к СНВ не относятся. При этом российская сторона при наличии многочисленных научно-исследовательских организаций РАН, МО РФ, структур ОПК и различных экспертных сообществ доказать обратное пока не способна.
Хотя сделать это надо было бы как минимум за полгода до начала первых переговоров по новому
Договору о СНВ.
Результаты анализа выполнения первоочередных мероприятий Договора о СНВ свидетельствуют, что в действиях российской стороны обозначились первые односторонние уступки, что подтверждается следующими выводами.
АМЕРИКАНСКИЙ ПОКАЗ ТЯЖЕЛОГО БОМБАРДИРОВЩИКА В-1В
18 марта американцы провели для российских экспертов показ тяжелого бомбардировщика (ТБ) В-1В на авиабазе в Дэвис-Монтан (штат Аризона), переоборудованного для решения неядерных задач.
Уместно напомнить, что военное руководство США по результатам выполнения Договоров о СНВ-1 и СНП официально заявило, что группировка ТБ В-1В давно переведена в неядерный статус, однако это до сих пор не подтверждено российскими инспекторами. Более того, данные ТБ в новом Договоре вновь заявлены как носители ядерных вооружений. Возникают вопросы, существует ли у российской стороны ясность с количественным составом бомбардировщиков В-1В, имеющих ядерный и неядерный статус?
Сущность российских претензий заключается в том, что американцы, заявив о выводе ТБ из расчета «носителей ядерных КРВБ большой дальности», обязались заделать внешние узлы крепления пилонов для ядерных КРВБ большой дальности с использованием процесса, эквивалентного сварке так, что обратное восстановление возможно только в заводских условиях. На показах прошлых лет данных ТБ руководство ВВС США демонстрировало российским инспекторам необратимость заделки мест крепления пилонов. В дальнейшем американцы без согласования с российской стороной осуществили неконтролируемую заделку этих узлов каким-то клеем.
По оценкам российских экспертов, обратное восстановление могло быть проведено на авиабазах ТБ силами войсковых специалистов в кратчайшие сроки, против тех 11,5–13,5 дней, указанных в Приложении к Договору о СНВ-1 (Заявление заместителя госсекретаря США Бартоломью от 8 февраля 1991 года). Кроме того, нашими экспертами зафиксировано, что передний и средний бомбоотсеки ТБ В-1В конструктивно исполнены в виде единого отсека с подвижной перегородкой, что позволяло разместить универсальную пусковую установку для 4–8 ядерных КРВБ большой дальности. В результате до сих пор статус бомбардировщиков В-1В, как «неносителей ядерных КРВБ большой дальности», согласно прежнему Договору о СНВ-1, не подтвержден.
В связи с этим проведенный американцами очередной показ якобы неядерного бомбардировщика В-1В является спектаклем, так как необратимого технического переоборудования этого ТБ в носитель неядерного оружия реализовано никогда не будет. Данные бомбардировщики планируется вывести в состав возвратного ядерного потенциала. При необходимости они будут оперативно переоборудованы для решения ядерных задач. Данный вывод подтверждается официальными документами РФ, разработанными уже после вступления Договора о СНВ в силу и разосланных до органов военного управления РФ.
УСПЕШНЫЙ ПЕРЕХВАТ МИШЕНИ – БРСД
В то время как российская сторона демонстрирует честное и прозрачное начало выполнения своих договорных обязательств, военное руководство США провело очередной испытательный пуск противоракеты морского базирования SM-3 с успешным перехватом баллистической ракеты средней дальности (БРСД), примененной впервые для этих целей.
Анализ информационных материалов показывает, что ракета-мишень, имитировавшая ракетное нападение противника, была запущена с полигона на атолле Кваджалейн. Информация о старте ракеты была зафиксирована радаром на острове Уэйк в северной части Тихого океана и передана на эсминец «О'Кейн» в районе Гавайев. Установленная на эсминце информационно-управляющая система боевого управления Aegis обеспечила пуск ракеты-перехватчика и поражение учебной цели за 12 минут с момента обнаружения. По оценкам Агентства по ПРО Министерства обороны США, успешно отработан самый сложный этап в создании адаптированного европейского сегмента глобальной ПРО. Не приходится сомневаться, что испытания этой системы будут завершены успешно и к 2020 году она будет принята на вооружение, существенно снижая эффективность боевого применения российских СЯС.
Поэтому и возникают сомнения, что американская сторона пунктуально выполняет положения о ПРО, зафиксированного в преамбуле Договора о СНВ, «признавая наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон».
Вполне резонным является вопрос. Каков же механизм определения уровня развития глобальной ПРО США и ее компонент на различных ТВД, в том числе в Европе, с учетом сокращения боевого состава СЯС ВС РФ? Какова система работы органов государственного и военного управления РФ по оценке влияния наращивания системы ПРО США на жизнеспособность и эффективность боевого применения российских СЯС с докладом военно-политическому руководству РФ? Тем более в тексте Договора и Протокола к нему такой механизм не определен, кроме как термина «противоракета» и статьи с запретом на переоборудование пусковых установок противоракет под МБР и пусковых установок МБР под противоракеты.
Представляется, что механизм взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями должен быть срочно разработан и зафиксирован в соответствующем Положении или специальном Согласованном заявлении сторон. Вполне актуальной является подготовка и заключение нового Договора по ПРО. В этих документах необходимо определить состав, тактико-технические характеристики, боевые возможности, содержание и периодичность представления американской стороной уведомлений о наращивании элементов системы ПРО США, состав и периодичность проведения контрольно-инспекционных процедур российскими инспекторами и другие данные. На их основе российская сторона с участием специализированных научно-исследовательских организаций путем моделирования могла бы формировать выводы для военно-политического руководства РФ, необходимые для принятия решения на выход из Договора, что регламентировано Законом о ратификации Договора о СНВ.
В заключении статьи представляется целесообразным подчеркнуть, что при проведении данного успешного испытания элементов системы ПРО американцы грубо нарушили требования бессрочного Договора о РСМД, поскольку в качестве ракет-мишеней стали впервые применяться БРСД, разработка и изготовление которых запрещена (выделено автором). Для российской стороны это нарушение можно квалифицировать как благоприятное условие, позволяющее заблокировать проведение дальнейших испытаний системы ПРО США, в противном случае американцы должны выйти из Договора о РСМД. Кстати, что-то не слышно официальных заявлений и нот протеста органов государственного и военного управления РФ в связи с нарушениями американцами своих договорных обязательств в области СНВ, а также критических оценок действий военного руководства США со стороны «прорабов» перезагрузки российско-американских отношений, различных экспертов и «мудрецов». Уместно напомнить о той трескотне, которая была поднята в СМИ на заявления российской стороны о возможности выхода из Договора о РСМД в ответ на планы США по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе.
Может быть, и российской стороне приступить к реализации прагматичных подходов к соблюдению Договора о РСМД в интересах обеспечения национальной безопасности государства.
Поскольку мобильных ракетных комплексов в СНС США нет, то данный показ и последующие инспекции американцев по контролю за ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» имеют для нас односторонний и ущербный характер. Тем более, в тексте Договора о СНВ и Протоколе к нему вскрылось немало односторонних статей относительно ПГРК, что является серьезным недостатком данного соглашения.
Следует также подчеркнуть, что американцы аналогичных показов новых видов СНВ не планируют. А четыре атомные подводные лодки типа ПЛАРК, вооруженные крылатыми ракетами морского базирования «Томагавк» (на каждой до 154 ракет), а также МБР и БРПЛ в неядерном оснащении (пока на вооружение не приняты), по утверждению американцев, к СНВ не относятся. При этом российская сторона при наличии многочисленных научно-исследовательских организаций РАН, МО РФ, структур ОПК и различных экспертных сообществ доказать обратное пока не способна.
Хотя сделать это надо было бы как минимум за полгода до начала первых переговоров по новому
Договору о СНВ.
Результаты анализа выполнения первоочередных мероприятий Договора о СНВ свидетельствуют, что в действиях российской стороны обозначились первые односторонние уступки, что подтверждается следующими выводами.
АМЕРИКАНСКИЙ ПОКАЗ ТЯЖЕЛОГО БОМБАРДИРОВЩИКА В-1В
18 марта американцы провели для российских экспертов показ тяжелого бомбардировщика (ТБ) В-1В на авиабазе в Дэвис-Монтан (штат Аризона), переоборудованного для решения неядерных задач.
Уместно напомнить, что военное руководство США по результатам выполнения Договоров о СНВ-1 и СНП официально заявило, что группировка ТБ В-1В давно переведена в неядерный статус, однако это до сих пор не подтверждено российскими инспекторами. Более того, данные ТБ в новом Договоре вновь заявлены как носители ядерных вооружений. Возникают вопросы, существует ли у российской стороны ясность с количественным составом бомбардировщиков В-1В, имеющих ядерный и неядерный статус?
Сущность российских претензий заключается в том, что американцы, заявив о выводе ТБ из расчета «носителей ядерных КРВБ большой дальности», обязались заделать внешние узлы крепления пилонов для ядерных КРВБ большой дальности с использованием процесса, эквивалентного сварке так, что обратное восстановление возможно только в заводских условиях. На показах прошлых лет данных ТБ руководство ВВС США демонстрировало российским инспекторам необратимость заделки мест крепления пилонов. В дальнейшем американцы без согласования с российской стороной осуществили неконтролируемую заделку этих узлов каким-то клеем.
По оценкам российских экспертов, обратное восстановление могло быть проведено на авиабазах ТБ силами войсковых специалистов в кратчайшие сроки, против тех 11,5–13,5 дней, указанных в Приложении к Договору о СНВ-1 (Заявление заместителя госсекретаря США Бартоломью от 8 февраля 1991 года). Кроме того, нашими экспертами зафиксировано, что передний и средний бомбоотсеки ТБ В-1В конструктивно исполнены в виде единого отсека с подвижной перегородкой, что позволяло разместить универсальную пусковую установку для 4–8 ядерных КРВБ большой дальности. В результате до сих пор статус бомбардировщиков В-1В, как «неносителей ядерных КРВБ большой дальности», согласно прежнему Договору о СНВ-1, не подтвержден.
В связи с этим проведенный американцами очередной показ якобы неядерного бомбардировщика В-1В является спектаклем, так как необратимого технического переоборудования этого ТБ в носитель неядерного оружия реализовано никогда не будет. Данные бомбардировщики планируется вывести в состав возвратного ядерного потенциала. При необходимости они будут оперативно переоборудованы для решения ядерных задач. Данный вывод подтверждается официальными документами РФ, разработанными уже после вступления Договора о СНВ в силу и разосланных до органов военного управления РФ.
УСПЕШНЫЙ ПЕРЕХВАТ МИШЕНИ – БРСД
В то время как российская сторона демонстрирует честное и прозрачное начало выполнения своих договорных обязательств, военное руководство США провело очередной испытательный пуск противоракеты морского базирования SM-3 с успешным перехватом баллистической ракеты средней дальности (БРСД), примененной впервые для этих целей.
Анализ информационных материалов показывает, что ракета-мишень, имитировавшая ракетное нападение противника, была запущена с полигона на атолле Кваджалейн. Информация о старте ракеты была зафиксирована радаром на острове Уэйк в северной части Тихого океана и передана на эсминец «О'Кейн» в районе Гавайев. Установленная на эсминце информационно-управляющая система боевого управления Aegis обеспечила пуск ракеты-перехватчика и поражение учебной цели за 12 минут с момента обнаружения. По оценкам Агентства по ПРО Министерства обороны США, успешно отработан самый сложный этап в создании адаптированного европейского сегмента глобальной ПРО. Не приходится сомневаться, что испытания этой системы будут завершены успешно и к 2020 году она будет принята на вооружение, существенно снижая эффективность боевого применения российских СЯС.
Поэтому и возникают сомнения, что американская сторона пунктуально выполняет положения о ПРО, зафиксированного в преамбуле Договора о СНВ, «признавая наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон».
Вполне резонным является вопрос. Каков же механизм определения уровня развития глобальной ПРО США и ее компонент на различных ТВД, в том числе в Европе, с учетом сокращения боевого состава СЯС ВС РФ? Какова система работы органов государственного и военного управления РФ по оценке влияния наращивания системы ПРО США на жизнеспособность и эффективность боевого применения российских СЯС с докладом военно-политическому руководству РФ? Тем более в тексте Договора и Протокола к нему такой механизм не определен, кроме как термина «противоракета» и статьи с запретом на переоборудование пусковых установок противоракет под МБР и пусковых установок МБР под противоракеты.
Представляется, что механизм взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями должен быть срочно разработан и зафиксирован в соответствующем Положении или специальном Согласованном заявлении сторон. Вполне актуальной является подготовка и заключение нового Договора по ПРО. В этих документах необходимо определить состав, тактико-технические характеристики, боевые возможности, содержание и периодичность представления американской стороной уведомлений о наращивании элементов системы ПРО США, состав и периодичность проведения контрольно-инспекционных процедур российскими инспекторами и другие данные. На их основе российская сторона с участием специализированных научно-исследовательских организаций путем моделирования могла бы формировать выводы для военно-политического руководства РФ, необходимые для принятия решения на выход из Договора, что регламентировано Законом о ратификации Договора о СНВ.
В заключении статьи представляется целесообразным подчеркнуть, что при проведении данного успешного испытания элементов системы ПРО американцы грубо нарушили требования бессрочного Договора о РСМД, поскольку в качестве ракет-мишеней стали впервые применяться БРСД, разработка и изготовление которых запрещена (выделено автором). Для российской стороны это нарушение можно квалифицировать как благоприятное условие, позволяющее заблокировать проведение дальнейших испытаний системы ПРО США, в противном случае американцы должны выйти из Договора о РСМД. Кстати, что-то не слышно официальных заявлений и нот протеста органов государственного и военного управления РФ в связи с нарушениями американцами своих договорных обязательств в области СНВ, а также критических оценок действий военного руководства США со стороны «прорабов» перезагрузки российско-американских отношений, различных экспертов и «мудрецов». Уместно напомнить о той трескотне, которая была поднята в СМИ на заявления российской стороны о возможности выхода из Договора о РСМД в ответ на планы США по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе.
Может быть, и российской стороне приступить к реализации прагматичных подходов к соблюдению Договора о РСМД в интересах обеспечения национальной безопасности государства.
Автор: Смирнов Вадим