Гражданская война в Бирме: Коммунисты против правительства - красный и белый флаги
С 1989 года страна отказалась от названия «Бирма», которое было популярно за ее пределами, и последние двадцать пять лет она именуется «Мьянма». Но мы для удобства восприятия читателями будем в этой статьей использовать ее старое и привычное название. Все годы ее послевоенного самостоятельного (от британских колонизаторов) существования – это годы правления сменяющих друг друга авторитарных режимов и непрекращающейся гражданской войны.
В этом относительно крупном государстве (55 млн. человек) проживают представители нескольких десятков народов и племенных групп. Хотя для среднего европейца или американца они все «на одно лицо», в действительности между ними существуют очень серьезные различия и в языковой принадлежности, и в религии, и в особенностях культуры и хозяйствования. Пока Бирма с 1885 и по 1945 гг. находилась под управлением британской короны, английским политикам удавалось лавировать между противоречиями многочисленных этносов страны и выстраивать достаточно дееспособную систему управления. Японская оккупация Бирмы в 1942-1945 гг. и последующее ее освобождение от британского протектората, повлекло за собой обострение прежних обид.
Послевоенная Бирма начала свою историю как федеративное государство – Бирманский Союз, в который вошло семь провинций, населенных преимущественно бирманцами (мьянма), и семь национальных штатов (Шан, Чин, Мон, Кайя, Карен, Качин и Аракан). Естественно, что с первых дней независимого существования государства политическая ситуация в нем дестабилизировалась. Катализатором послужило обещание уходивших британских колонизаторов предоставить государственную независимость нескольким территориям компактного проживания национальных меньшинств – штатам Шан, Карен и Кайя. Подключились и народности других штатов, которым также показалось, что в «бирманской» Бирме их национальные права и интересы будут всячески ущемляться.
Центральная власть послевоенной Бирмы была представлена «национальными» социалистами из Антифашистской лиги народной свободы (далее – АЛНС). Эта организация, наследовавшая традиции довоенных национально-освободительных партий и обществ («Добама Асийон» и др.), стояла на принципах «бирманского социализма», который однако не дублировал марксистско-ленинскую концепцию, а предлагал собственную модель реформирования экономической, социальной и политической жизни страны.
Первым лидером АЛНС был Аун Сан – легендарный бирманский революционер, убитый террористами в 1947 году и известный русскоязычному читателю по биографии, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» за авторством Игоря Можейко. На протяжении одиннадцати лет АЛНС (с 1947 по 1958 гг.) АЛНС возглавлял У Ну – один из немногих бирманских политиков, хорошо известных среднему русскоязычному человеку старшего поколения благодаря его дружбе с Советским Союзом.
Утвердившись у власти, правительство У Ну приступило к проведению экономической реформы, ставившей целью постепенное превращение Бирмы в преуспевающую социалистическую страну. Однако к этому времени социальная ситуация в стране значительно ухудшилась, виной чему было, в том числе, и обнищание бирманских крестьян из-за хищнических действий ростовщиков-индусов. Среди беднеющих крестьянских масс нижней части страны получила существенное влияние Коммунистическая партия Бирмы, предлагавшая более радикальную программу действий. Уже в 1948 году, вскоре после провозглашения независимости страны, между правительственными войсками и вооруженными отрядами Коммунистической партии Бирмы начались столкновения.
Стоит отметить, что к этому времени Компартия Бирмы раскололась на две части – просто Компартия, называемая также партией «Белого флага», и Компартия Красного флага. Последняя считалась более радикальной и занимала непримиримые позиции, хотя в вооруженном противостоянии с бирманскими властями участвовали боевые формирования обоих фракций бирманской компартии. Сложилось так, что «Красный флаг», обвиняемый оппонентами в троцкизме, закрепился на западе страны, в провинции Аракан, а ареной деятельности «Белого флага», переориентировавшегося на маоизм, стала сначала Нижняя Бирма, а затем – северные и восточные провинции государства.
Несмотря на все старания Советского Союза и международного коммунистического движения предотвратить войну между социалистами и коммунистами, она становилась все ожесточенней. Немаловажную роль сыграл и раскол коммунистического движения, часть которого пошла за Китаем. По понятным причинам в Юго-Восточной Азии позиции китайской компартии, взявшей на вооружение доктрину маоизма, оказались очень сильны. Именно по причине прокитайской ориентации Советский Союз и не оказывал Коммунистической партии Бирмы той поддержки, которую получали, скажем, вьетнамские коммунисты.
Первоначальный успех коммунистов в гражданской войне во многом объяснялся той поддержкой, которой они пользовались среди крестьянского населения Нижней Бирмы. Обещая наделить крестьян землей и преодолеть эксплуатацию индийских ростовщиков, коммунисты привлекали симпатии не только сельского населения, но и многих мобилизованных в правительственные войска солдат, которые целыми группами дезертировали и переходили на сторону повстанцев.
И, тем не менее, уже к середине 1950-х годов активность коммунистов начинает понемногу спадать, во многом – из-за организационных дрязг и элементарного неумения коммунистических лидеров договариваться как друг с другом, так и с другими ключевыми акторами вооруженного противостояния в стране – прежде всего, с этническими формированиями в национальных штатах.
В 1962 году к власти в Бирме пришел генерал Не Вин. Ветеран Армии независимости Бирмы, военное образование в годы Второй мировой войны он получил в Японии, с которой «такины» (борцы за независимость Бирмы) тогда тесно сотрудничали. После перехода «такинов» на антияпонские позиции, окончания Второй мировой и провозглашения независимости страны Не Вин последовательно занимал высокие посты в вооруженных силах суверенной Бирмы, пока не был в 1958 году назначен премьер-министром и в 1062 не совершил государственный переворот.
Политическая платформа Не Вина, как и У Ну, базировалась на социалистических принципах, только в отличие от предшественника генерал не преминул воплотить их в жизнь. Была национализирована вся промышленность Бирмы, созданы сельскохозяйственные кооперативы, запрещены оппозиционные политические партии. Решительные меры новый руководитель страны предпринял и в отношении коммунистических повстанцев. Вооруженные отряды Компартии потерпели несколько серьезных поражений, после чего были вынуждены отступить в труднодоступные северные районы страны, населенные национальными меньшинствами, и перейти к классической партизанской войне.
В отличие от Не Вина, занявшего важные посты, его ровесник и бывший товарищ по национально-освободительному движению Такин Тан Тун после окончания Второй мировой войны ушел в глухую оппозицию. Именно он возглавил Коммунистическую партию Бирмы (Белый флаг) и на протяжении двадцати лет, проведенных в джунглях, руководил ее боевыми операциями против центральной власти страны. Британский исследователь Мартин Смит называет Такина Тан Туна вторым по значимости после Аун Сана деятелем национально-освободительного движения Бирмы, подчеркивая его уровень не только как организатора и руководителя, но и как теоретического работника.
Такин Тан Тун и его единомышленники поддержали китайскую линию в международном коммунистическом движении, обвинив Советский Союз и КПСС в поддержке полуколониального националистического режима Не Вина. Естественно, что действия маоистской компартии были выгодны Китаю, который приобрел проводника своего влияния в Бирме и Западном Индокитае в целом. Одновременно началась реорганизация компартии на китайский лад, сопровождаемая созданием школы политической подготовки и проведением собственной «культурной революции» с целью очищения партии от «ревизионистов». В результате этой «культурной революции» в партии были проведены масштабные чистки, коснувшиеся и ее руководителей. При этом, по маоистскому правилу, в число исполнителей приговоров включались друзья и даже сыновья или братья осужденных на смерть «предателей партийной линии».
В 1968 году Такин Тан Тун был убит одним из своих боевиков. Внутренние чистки и непрекращающиеся операции правительственных войск также привели к значительному сокращению масштабов деятельности КПБ. Партия, понесшая серьезные потери, была вынуждена сосредоточить свою активность в районах проживания национальных меньшинств, прежде всего в области Ва.
Идеологическая линия компартии оставалась маоистской. В 1978 г. новый руководитель партии Такин Ба Тейн Тин охарактеризовал политику СССР как империалистическую, а Вьетнама – как гегемонистскую, всецело поддержав камбоджийских «красных кхмеров». «Народная война» с опорой на повстанческий потенциал деревень рассматривалась в виде основной тактической линии коммунистов на настоящем этапе противостояния.
По мере либерализации политического курса самого Китая, его многочисленные сателлиты – компартии Юго-Восточной Азии – теряли реальные позиции в своих странах. Ослабление бирманской компартии, последовавшее в 1980-е годы, во многом было вызвано именно сокращением китайской помощи, хотя в то же время не следует преуменьшать и специфику этнических и социальных отношений в бирманских провинциях, умелую политику центрального руководства, сочетавшего войсковые операции с перемириями с лидерами национальных меньшинств.
В настоящее время коммунистические партизаны не имеют в Бирме даже толики того влияния, каким пользовались прежде, и уж конечно их совсем нельзя сравнивать по масштабу деятельности с единомышленниками в не столь далеких Филиппинах. Впрочем, по сообщениям бирманских и английских средств массовой информации, при наличии определенных социальных оснований компартия Бирмы в состоянии возобновить свою боевую активность.
Таким образом, мы видим, что коммунистическое повстанческое движение в Бирме, на протяжении нескольких десятилетий являвшееся одной из ключевых проблем центрального правительства, снижало свою активность по мере дерадикализации старшего партнера – Китая. Сегодня китайское правительство в большей степени склонно использовать экономические рычаги влияния, нежели поддержку радикальных формирований в соседних странах. Что касается Советского Союза, то в случае с Бирмой он потерпел явное политическое фиаско. Военный режим оказался достаточно закрытым, в том числе и для экспансии советской идеологии, а возможность оказывать на него влияние, управляя деятельностью компартии, была потеряна еще в конце 1940-х годов – с тех пор как Союз переориентировался на поддержку социалистического правительства У Ну.
Американцы и англичане оказались более дальновидными игроками в бирманской политике, использовав для реализации своих стратегических интересов деятельность националистических движений этнических меньшинств. Но это уже совсем другая история, о которой – в следующем материале.
Илья Полонский