Вопрос о победах ВВС Третьего рейха
Когда смотришь на асов Второй мировой войны, возникает ряд вопросов, и главный из них: почему летчики-истребители Германии и Японии сбили больше самолётов, чем летчики стран-победителей, СССР и США. Так, 23-летний «ариец» Эрих Хартманн официально сбил 352 вражеских самолета - из них 345 (по другим источникам - 348) советских. Его товарищи по 52-й истребительной эскадре люфтваффе Герхард Баркхорн – 301 победа, Гюнтер Ралль – 275 побед. Для сравнения, наши лучшие асы: Иван Кожедуб сбил 64 самолёта противника, Александр Покрышкин – 59.
Эрих Хартманн.
Кроме того, асами у Рейха было более 3 тысяч пилотов – те, кто сбил более 5 самолетов врага, ещё 13 пилотов сбили 200-275 самолетов, 92 аса – 100-200 самолетов, 360 человек – 40-100. Выходит, немецкие асы-истребители наших пачками валили? На Тихом океане было так же, японские асы сбили больше, чем американские: Тэцудзо Ивамото – 202 победы (по другим данным - 80), Хироёси Нисидзава - 147—150 (по другим – 87), Сёити Сугита – 120 (по другим - 70). Лучшие американские летчики-истребители: Ричард Айра Бонг – 40 самолетов, Томас Бьюкенен МакГуайр – 38, Дэвид МакКэмпбелл – 34.
Ричард Айра Бонг
Во время войны на Халкин-Голе велись очень интенсивные воздушные бои: лучший советский лётчик (по показателю сбитых врагов) Сергей Грицевец – 12 японских самолетов, японский ас Хиромити Синохара с мая и до своей гибели 27 августа сбил 58 самолетов, 27 июня 1939 года он за день сбил 11 советских самолётов.
Разные авторы поднимали этот вопрос, но к единому мнению не пришли, кто-то считает, что вражеские летчики врали, в реальности было сбито примерно столько же, сколько и лучшими советскими асами; другие считают, что немецкие пилоты просто были лучше и десятками сбивали неопытных летчиков противника. Третьи считают, что проблема в методике подсчётов. Но интересно то, что Япония и Германия проиграли войну, в том числе и воздушную.
Гю́нтер Ралль
Методики подсчётов
Обвинить японцев и немцев в серьёзных ошибках, возможно сознательных, при методике подсчёта, не выходит. Если изучить воздушные бои, выходит, что серьезные ошибки есть у всех сторон, а не только у немецкой или японской.
Так, после боёв на Халкин-Голе СССР заявил, что было сбито 588 японских самолетов и ещё 58 уничтожили на земле, японцы заявили об уничтожении 1162 самолетов в воздухе и 98 на земле. Но в реальности Советский Союз потерял 207 самолетов в бою и ещё 42 - не боевые потери, японцы сообщили о потере 88 самолетов в бою, и 74 были списаны из-за боевых повреждений. То есть советские данные о потерях врага были завышены в 4 раза, японские в 6 раз. Этот коэффициент, 1 к 4 примерно, сохранился в Военно-воздушных силах Красной Армии и Великой Отечественной войне.
Основная причина расхождения реальности и сообщений пилотов - не их ложь, а сама сложность боя и неизвестность судьбы «подбитого» самолета. Многие самолеты бывали буквально изрешечены, но возвращались на аэродромы. Часто самолет уклонялся от боя, например: топливо заканчивалось, боеприпасы, уходил из схватки, падал в штопор, уходя от огня врага, но затем мог выровняться – его также могли посчитать сбитым. Отсюда и фантастические счета стрелков «летающих крепостей»: немецкие «Мессершмитты», когда выходили из атаки, в силу особенностей двигателя, всегда дымили, их тоже записывали в «сбитые».
Так, за июль 1941 года самолеты ПВО Москвы совершили 89 боёв, отражая 9 налетов вражеских бомбардировщиков, в августе - 81 бой при 16 налетах. Они заявили, что сбили 59 самолетов в июле, 30 в августе. По данным немцев: в июле потеряно 20-22 самолета, в августе – 10-12, то есть расхождение примерно в три раза. Так же ошибались у немцев: 30 июня 1941 года состоялось воздушное сражение над Двинском, наши бомбардировщики, всего 99 единиц, бомбили мосты, их атаковали немецкие истребители. Они заявили о 64-65 сбитых самолетах, по нашим данным было потеряно 34 самолета, ещё 18 подбитыми смогли успешно вернуться на аэродромы, то есть расхождение примерно в 2 раза.
Ещё один пример, уже Западный фронт, 6 марта 1944 года налёт на Берлин: американцы (пилоты истребителей, стрелки бомбардировщиков) заявили, что уничтожили 179 самолетов противника (83% отражавших налет немецких самолетов), немцы же потеряли 66 истребителей. Немецкие летчики заявили, что сбили 128 бомбардировщиков и истребителей, ещё 12 самолетов предположительно сбили, в реальности американцы потеряли 69 бомбардировщиков и 11 истребителей.
Бой под Харьковом 13 мая 1942 года, немцы заявили, что сбили 65 самолетов, наши потери в этот день – 20 самолетов. 14 мая немцы докладывают о 47 самолетах, из них Герман Граф сбил 6, Адольф Дикфельд – 9 самолетов. Наши реальные потери – 14 самолетов.
Причём попытка объяснить разницу «баллами» и «победами» ничего не решает – эти системы существовали в люфтваффе параллельно – «баллы» (двухмоторный самолет – 2 балла, четырехмоторный – 4) учитывались для награждения и для присвоения званий. Также и в советских ВВС параллельно учёту «побед» существовала система денежных премий из учёта ценности сбитого самолета.
Иван Иванович Клещев
Источники:
Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Мухин Ю. Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе. М., 2006.
http://alexgbolnych.narod.ru/toliver_constable/index.htm
http://www.airforce.ru/history/khalkin-gol/index.htm
http://allaces.ru/p/people.php?id=13284
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лётчиков-асов_Второй_мировой_войны#.D0.AF.D0.BF.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D1.8F
Эрих Хартманн.
Кроме того, асами у Рейха было более 3 тысяч пилотов – те, кто сбил более 5 самолетов врага, ещё 13 пилотов сбили 200-275 самолетов, 92 аса – 100-200 самолетов, 360 человек – 40-100. Выходит, немецкие асы-истребители наших пачками валили? На Тихом океане было так же, японские асы сбили больше, чем американские: Тэцудзо Ивамото – 202 победы (по другим данным - 80), Хироёси Нисидзава - 147—150 (по другим – 87), Сёити Сугита – 120 (по другим - 70). Лучшие американские летчики-истребители: Ричард Айра Бонг – 40 самолетов, Томас Бьюкенен МакГуайр – 38, Дэвид МакКэмпбелл – 34.
Ричард Айра Бонг
Во время войны на Халкин-Голе велись очень интенсивные воздушные бои: лучший советский лётчик (по показателю сбитых врагов) Сергей Грицевец – 12 японских самолетов, японский ас Хиромити Синохара с мая и до своей гибели 27 августа сбил 58 самолетов, 27 июня 1939 года он за день сбил 11 советских самолётов.
Разные авторы поднимали этот вопрос, но к единому мнению не пришли, кто-то считает, что вражеские летчики врали, в реальности было сбито примерно столько же, сколько и лучшими советскими асами; другие считают, что немецкие пилоты просто были лучше и десятками сбивали неопытных летчиков противника. Третьи считают, что проблема в методике подсчётов. Но интересно то, что Япония и Германия проиграли войну, в том числе и воздушную.
Гю́нтер Ралль
Методики подсчётов
Обвинить японцев и немцев в серьёзных ошибках, возможно сознательных, при методике подсчёта, не выходит. Если изучить воздушные бои, выходит, что серьезные ошибки есть у всех сторон, а не только у немецкой или японской.
Так, после боёв на Халкин-Голе СССР заявил, что было сбито 588 японских самолетов и ещё 58 уничтожили на земле, японцы заявили об уничтожении 1162 самолетов в воздухе и 98 на земле. Но в реальности Советский Союз потерял 207 самолетов в бою и ещё 42 - не боевые потери, японцы сообщили о потере 88 самолетов в бою, и 74 были списаны из-за боевых повреждений. То есть советские данные о потерях врага были завышены в 4 раза, японские в 6 раз. Этот коэффициент, 1 к 4 примерно, сохранился в Военно-воздушных силах Красной Армии и Великой Отечественной войне.
Основная причина расхождения реальности и сообщений пилотов - не их ложь, а сама сложность боя и неизвестность судьбы «подбитого» самолета. Многие самолеты бывали буквально изрешечены, но возвращались на аэродромы. Часто самолет уклонялся от боя, например: топливо заканчивалось, боеприпасы, уходил из схватки, падал в штопор, уходя от огня врага, но затем мог выровняться – его также могли посчитать сбитым. Отсюда и фантастические счета стрелков «летающих крепостей»: немецкие «Мессершмитты», когда выходили из атаки, в силу особенностей двигателя, всегда дымили, их тоже записывали в «сбитые».
Так, за июль 1941 года самолеты ПВО Москвы совершили 89 боёв, отражая 9 налетов вражеских бомбардировщиков, в августе - 81 бой при 16 налетах. Они заявили, что сбили 59 самолетов в июле, 30 в августе. По данным немцев: в июле потеряно 20-22 самолета, в августе – 10-12, то есть расхождение примерно в три раза. Так же ошибались у немцев: 30 июня 1941 года состоялось воздушное сражение над Двинском, наши бомбардировщики, всего 99 единиц, бомбили мосты, их атаковали немецкие истребители. Они заявили о 64-65 сбитых самолетах, по нашим данным было потеряно 34 самолета, ещё 18 подбитыми смогли успешно вернуться на аэродромы, то есть расхождение примерно в 2 раза.
Ещё один пример, уже Западный фронт, 6 марта 1944 года налёт на Берлин: американцы (пилоты истребителей, стрелки бомбардировщиков) заявили, что уничтожили 179 самолетов противника (83% отражавших налет немецких самолетов), немцы же потеряли 66 истребителей. Немецкие летчики заявили, что сбили 128 бомбардировщиков и истребителей, ещё 12 самолетов предположительно сбили, в реальности американцы потеряли 69 бомбардировщиков и 11 истребителей.
Бой под Харьковом 13 мая 1942 года, немцы заявили, что сбили 65 самолетов, наши потери в этот день – 20 самолетов. 14 мая немцы докладывают о 47 самолетах, из них Герман Граф сбил 6, Адольф Дикфельд – 9 самолетов. Наши реальные потери – 14 самолетов.
Причём попытка объяснить разницу «баллами» и «победами» ничего не решает – эти системы существовали в люфтваффе параллельно – «баллы» (двухмоторный самолет – 2 балла, четырехмоторный – 4) учитывались для награждения и для присвоения званий. Также и в советских ВВС параллельно учёту «побед» существовала система денежных премий из учёта ценности сбитого самолета.
Иван Иванович Клещев
Источники:
Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Мухин Ю. Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе. М., 2006.
http://alexgbolnych.narod.ru/toliver_constable/index.htm
http://www.airforce.ru/history/khalkin-gol/index.htm
http://allaces.ru/p/people.php?id=13284
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лётчиков-асов_Второй_мировой_войны#.D0.AF.D0.BF.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D1.8F
Игра Бакуган, созданная по мотивам одноименного японского мультфильма Bakugan, полностью воспроизводит различные сюжеты и декорации, предлагая самому стать режиссером событий. Настольная игра Bakugan состоит из арены для битв, пластиковых шариков, превращающихся в монстров, разнообразных карточек, наборов для битв и многое другое. Купить можно в интернет магазине игрушек toy.ru .
Автор: Скил