Уральский дракон против фон Брауна
Основным направлением работы группы под руководством Виктора Петровича, стали ракеты с подводным стартом. Следующей ракетой спроектированной гениальным конструктором была Р-21.
Конструкция также была жидкостной и одноступенчатой, однако обладала дополнительным качеством: возможностью отделения головной части, оснащенной ядерным зарядом. На вооружение Р-21 поступила уже в 1963 году. Подводный старт обладал одним весьма важным преимуществом: отсутствие качки, что обеспечивало точность попадания.
В 1962 году СКБ-385 было поручено сконструировать совершенно новую жидкостную ракету с утопленным двигателем. Такая разработка была совершенно новой. Кроме всего прочего, в ракете отсутствовали отсеки, а приборный отдел располагался в передней части ракеты. Дальность стрельбы у такой конструкции увеличилась в два раза по сравнению с Р-21, а масса снизилась в 10 раз. Ракета получила название Р-27. В 1968 году все испытания были завершены, и ракета была принята на вооружение, причем ее производство было поставлено на поток.
Конструкторское бюро под руководством Макеева расцветало. Урал стал родным домом для морских баллистических ракет, а самого Макеева американцы называли не иначе как Уральский дракон. В 1964 году поступило задание на проектирование новой ракеты с двумя ступенями на основе предыдущей Р-29. Разработка с обозначением Р-29Р была сдана на вооружение в 1977 году и предусматривала возможность отделения боевой головной части от несущего корпуса.
Однако чиновники настойчиво требовали создать совершенную ракету, основанную на твердом топливе. С точки зрения ракетостроения жидкое топливо было куда более подходящим для баллистических ракет, нежели твердые компоненты, однако американцы специализировались именно на таком типе стратегического ракетного вооружения, что вводило в заблуждение и советское руководство.
Макееву пришлось полностью переменить подход к конструированию, оборудовать испытательные лаборатории новыми инструментами и установками, в результате Союз получил Р-39. Данная конструкция впервые была поставлена на потоковое производство и заняла достойное место среди вооружения подводных лодок. Максимальная дальность полета ракеты составила 10 000 км, а вес 90 тонн. Габариты конструкции заставили увеличить длину пусковой шахты.
Значение достижений Виктора Петровича для советского государства трудно переоценить. Его называют создателем школы морского ракетостроения, идеи этого гениального конструктора превзошли не только отечественные наработки, но и надолго оставили позади американское ракетостроение. Образно говоря, дуэль с фон Брауном была выиграна, Уральский дракон оказался сильнее. Жидкое топливо, по сути, являлось идеей будущего, однако советские чиновники настаивали на использовании твердого топлива и разработки продолжались. К слову, в проектах Макеева было не в пример меньше ошибок, нежели в работах других конструкторов. Каждое испытание проходило под строгим контролем, а перед проверкой Виктор Петрович собирал коллектив для выяснения вопроса о том, имеются ли у кого-то сомнения.
Умер Виктор Петрович в 1985 году, оставив стране колоссальное наследие, однако соотечественники знают о нем совсем не много, так как работал конструктор в условиях строгой секретности. В Коломне есть памятник этому человеку, но мало кто из горожан сможет объяснить, чем знаменит Макеев.
Образованнейший конструктор привнес в область ракетостроения совершенно новые идеи по аэрогидродинамике, тепломассообмену, управлению и проектированию, баллистике и многих других областях. СКБ-385 занималось разработками в жидкотопливных конструкций, предложив использовать ракеты для научно-исследовательских целей космических пространств. Описать все рабочие проекты этого специалиста в рамках одной статьи просто невозможно. Макеев не только генерировал идеи, он их детально прорабатывал и успешно внедрял в существующие проекты. Нервозность советских чиновников несколько удивляет. Выводы о том, что США используют твердое топливо, так как оно по каким-то неизвестным характеристикам превосходит жидкое, были в корне неверными. Фон Браун так и не смог предложить ничего, что было бы более совершенным, чем проекты Виктора Петровича. Руководство не решалось поверить, что творение Макеева – это прорыв, который дал СССР огромное преимущество перед Штатами.
Автор: Смирнов Вадим