Современные противопартизанские самолёты. Часть 1-я



В ходе боевых действий во Вьетнаме, американское военное руководство пришло к выводу, что создававшиеся для «большой войны» с Советским союзом реактивные сверхзвуковые боевые самолёты малоэффективны против действующих в джунглях партизан. Отчасти проблема решалась с помощью, оставшихся в строю поршневых штурмовиков А-1 «Скайрейдер» и бомбардировщиков Б-26 «Инвейдер», а также переоборудованных в ударные учебно-тренировочных машин и вертолётов.


Штурмовик А-1 «Скайрейдер»


Однако потери и выработка ресурса боевых самолётов созданных ещё во время Второй мировой делало их неизбежный «уход со сцены» лишь вопросом времени, а вооруженные учебно-тренировочные самолёты и ударные вертолеты оказались весьма уязвимы к зенитному огню вьетконга.

С учётом всех этих факторов в США стартовало несколько программ создания легких «противопартизанских» штурмовиков, адаптированных для действий в условиях Юго-Восточной Азии. Итогом работ стало создание и принятие на вооружение весьма удачных турбовинтового OV-10 «Бронко» и турбореактивного А-37 «Дрэгонфлай».


А-37 «Дрэгонфлай»


Другим «противопартизанским» самолетом, получившим широкое распространение, стал швейцарский учебно – тренировочный турбовинтовой самолёт (УТС) - Рilatus PC-7, запущенный в массовое производство в 1978 году.


Pilatus PC-9


РС-9 отличается от РС-7 двигателем Пратт-Уитни Канада РТ6А-62 мощностью на валу 1150л.с., упрочненной конструкцией планера, улучшенной аэродинамической поверхностью фюзеляжа и крыльев и катапультируемыми креслами. Серийное производство началось в 1986 году. Самолёт несёт такую же боевую нагрузку, как и РС-7. Его в основном заказывали страны, уже имеющие опыт эксплуатации РС-7. Всего произведено около 250 РС-9. Этот самолёт в отличие от более ранней модели не имел большого боевого применения. РС-9 находящиеся в составе ВВС Чада и Мьянмы привлекались для выполнения разведывательных полётов и действий против повстанцев.


РС-9 ВВС Чада


В настоящее израильская компания «Elbit Systems» ведёт работы по повышению ударного потенциала РС-7 и РС-9. Предполагается, что после соответствующих доработок повыситься информационная осведомлённость пилотов и появиться возможность применения высокоточного авиационного вооружения.

На базе швейцарского Pilatus PC-9 в США был построен УТС T-6A Texan II.
Наиболее существенным внешним отличием американского самолета от своего швейцарского «прародителя» является измененная форма передней части фонаря кабины.


АТ-6В


По сравнению с УТС самолет оснащен более мощным турбовинтовым двигателем, усовершенствованным прицельно-навигационным комплексом и контейнером с оборудованием дневного и ночного видения. Установлена броневая защита кабины и двигателя. Система защиты от ИК и лазерных ГСН УР классов "земля-воздух" и "воздух-воздух" может включать систему предупреждения об облучении и автомат отстрела ИК-ловушек. На самолет установлены: система управления средствами РЭБ ALQ-213, защищенная система радиосвязи ARC-210, аппаратура линий передачи данных.

Имеющиеся на АТ-6В оборудование позволяет применять различные высокоточные боеприпасы, включая ракеты Hellfire и Maverick, управляемые бомбы Paveway II / III / IV и JDAM, вес боевой нагрузки остался таким же, как и на «Пилатусе». Встроенное вооружение состоит из двух 12,7-мм пулемётов.

Pilatus PC-21 совершил первый полёт в 2002 году, а с 2008 года самолёт поставляется заказчикам. При проектировании PC-21 специалисты «Pilatus» использовали весь опыт, наработанный по машинам семейства PC. На данный момент машин этого типа произведено пока не много ( около 80 ).



Наиболее интенсивно в боевых действиях применялись А-29В колумбийских ВВС. Первый случай боевой работы Super Tucano произошел в январе 2007 года, когда самолеты нанесли ракетно-бомбовый удар по лагерю формирования «Революционные вооруженные силы Колумбии». В 2011-2012 годах они наносили высокоточные удары боеприпасами Griffin с лазерным наведением по опорным пунктам партизан. В 2013 году колумбийские лёгкие штурмовики также свершали боевые вылеты для борьбы с повстанцами и наркотрафиком.

Заинтересованность в приобретении «Супер Тукано» высказало Командованием специальных операций США. После длительных переговоров в феврале 2013 года США и бразильская Embraer подписали контракт, в соответствии с которым самолеты A-29 будут строиться по лицензии в США. Контракт подразумевает строительство как минимум 20 штурмовиков в несколько видоизменённой комплектации, которые в будущем будут поддерживать с воздуха специальные подразделения.
В отличие от бразильских « Супер Тукано» американской сборки должны комплектоваться радиоэлектронным оборудованием аналогичным устанавливаемому на лёгкие штурмовики АТ-6В. Специально оговаривается возможность ночного применения и использования лёгких высокоточных боеприпасов, что значительно повысит ударный потенциал штурмовиков.
Так же переговоры о покупке или лизинге «Супер Тукано» ведутся с Афганистаном и Ираком.

Успех бразильской Embraer был предопределён тем, что её лёгкие штурмовики появились, что называется в «нужное время и в нужном месте».
Их лётные, эксплуатационные, боевые характеристики и стоимость во многом соответствовали требованиям ВВС стран нуждающихся в таком самолёте. Несмотря на то что «Тукано» появился позже чем «Пилатус», значительную роль сыграло отсутствие в бразильском законодательстве ограничений на поставку вооружений в районы боевых действий.

Источники:
http://www.pilatus-aircraft.com/
http://www.cofe.ru/avia