Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?
История колонизации европейскими державами азиатских и африканских стран полна примерами героического сопротивления туземного населения, национально-освободительных движений. Но в то же время, история знает и не менее ярко проявлявшуюся отвагу тех жителей далеких южных земель, которые приняли в конечном итоге сторону колонизаторов и в силу национальных традиций, ориентировавших на безупречную верность «хозяину», совершали подвиги во славу английского, французского и других европейских государств.
В конечном итоге, именно из представителей туземного населения покоренных европейцами территорий формировались многочисленные колониальные войска и полицейские подразделения. Многие из них использовались колониальными державами и на европейских фронтах – в Крымской войне, Первой и Второй мировых войнах. Примечательно, что некоторые из военных формирований, зародившихся и получивших известность в эпоху колониальных империй, существуют и до сих пор. Прежние хозяева не спешат отказываться от воинов, зарекомендовавших себя бесстрашием и верностью, как в многочисленных военных конфликтах, так и в мирное время. Более того - в условиях современного общества, переходящего в большей степени на локальные конфликты, актуальность использования подобных формирований заметно повышается.
После Второй мировой войны, в 1947 году, Британской Индии удалось добиться независимости. На территории бывшей «житницы» колониальной империи образовалось сразу два государства – Индия и Пакистан. В первом основную массу населения составляли индуисты, во втором – мусульмане-сунниты. Между Индией и Великобританией встал вопрос о том, как делить наследство колониальной эпохи, к которому, безусловно, относились и вооруженные подразделения бывшей колониальной армии, в том числе и гуркхи. Известно, что большая часть военнослужащих – гуркхов, когда им предложили выбор между службой в британской армии и переходом в формирующиеся вооруженные силы Индии, выбрали последнее.
Скорее всего, гуркхи руководствовались не столько соображениями материальной выгоды, так как в британской армии платили лучше, сколько территориальной близостью к родным местам и возможностью продолжения службы в тех местах, где они прежде и были расквартированы. В результате, было решено, что из 10 гуркхских стрелковых полков шесть перейдут в состав формируемой индийской армии, а четыре останутся в составе британских вооруженных сил, сформировав особую Гуркхскую бригаду.
Поскольку Великобритания постепенно отказывалась от статуса колониальной державы и уходила из колоний, воинские формирования гуркхов, оставшиеся в составе британской армии, были переведены на двухбатальонный состав. В свою очередь, Индия, постоянно готовая к войне с Пакистаном, находящаяся в состоянии затяжного конфликта с Китаем и воюющая практически во всех штатах с сепаратистскими и маоистскими повстанческими группировками, контингент гуркхов увеличила, сформировав 39 батальонов. В настоящее время на индийской службе состоит более 100 тысяч военнослужащих – гуркхов.
В современной британской армии гуркхи образовывают отдельную Гуркхскую бригаду, насчитывающую 3,5 тысячи военнослужащих. Прежде всего, это два легкопехотных батальона. Отличие легкой пехоты заключается в отсутствии у подразделений бронетанковой техники. Гуркхи пехотных батальонов также в обязательном порядке проходят курс парашютной подготовки, то есть могут быть задействованы в качестве воздушного десанта. Помимо легкопехотных батальонов, образующих костяк Гуркхской бригады, в ее состав входят вспомогательные подразделения – два инженерных эскадрона, три эскадрона связи, транспортный полк, а также два парадных полувзвода, выполняющих роль роты почетного караула, и военный оркестр. На территории Великобритании гуркхи дислоцируются в Черч Крукхэм, что в графстве Хэмпшир.
Гуркхи принимали участие практически во всех военных конфликтах, в которых после Второй мировой войны участвовала и Великобритания. Так, непальские стрелки отличились во время кратковременной англо-аргентинской войны за Фолклендские острова, присутствовали на острове Калимантан во время конфликта с Индонезией. Также гуркхи принимали участие в миротворческих миссиях в Восточном Тиморе и на территории Африканского континента, в Боснии и Герцеговине. С 2001 года гуркхи дислоцируются в Афганистане – в составе британского контингента. В составе индийской армии гуркхи участвовали во всех индо-пакистанских войнах, войне с Китаем 1962 года, полицейских операциях против сепаратистов, включая помощь правительственным войскам Шри Ланки в борьбе против «тамильских тигров».
Помимо Индии и Великобритании подразделения, укомплектованные гуркхами, активно используются и в ряде других государств, прежде всего – в бывших британских колониях. В Сингапуре с 1949 года размещен Контингент гуркхов в составе сингапурской полиции, перед которым англичане, дислоцировав его в этом государстве, тогда еще бывшем колонией Великобритании, ставили задачу антипартизанской борьбы. Джунгли Малакки начиная с 1940-х гг. стали пристанищем партизан, руководимых маоистской Коммунистической партией Малайзии. Поскольку партия находилась под влиянием Китая и ее руководство в значительной степени было укомплектовано китайцами, англичане опасались роста китайского влияния в Малайзии и соседнем Сингапуре и прихода к власти на Малаккском полуострове коммунистов. Гуркхи, прежде служившие в британской колониальной армии, были переброшены в Сингапур и зачислены в местную полицию с целью заменить сикхов – другую воинственную народность Индостана, также служившую британской короне во многих колониальных владениях.
История сингапурских гуркхов началась с цифры в 142 солдата, а в настоящее время в городе-государстве проходит службу две тысячи гуркхов. На подразделения Контингента гуркхов возложены обязанности по личной охране премьер-министра Сингапура и членов его семьи, важнейших государственных учреждений страны – министерств и ведомств, банков, крупнейших компаний. Также на гуркхов возложены задачи по борьбе с уличными беспорядками, патрулирование города, то есть – полицейские функции, с которыми профессиональные солдаты также успешно справляются. Примечательно, что командование гуркхами осуществляют британские офицеры.
Помимо Сингапура гуркхи выполняют военные, полицейские и охранные функции в Брунее. Пятьсот гуркхов, прежде проходивших службу в британской армии или полиции Сингапура, служат султану Брунея после выхода на пенсию, рассматривая свое пребывание в этом маленьком государстве на острове Калимантан как продолжение военной карьеры. Кроме того, контингент гуркхов численностью 1600 человек традиционно размещался в Гонконге, вплоть до его присоединения к Китайской Народной Республике. В настоящее время многие бывшие гуркхи продолжают службу в частных охранных структурах Гонконга. В Малайзии, после провозглашения независимости, гуркхи и их потомки продолжали службу в Королевском полку рейнджеров, а также в частных охранных фирмах. Наконец, гуркхов используют и американцы – в качестве наемной охраны военно-морской базы США в маленьком государстве Бахрейн в Персидском заливе.
В вооруженных силах Непала два легкопехотных батальона продолжают носить наименования гуркхских. Это Шри Пурано гуркхский батальон и Шри Ная гуркхский батальон. До свержения непальской монархии маоистскими повстанцами они выполняли роль дворцовой гвардии, а также несли службу в непальском контингенте миротворческих сил Организации Объединенных Наций.
Следует отметить, что система комплектования гуркхских подразделений практически не изменилась за полтора столетия. Гуркхов по-прежнему набирают на территории Непала. На военную службу записываются, в основном, выходцы из отсталых горных районов этого гималайского государства – крестьянские дети, для которых служба в армии становится едва ли не единственным шансом «выбиться в люди», а точнее – получать очень приличные по непальским меркам деньги, а по окончанию службы рассчитывать не только на большую пенсию, но и на перспективу получения гражданства Великобритании.
Этнический состав гуркхов весьма разнообразен. Не будем забывать, что Непал – государство многонациональное. В то же время, есть две этнические группы, которым традиционно отдается преимущество при наборе солдат – гуркхов – это гурунги и магары. Гурунги проживают в центральном Непале – в горных районах, прежде входивших в состав царства Горкха. Этот народ говорит на языке гурунг тибето-бирманской языковой семьи и исповедует буддизм (более 69%) и индуизм (28%), подвергшиеся сильному влиянию традиционных шаманских верований «Гурунг дхарма», близких к тибетской религии Бон.
С давних пор гурунгов вербовали на воинскую службу – сначала в войска царства Горкха, а затем и в британскую колониальную армию. Поэтому военная служба у гурунгов всегда считалась престижной и попасть на нее стремятся и в настоящее время многие молодые люди. Конкурс на 200 мест в учебном центре Покхара, что находится там же, в центральном Непале, в непосредственной близости от районов компактного проживания гурунгов, насчитывает 28 тысяч человек. Подавляющее большинство претендентов не выдерживает вступительных испытаний. Однако, в случае провала на экзамене, у них остается шанс вместо службы в британских подразделениях гуркхов отправиться в индийские пограничные войска.
Двухмиллионный народ магаров, составляющий более 7 % населения современного Непала, играет в комплектовании гуркхов еще большую роль. В отличие от гурунгов, более 74% магаров – индуисты, остальные – буддисты. Но, как и другие горные непальские народы, магары сохраняют сильное влияние как тибетской религии Бон, так и более архаичных шаманских верований, которые, по мнению некоторых специалистов, были принесены ими в период миграции из Южной Сибири.
Магары считаются превосходными воинами, и даже завоеватель Непала из династии Горкха Притхви Нараян Шах с гордостью принял титул царя Магара. Выходцы из провинции Магар с XIX века записывались в гуркхские подразделения британской армии. В настоящее время они составляют основную массу военнослужащих – гуркхов за пределами Непала. Многие магары отличились на военной службе в годы Первой и Второй мировых войн. Пять магаров получили Крест Виктории за службу в Европе, Северной Африке и Бирме (в Первую мировую - один крест – за службу во Франции, один – за Египет, во Вторую мировую – один крест за Тунис и два – за Бирму). Для современного магара карьера военного представляется в наибольшей степени желаемой, однако тем, кто не прошел строгий отбор в британские подразделения, приходится ограничиваться службой в непальской армии или полиции.
Наконец, помимо магаров и гурунгов, среди военнослужащих гуркхских подразделений значительный процент составляют представители и других горных непальских народов – раи, лимбу, таманги, также известные своей неприхотливостью и хорошими воинскими качествами. Вместе с тем, в гуркхских частях, помимо горцев-монголоидов, традиционно несут службу и представители воинской касты чхетри – непальских кшатриев.
В настоящее время одной из главных задач гуркхов, служащих в британской армии, является либерализация положений о службе. В частности, гуркхи добиваются, чтобы на них распространялись все льготы, относящиеся к другим военнослужащим британской армии. Ведь, чтобы рассчитывать на пенсию и другие социальные льготы, гуркх должен прослужить по контракту не менее 15 лет. При этом, после окончания службы он возвращается на родину в Непал, где получает военную пенсию в 450 фунтов – для непальцев это очень большие деньги, тем более при условии их регулярной выплаты, но для английского военного, как мы понимаем, это весьма скромная сумма. Лишь в 2007 году, после многочисленных выступлений ветеранов-гуркхов в защиту своих прав, английское правительство согласилось обеспечить непальских солдат теми же льготами и выплатами, что и граждан Великобритании, проходивших службу в вооруженных силах в течение аналогичного времени и на аналогичных должностях.
Свержение монархии в Непале не могло не отразиться на наборе гуркхских военнослужащих. Маоистская компартия, среди активистов которой значительную часть также составляют представители горных народов – в частности, те самые магары, из которых традиционно рекрутировали гуркхов, - утверждает, что набор наемников из числа граждан Непала с целью их использования в военных конфликтах на стороне иностранных держав, позорит страну и унижает ее население. Поэтому маоисты выступают за скорейшее прекращение набора гуркхов в британскую и индийскую армии.
Таким образом, завершая повествование о гуркхах, можно сделать следующие выводы. Безусловно, отважные и умелые воины из горных районов Непала заслуживают всестороннего уважения за свою воинскую доблесть и специфические представления о долге и чести, которые, в частности, не позволяют им убить или ранить сдавшегося в плен противника. Однако следует помнить, что гуркхи – лишь наемники, используемые британцами в качестве дешевого и надежного «пушечного мяса». Туда, куда ни за какие деньги не заманишь английского контрактника, всегда можно послать исполнительного, доверчивого, но бесстрашного азиата.
Еще относительно недавно, в период массового провозглашения бывших британских колоний суверенными государствами, можно было предполагать, что гуркхи – отмирающее воинское соединение, реликт колониальной эпохи, окончательный конец которого наступит параллельно с окончательным распадом Британской империи. Но специфика развития современного западного общества, культивирующего ценности потребительства и индивидуального комфорта, свидетельствует, что время гуркхов и других подобных соединений только начинается. Загребать жар в локальных военных конфликтах лучше чужими руками, тем более, если это руки представителей совершенно другой расовой и этнокультурной общности. По крайней мере, погибшие гуркхи не вызовут значительного возмущения европейской общественности, предпочитающей, чтобы войны «за демократию» шли где-то далеко, «по телевизору», и не желающей видеть своих молодых сограждан погибающими на фронтах очередного Ирака или Афганистана.
Снижение рождаемости в странах Западной Европы, в том числе и в той же самой Великобритании, уже сегодня ставит вопрос о том, кто будет защищать интересы европейских государств в военных конфликтах. Если в качестве работников низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда на строительстве, в сфере транспорта и торговли, жилищно-коммунальном хозяйстве, все чаще можно видеть мигрантов из азиатских и африканских государств, то рано или поздно подобная перспектива будет ожидать и вооруженные силы. В этом можно даже не сомневаться. Пока что английское общество еще сохраняет определенный мобилизационный потенциал, и даже принцы короны показывают пример другим молодым англо-саксам, отправляясь для прохождения службы в подразделения действующей армии.
Однако, легко можно предсказать, что в обозримом будущем численность потенциальных военнослужащих среди представителей коренного населения Великобритании будет только снижаться. Перед страной встанет неизбежная перспектива – либо принимать на военную службу представителей люмпенизированной городской среды, в большинстве своем – второе и третье поколения мигрантов из Вест-Индии, Индии, Пакистана, Бангладеш и африканских стран, либо продолжать старые колониальные традиции использования заранее подготовленных воинских частей, укомплектованных туземцами. Безусловно, что второй вариант предстает более выгодным, хотя бы потому, что он неоднократно испытан в прошлом. Сложно отрицать, что укомплектованные по принципу этнической общности подразделения окажутся более боеспособными, нежели сомнительный конгломерат городских маргиналов – вчерашних мигрантов. Давняя практика использования туземных воинских частей может превратиться в насущную необходимость. Тем более, если учитывать, что вести боевые действия приходится, в большинстве своем, именно в странах «третьего мира», что само по себе толкает европейские страны к историческому опыту использования колониальных войск, «иностранных легионов» и прочих подобных формирований, слабо соприкасающихся с обществом «метрополий» Европы.
В конечном итоге, именно из представителей туземного населения покоренных европейцами территорий формировались многочисленные колониальные войска и полицейские подразделения. Многие из них использовались колониальными державами и на европейских фронтах – в Крымской войне, Первой и Второй мировых войнах. Примечательно, что некоторые из военных формирований, зародившихся и получивших известность в эпоху колониальных империй, существуют и до сих пор. Прежние хозяева не спешат отказываться от воинов, зарекомендовавших себя бесстрашием и верностью, как в многочисленных военных конфликтах, так и в мирное время. Более того - в условиях современного общества, переходящего в большей степени на локальные конфликты, актуальность использования подобных формирований заметно повышается.
После Второй мировой войны, в 1947 году, Британской Индии удалось добиться независимости. На территории бывшей «житницы» колониальной империи образовалось сразу два государства – Индия и Пакистан. В первом основную массу населения составляли индуисты, во втором – мусульмане-сунниты. Между Индией и Великобританией встал вопрос о том, как делить наследство колониальной эпохи, к которому, безусловно, относились и вооруженные подразделения бывшей колониальной армии, в том числе и гуркхи. Известно, что большая часть военнослужащих – гуркхов, когда им предложили выбор между службой в британской армии и переходом в формирующиеся вооруженные силы Индии, выбрали последнее.
Скорее всего, гуркхи руководствовались не столько соображениями материальной выгоды, так как в британской армии платили лучше, сколько территориальной близостью к родным местам и возможностью продолжения службы в тех местах, где они прежде и были расквартированы. В результате, было решено, что из 10 гуркхских стрелковых полков шесть перейдут в состав формируемой индийской армии, а четыре останутся в составе британских вооруженных сил, сформировав особую Гуркхскую бригаду.
Поскольку Великобритания постепенно отказывалась от статуса колониальной державы и уходила из колоний, воинские формирования гуркхов, оставшиеся в составе британской армии, были переведены на двухбатальонный состав. В свою очередь, Индия, постоянно готовая к войне с Пакистаном, находящаяся в состоянии затяжного конфликта с Китаем и воюющая практически во всех штатах с сепаратистскими и маоистскими повстанческими группировками, контингент гуркхов увеличила, сформировав 39 батальонов. В настоящее время на индийской службе состоит более 100 тысяч военнослужащих – гуркхов.
В современной британской армии гуркхи образовывают отдельную Гуркхскую бригаду, насчитывающую 3,5 тысячи военнослужащих. Прежде всего, это два легкопехотных батальона. Отличие легкой пехоты заключается в отсутствии у подразделений бронетанковой техники. Гуркхи пехотных батальонов также в обязательном порядке проходят курс парашютной подготовки, то есть могут быть задействованы в качестве воздушного десанта. Помимо легкопехотных батальонов, образующих костяк Гуркхской бригады, в ее состав входят вспомогательные подразделения – два инженерных эскадрона, три эскадрона связи, транспортный полк, а также два парадных полувзвода, выполняющих роль роты почетного караула, и военный оркестр. На территории Великобритании гуркхи дислоцируются в Черч Крукхэм, что в графстве Хэмпшир.
Гуркхи принимали участие практически во всех военных конфликтах, в которых после Второй мировой войны участвовала и Великобритания. Так, непальские стрелки отличились во время кратковременной англо-аргентинской войны за Фолклендские острова, присутствовали на острове Калимантан во время конфликта с Индонезией. Также гуркхи принимали участие в миротворческих миссиях в Восточном Тиморе и на территории Африканского континента, в Боснии и Герцеговине. С 2001 года гуркхи дислоцируются в Афганистане – в составе британского контингента. В составе индийской армии гуркхи участвовали во всех индо-пакистанских войнах, войне с Китаем 1962 года, полицейских операциях против сепаратистов, включая помощь правительственным войскам Шри Ланки в борьбе против «тамильских тигров».
Помимо Индии и Великобритании подразделения, укомплектованные гуркхами, активно используются и в ряде других государств, прежде всего – в бывших британских колониях. В Сингапуре с 1949 года размещен Контингент гуркхов в составе сингапурской полиции, перед которым англичане, дислоцировав его в этом государстве, тогда еще бывшем колонией Великобритании, ставили задачу антипартизанской борьбы. Джунгли Малакки начиная с 1940-х гг. стали пристанищем партизан, руководимых маоистской Коммунистической партией Малайзии. Поскольку партия находилась под влиянием Китая и ее руководство в значительной степени было укомплектовано китайцами, англичане опасались роста китайского влияния в Малайзии и соседнем Сингапуре и прихода к власти на Малаккском полуострове коммунистов. Гуркхи, прежде служившие в британской колониальной армии, были переброшены в Сингапур и зачислены в местную полицию с целью заменить сикхов – другую воинственную народность Индостана, также служившую британской короне во многих колониальных владениях.
История сингапурских гуркхов началась с цифры в 142 солдата, а в настоящее время в городе-государстве проходит службу две тысячи гуркхов. На подразделения Контингента гуркхов возложены обязанности по личной охране премьер-министра Сингапура и членов его семьи, важнейших государственных учреждений страны – министерств и ведомств, банков, крупнейших компаний. Также на гуркхов возложены задачи по борьбе с уличными беспорядками, патрулирование города, то есть – полицейские функции, с которыми профессиональные солдаты также успешно справляются. Примечательно, что командование гуркхами осуществляют британские офицеры.
Помимо Сингапура гуркхи выполняют военные, полицейские и охранные функции в Брунее. Пятьсот гуркхов, прежде проходивших службу в британской армии или полиции Сингапура, служат султану Брунея после выхода на пенсию, рассматривая свое пребывание в этом маленьком государстве на острове Калимантан как продолжение военной карьеры. Кроме того, контингент гуркхов численностью 1600 человек традиционно размещался в Гонконге, вплоть до его присоединения к Китайской Народной Республике. В настоящее время многие бывшие гуркхи продолжают службу в частных охранных структурах Гонконга. В Малайзии, после провозглашения независимости, гуркхи и их потомки продолжали службу в Королевском полку рейнджеров, а также в частных охранных фирмах. Наконец, гуркхов используют и американцы – в качестве наемной охраны военно-морской базы США в маленьком государстве Бахрейн в Персидском заливе.
В вооруженных силах Непала два легкопехотных батальона продолжают носить наименования гуркхских. Это Шри Пурано гуркхский батальон и Шри Ная гуркхский батальон. До свержения непальской монархии маоистскими повстанцами они выполняли роль дворцовой гвардии, а также несли службу в непальском контингенте миротворческих сил Организации Объединенных Наций.
Следует отметить, что система комплектования гуркхских подразделений практически не изменилась за полтора столетия. Гуркхов по-прежнему набирают на территории Непала. На военную службу записываются, в основном, выходцы из отсталых горных районов этого гималайского государства – крестьянские дети, для которых служба в армии становится едва ли не единственным шансом «выбиться в люди», а точнее – получать очень приличные по непальским меркам деньги, а по окончанию службы рассчитывать не только на большую пенсию, но и на перспективу получения гражданства Великобритании.
Этнический состав гуркхов весьма разнообразен. Не будем забывать, что Непал – государство многонациональное. В то же время, есть две этнические группы, которым традиционно отдается преимущество при наборе солдат – гуркхов – это гурунги и магары. Гурунги проживают в центральном Непале – в горных районах, прежде входивших в состав царства Горкха. Этот народ говорит на языке гурунг тибето-бирманской языковой семьи и исповедует буддизм (более 69%) и индуизм (28%), подвергшиеся сильному влиянию традиционных шаманских верований «Гурунг дхарма», близких к тибетской религии Бон.
С давних пор гурунгов вербовали на воинскую службу – сначала в войска царства Горкха, а затем и в британскую колониальную армию. Поэтому военная служба у гурунгов всегда считалась престижной и попасть на нее стремятся и в настоящее время многие молодые люди. Конкурс на 200 мест в учебном центре Покхара, что находится там же, в центральном Непале, в непосредственной близости от районов компактного проживания гурунгов, насчитывает 28 тысяч человек. Подавляющее большинство претендентов не выдерживает вступительных испытаний. Однако, в случае провала на экзамене, у них остается шанс вместо службы в британских подразделениях гуркхов отправиться в индийские пограничные войска.
Двухмиллионный народ магаров, составляющий более 7 % населения современного Непала, играет в комплектовании гуркхов еще большую роль. В отличие от гурунгов, более 74% магаров – индуисты, остальные – буддисты. Но, как и другие горные непальские народы, магары сохраняют сильное влияние как тибетской религии Бон, так и более архаичных шаманских верований, которые, по мнению некоторых специалистов, были принесены ими в период миграции из Южной Сибири.
Магары считаются превосходными воинами, и даже завоеватель Непала из династии Горкха Притхви Нараян Шах с гордостью принял титул царя Магара. Выходцы из провинции Магар с XIX века записывались в гуркхские подразделения британской армии. В настоящее время они составляют основную массу военнослужащих – гуркхов за пределами Непала. Многие магары отличились на военной службе в годы Первой и Второй мировых войн. Пять магаров получили Крест Виктории за службу в Европе, Северной Африке и Бирме (в Первую мировую - один крест – за службу во Франции, один – за Египет, во Вторую мировую – один крест за Тунис и два – за Бирму). Для современного магара карьера военного представляется в наибольшей степени желаемой, однако тем, кто не прошел строгий отбор в британские подразделения, приходится ограничиваться службой в непальской армии или полиции.
Наконец, помимо магаров и гурунгов, среди военнослужащих гуркхских подразделений значительный процент составляют представители и других горных непальских народов – раи, лимбу, таманги, также известные своей неприхотливостью и хорошими воинскими качествами. Вместе с тем, в гуркхских частях, помимо горцев-монголоидов, традиционно несут службу и представители воинской касты чхетри – непальских кшатриев.
В настоящее время одной из главных задач гуркхов, служащих в британской армии, является либерализация положений о службе. В частности, гуркхи добиваются, чтобы на них распространялись все льготы, относящиеся к другим военнослужащим британской армии. Ведь, чтобы рассчитывать на пенсию и другие социальные льготы, гуркх должен прослужить по контракту не менее 15 лет. При этом, после окончания службы он возвращается на родину в Непал, где получает военную пенсию в 450 фунтов – для непальцев это очень большие деньги, тем более при условии их регулярной выплаты, но для английского военного, как мы понимаем, это весьма скромная сумма. Лишь в 2007 году, после многочисленных выступлений ветеранов-гуркхов в защиту своих прав, английское правительство согласилось обеспечить непальских солдат теми же льготами и выплатами, что и граждан Великобритании, проходивших службу в вооруженных силах в течение аналогичного времени и на аналогичных должностях.
Свержение монархии в Непале не могло не отразиться на наборе гуркхских военнослужащих. Маоистская компартия, среди активистов которой значительную часть также составляют представители горных народов – в частности, те самые магары, из которых традиционно рекрутировали гуркхов, - утверждает, что набор наемников из числа граждан Непала с целью их использования в военных конфликтах на стороне иностранных держав, позорит страну и унижает ее население. Поэтому маоисты выступают за скорейшее прекращение набора гуркхов в британскую и индийскую армии.
Таким образом, завершая повествование о гуркхах, можно сделать следующие выводы. Безусловно, отважные и умелые воины из горных районов Непала заслуживают всестороннего уважения за свою воинскую доблесть и специфические представления о долге и чести, которые, в частности, не позволяют им убить или ранить сдавшегося в плен противника. Однако следует помнить, что гуркхи – лишь наемники, используемые британцами в качестве дешевого и надежного «пушечного мяса». Туда, куда ни за какие деньги не заманишь английского контрактника, всегда можно послать исполнительного, доверчивого, но бесстрашного азиата.
Еще относительно недавно, в период массового провозглашения бывших британских колоний суверенными государствами, можно было предполагать, что гуркхи – отмирающее воинское соединение, реликт колониальной эпохи, окончательный конец которого наступит параллельно с окончательным распадом Британской империи. Но специфика развития современного западного общества, культивирующего ценности потребительства и индивидуального комфорта, свидетельствует, что время гуркхов и других подобных соединений только начинается. Загребать жар в локальных военных конфликтах лучше чужими руками, тем более, если это руки представителей совершенно другой расовой и этнокультурной общности. По крайней мере, погибшие гуркхи не вызовут значительного возмущения европейской общественности, предпочитающей, чтобы войны «за демократию» шли где-то далеко, «по телевизору», и не желающей видеть своих молодых сограждан погибающими на фронтах очередного Ирака или Афганистана.
Снижение рождаемости в странах Западной Европы, в том числе и в той же самой Великобритании, уже сегодня ставит вопрос о том, кто будет защищать интересы европейских государств в военных конфликтах. Если в качестве работников низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда на строительстве, в сфере транспорта и торговли, жилищно-коммунальном хозяйстве, все чаще можно видеть мигрантов из азиатских и африканских государств, то рано или поздно подобная перспектива будет ожидать и вооруженные силы. В этом можно даже не сомневаться. Пока что английское общество еще сохраняет определенный мобилизационный потенциал, и даже принцы короны показывают пример другим молодым англо-саксам, отправляясь для прохождения службы в подразделения действующей армии.
Однако, легко можно предсказать, что в обозримом будущем численность потенциальных военнослужащих среди представителей коренного населения Великобритании будет только снижаться. Перед страной встанет неизбежная перспектива – либо принимать на военную службу представителей люмпенизированной городской среды, в большинстве своем – второе и третье поколения мигрантов из Вест-Индии, Индии, Пакистана, Бангладеш и африканских стран, либо продолжать старые колониальные традиции использования заранее подготовленных воинских частей, укомплектованных туземцами. Безусловно, что второй вариант предстает более выгодным, хотя бы потому, что он неоднократно испытан в прошлом. Сложно отрицать, что укомплектованные по принципу этнической общности подразделения окажутся более боеспособными, нежели сомнительный конгломерат городских маргиналов – вчерашних мигрантов. Давняя практика использования туземных воинских частей может превратиться в насущную необходимость. Тем более, если учитывать, что вести боевые действия приходится, в большинстве своем, именно в странах «третьего мира», что само по себе толкает европейские страны к историческому опыту использования колониальных войск, «иностранных легионов» и прочих подобных формирований, слабо соприкасающихся с обществом «метрополий» Европы.
Автор: ilyaros