Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Сейчас напишу ужасную банальщину: как же быстро летит время. Больше десяти лет прошло с тех пор, когда крайний раз я была в Звездном городке. В сентябре 2003 года я сдавала инструкторский экзамен PADI (англ. Professional Association of Diving Instructors) — профессиональная ассоциация инструкторов по дайвингу) и все две недели мы жили прямо на территории, в жуткой офицерской общаге. Если стоять спиной к главному КПП, то чтобы попасть в жилой городок на первом перекрестке нужно повернуть налево, но на сей раз мы повернули направо. Там, за воротами еще одного контрольно-пропускного пункта, расположены корпуса святая святых нашего космоса – Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина". Или просто ЦПК.


Это говорит Валерий Несмеянов – инструктор ЦПК, а еще водолазный специалист МЧС РФ, старший инструктор-водолаз ВМФ РФ, заслуженный испытатель космической техники, летчик-истребитель МиГ-29 и Су-27 с 13-летним стажем и просто MSDT PADI. Я и дальше буду брать его прямую речь в кавычки, потому что лучше сказать вряд ли сумею, а приписывать себе такие гениальные мысли позволить не могу.


Еще раз: трое взрослых людей в этом объеме должны спать, есть, ходить в туалет и вообще существовать.
"В случае нештатной ситуации они должны провести две недели в этом яйце Фаберже. А у нас и женщины летают. Правда, в основном импортные. У нас в отряде всего одна девушка – Елена Серова и первый раз она полетит в космос в сентябре".
Это будет первый полет российской женщины-космонавта за более чем 15 лет. Фотография пресс-службы ЦПК.


Два года назад в отряд взяли еще одну девушку – Анну Кикину. Буквально неделю назад она прекрасно сдала все экзамены, но в космонавты ее, к сожалению, не взяли. Зарубили психологи.
«Психологическая служба в ЦПК имеет решающее слово, потому что полеты в космос – это сплошная психология. Причем психология совершенно иная, нежели на земле, когда люди месяцами находятся в одной маленькой бочке. В истории нашей космонавтики был случай, когда экипаж был спущен на землю. Официально звучала такая мягкая формулировочка «повышенная эмоциональность в экипаже», а на самом деле они на орбите уже чуть ли друг друга не били. Их пришлось спускать, представляете какие это деньги, плюс срыв программы и т.д. и т.д. Словом, психологи у нас – это все. Они сопровождают все тренировки и пишут-пишут-пишут. Но никому ничего не показывают, только потом выдают вердикт» Картинка тоже с официального сайта ЦПК.


«Пилотируемая космонавтика – это глянец. Камеры снимают, все улыбаются, все красиво. Но и там все то же самое, сплошные отказы. А что не происходит каких-то серьезных вещей – исключительно заслуга наших космонавтов, которые там бьются не на жизнь, а на смерть. Я до утра могу рассказывать истории только последних трех лет. Голливуд отдыхает перед мужеством наших ребят».


Третье управление – всех видов экстремальной подготовки. Всех – это значит всех. Попробую их хотя бы перечислить.
Специальная парашютная подготовка. Приставка «специальная» подразумевает, что там не просто «строят какие-нибудь формации», а решают задачи в свободном падении. Впрыгнул, лег на поток, снял с руки задачник (до прыжка его трогать нельзя), прочитал задание, решил, через встроенный в шлем микрофон наговорил ответ, стабилизировался, открылся.
Отдел по выживанию во всех климатах и географических точках. Повторюсь, всех – это всех. Все знают, что Леонов был первым человеком, который вышел в открытый космос, но не все знают, что посадка его экипажа была аварийной. Отказали все системы, они упали в Сибири, а дело было зимой. Обнаружили их только через сутки, а эвакуировали через двое. После этого стало понятно, что экипажи должны уметь выживать ВЕЗДЕ – от полярного круга до центра Сахары. Поэтому никакой рулетки, как на школьном экзамене, где можно вытащить «счастливый» билетик. КАЖДЫЙ экипаж проходит выживание в КАЖДОЙ климатической зоне. Забрасывают их в скафандрах, а с собой только то, что прилетело бы из космоса. После этого испытательная бригада уходит на 2,5 суток, и наблюдает через бинокли. Единственное основание для снятия экипажа с тренировки – температура ниже 55 градусов и сила ветра более 21 м/с. Если же на улице всего-навсего минус 50 и дует со скоростью 15 м/с – а это, на минуточку, штормовой ветер – «давай братва, выживай». Всего один малюсенький пример: запас воды – 6 л на человека.
«Остальное – что добудешь. Это цена полета».

Наконец, на кафедре экстремальной подготовки находится уникальный, единственный в мире агрегат – центрифуга. Распишусь еще раз в своем невежестве: до недавнего времени я думала, что она выглядит так.


Этот сувенирчик стоит возле одного из мониторов. А на самом деле центрифуга – это вот:


Точнее, это не вся центрифуга, а только ее вращающаяся часть. Под землей находится еще целый «авианосец», который обеспечивает ее работу. Уникальная она тем, что единственная в мире позволяет резко менять направление движения и, соответственно, вектор перегрузок. Из-за этого сюда недавно приезжал гонщик "Формулы-1" Мика Хаккинен. Ему была запрограммирована трасса в Монако. Дело в том, что у пилотов Ф1 во время гонки в момент прохождения крутых поворотов происходит то же самое. Говорят, финн остался доволен. В принципе, испытать себя при отсутствии медицинских противопоказаний может каждый. Цена вопроса – 45 тыс. рублей за 3 минуты.


Кроме космического кресла еще кресло летчиков-истребителей, потому как они проходят экспертизу здесь же. МиГ-29 и Су-27 - это первые истребители, у которых ограничения перегрузки не по железу, а по человеку. Правда, сравнивать перегрузки летчиков и космонавтов некорректно. Они разные. У летчиков основной вектор голова-таз, а у космонавтов грудь-спина, так как они падают лежа. Второе переносится легче, с другой стороны космонавты падают дольше.

Во время старта-посадки перегрузки достигают 4-5 единиц в течение примерно 5 минут. В принципе, это не много - нормально тренированный человек такое спокойно переносит. Но это в штатном режиме, а еще бывают нештатные. Выше писала, что во время баллистического спуска перегрузки достигают 25G. Летчиков выводят на семерку.


А вообще максимальное значение перегрузок, которое может обеспечить конструкция – 30.


Еще немножко цифр. Масса только вращающихся деталей – 315 тонн. Кабина – 15 тонн.
«Скорость вращения – 270 км/ч. То есть эта булава с 15-тонным наконечником носится здесь как вентилятор. Представляете, какая балансировка нужна? Сотни тонн железа работают как швейцарские часы. Сам до сих пор удивляюсь».


Создавался тренажер в конце 70-х. У Советского Союза тогда были технологии постройки атомных подлодок, были космические корабли, а технологий создания такой штуковины не было. Поэтому по техническому заданию СССР ее построили в Швеции. Сейчас шведы к обслуживанию не имеют никакого отношения, но до сих пор заезжают с дружескими визитами, потому как сильно гордятся таким пунктиком в своем резюме.


Это самая большая и самая мощная центрифуга в мире. Благодаря поворотному механизму кабины, может даже имитировать кратковременную невесомость. Стартовая мощность электрического двигателя – 27 МЕГАВАТТ. Для сравнения, самый мощный электропоезд – это 3 мегаватт. Я лично с трудом могу осознать, что это такое, но кабель к ней идет отдельный. Иначе при запуске каждый раз вырубало бы всю округу. Откуда именно он идет, вроде как держится в секрете, но все предполагают, что напрямую из Шатуры.


«Вы спросите зачем такая дорогая техника? Нельзя ли что-нибудь подешевле использовать для тренировок? Как летчик-истребитель скажу: нельзя. Научиться переносить перегрузки можно только одним способом – переносить перегрузки. Как-то по-другому натренировать организм нельзя. Тем более, задача стоит не просто их переносить, но и выполнять в этот момент операторскую деятельность – управлять самолетом, космическим кораблем и т.д. Тело должно превратиться в коробку-автомат, которая не думает, как ей дышать, как вообще выживать, а сосредоточена исключительно на решении задачи».


Ну и наконец еще одно направление экстремальных тренировок – это водолазная деятельность как основа для подготовки к выходу в открытый космос. Проходит в Гидролаборатории, про которую будет отдельный пост, если хотите. Потому как это… это Космос!


Обыкновенный такой, прекрасный космос, побывать в котором может каждый и за весьма умеренную... по космическим меркам... плату. А пока завидуйте...

Автор: podpolkovnik