Проект бронекатера «Гюрза»



Контракт между правительством Узбекистана и верфью ОАО «Ленинская кузня» (г.Киев) был подписан 29 июня 2003 года. В конце октября 2004 года первые 2 катера на борту транспортного самолета Ан-124 Руслан были отправлены в Узбекистан.



В конце ноября 2004 года оба катера были испытаны и введены в эксплуатацию узбекской пограничной флотилии, с номерами 01 и 02. В настоящее время оба катера находятся в термезском речном порту на Амударье и выполняют задачи по противодействию незаконной миграции, контрабанде и пр.

Катер "Гюрза" имеет весьма пологую современную наружную архитектуру, с использованием элементов технологии стелс, таких как сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон, в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. Это дает значительное снижение радиолокационной отражательной способности. В целях уменьшения фонового тепла выхлопные газы двигателя выводятся ниже ватерлинии. Весь корпус был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков.

Внутри надстройки в виде усеченной восьмиугольной пирамиды расположена большая рубка с 13 иллюминаторами, изготовленными из пуленепробиваемого стекла, и оборудованная всеми необходимыми средствами навигации и связи. Конструкция катера выполнена из нескольких основных материалов, в том числе:
• судовая сталь: днище катера, транец, переборки и частично оба борта,
• многослойные, композиционные стали и алюминиевая броня, которые охватывают все стены надстройки и по бортам на высоте боевого и машинного отделений (она защищает только от 7,62 х 54R мм),
• стальные бронированные башни,
• легкий алюминиевый сплав, из которого изготовлены мачты и мелкие предметы оборудования на борту.

Катер "Гюрза" имеет высокую степень автоматизации основных систем корпуса. Эти системы включают мониторинг водонепроницаемости переборок и наличие забортной воды в каждом отсеке, автономную систему противопожарной защиты и внутреннюю сеть телевидения (CCTV). Также важную роль играет фильтрующая система вентиляции, которая позволяет производить операции в районах, зараженных химическим оружием. Внутри носовой части корпуса находятся каюты для всего экипажа, в том числе отдельная каюта для командира.

Катер работает от двух судовых дизельных двигателей украинского производства модели 459K (это морская версия двигателя танка 6ТД, используемого на Т-80УД), развивающих мощность 735 кВт каждый. Оба двигателя 459K являются дистанционно управляемыми непосредственно из рулевой рубки.

Максимальная скорость катера достигает 28 узлов (52 км/ч), но его мгновенная скорость может быть достигать 30 узлов (55 км/ч) в спокойной воде.

Внутренние топливные баки вмещают около 5 000 кг дизельного топлива, позволяющего катеру ходить на расстоянии до 540 миль (1 000 км) на экономичной скорости в 11 узлов (20 км/ч). Автономное плавание катера составляет 5-7 дней в зависимости от топливной нагрузки, наличия воды, пищи и т.д.

Вооружение

Вооружение «Гюрзы» типично для всех российских речных катеров – стандартный набор оружия, в том числе башни от БМП, разработанные в 1970-1980 годы. Это делает возможным полную совместимость с сухопутными войсками, в первую очередь с точки зрения поставок боеприпасов, запасных частей и ремонтных услуг. На баке немного перестроенная башня БМП-2, оснащенная тремя стандартными моделями оружия. Она имеет только одного члена экипажа – наводчика, а вместо сиденья командира дополнительное пространство для блока управления огнем. Главное оружие катера - автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм (Д 95), стабилизированная в двух плоскостях, стреляющая двумя типами боеприпасов: BT и осколочно-фугасными. Максимально эффективная горизонтальная дальность обоих типов выстрелов составляет 2 000 и 4 000 м. Огонь из пушки 2А42 может вестись также по различным целям дозвуковых летательных аппаратов, в связи с большим углом подъема ствола - до 74 градусов, а также высоким темпом стрельбы - до 550 выс./мин.



Кроме того, на башне катера установлены 120-мм противотанковые управляемые ракеты Фагот, предназначенные для поражения сильно бронированных машин - в основном танков, или бетонных укреплений. А также спаренный с пушкой 2А42 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Управление вооружением осуществляется электроприводами. Боекомплект составляет 600 выстрелов калибра 30 мм для 2А42, четыре тысячи патронов калибра 7,62 мм для ПКТ и не менее четырех противотанковых управляемых ракет.

На кормовой части палубы, прямо на транце, изолированное место для небольшой башни, которая обычно устанавливается на корпус колесных БТР-70. Это одноместная электроуправляемая башня, оснащенная двумя пулеметами типа КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ калибра 7,62 мм. Боекомплект составляет 1 000 выстрелов калибра 14,5 мм и 4 000 патронов калибра 7,62 мм.

Каждый член экипажа, как правило, вооружен легким личным оружием, в основном автоматом Калашникова АК-74 калибра 5,45 мм. Кроме того, на катерах возможно использование и других моделей стрелкового оружия, таких как противотанковых гранатометов РПГ-7, средств ПВО Стрела 2/Игла, автоматических гранатометов АГС 17 и т.д.

Катер оборудован очень современным набором электроники, предназначенным для обнаружения, подавления и уничтожения бронетехники, самолетов и катеров. Пассивная система WRE состоит из нескольких дымовых гранатометов и лазерных детекторов. Установленная на крыше надстройки современная оптико-электронная головка оснащена типичными для катеров датчиками, включая дневную ТВ камеру, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Экипаж отдельного также располагает богатым набором устройств внешней связи, которые полностью совместимы с аналогичными устройствами армий стран СНГ. Этот набор включает в себя четыре общих радиостанции, работающие в полосе HF (3 - 30 МГц) и UHF (300 - 3 000 МГц). Они используются для постоянной двусторонней связи с наземными центрами операций или тактической военной группой разного уровня - от батальона, полка и т.д.

В связи с очень небольшой осадкой - всего 90 см – катера «Гюрза» могут швартоваться непосредственно на берегу реки, где они легко могут быть замаскированы с помощью нескольких портативных материалов, таких как ветки деревьев, листьев, камыша и т. д.

Одна легко можно заметить ошибки в строительстве этих судов. Это, конечно, слишком маленькая высота и основные линии огня двух основных калибров 30 и 14,5 мм, что может привести к поражению своими пулями бортового оборудования передней и задней части корпуса.

Основные характеристики проекта артиллерийского бронекатера «Гюрза»
Стандартное водоизмещение - 30 000 кг
Нормальное водоизмещение -34 000 кг
Полное водоизмещение - 38 000 кг
Общая длина - 20,7 м
Длина по ватерлинии -19,30 м
Общая ширина - 4,85 м
Осадка стандартная - 0,84 м
Осадка полная - 0,88 м
Высота (до верхней части мачты) - 6,02 м
Главный двигатель - 2 6-цилиндровых дизельных двигателя 459K, общей мощностью 1470 кВт
Двигатель вспомогательный - дизель-генератор мощностью 17,4 кВт
Максимальная мгновенная скорость 30 узлов (55 км/ч)
Максимальная скорость - 28 узлов (52 км/ч)
Экономическая скорость - 11 узлов (20 км/ч)
Дальность плавания 216 миль на скорости 28 узлов (400 км)
400 миль при 11 узлах (740 км)
Дизельное топливо (нормальный запас) 4 000 кг
Броневая защита – обе башни 7-33 мм стальная броня, 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы (надстройка и частично борта)
Экипаж - один офицер и пять матросов