Либерия: печальная история «Свободной страны»
26 июля День независимости отмечает Либерия. Эта небольшая западноафриканская страна – одно из самых примечательных в историческом отношении государств континента. Строго говоря, день независимости – скорее день создания Либерии, поскольку это одна из немногих стран Африки, которая сумела сохранить суверенитет и так и не побывала колонией какой-либо европейской державы. Более того, Либерия – своего рода «африканский Израиль». Не в том смысле, что здесь тоже живут евреи, а потому, что создавалась она как государство репатриантов, вернувшихся «на историческую родину». Своим появлением «страна Свободы» на побережье Западной Африки обязана потомкам вывезенных в Северную Америку африканских рабов, которые решили вернуться на родину предков и создать здесь собственное независимое государство.
Побережье Атлантического океана, где расположилась Либерия – край равнин и невысоких гор. С давних времен его населяют негроидные племена, говорящие на различных нигеро-конголезских языках. Прежде всего, это этносы, относимые к языковым семьям манде и кру: манде, ваи, басса, гребо, кран, гере и т.д. Государственности они фактически не знали, однако и европейские колонизаторы не спешили полностью покорять территорию современной Либерии. В период с XV по XVII вв. здесь существовало несколько португальских факторий, служивших центрами торговли. Португальцы называли территорию современной Либерии Перечным берегом.
На землю обетованную
В 1822 году на территории атлантического побережья Западной Африки – в районе того самого Перечного берега – высадились первые группы афроамериканцев. Бывшие рабы, предки которых с территории Западной Африки вывозились португальскими, голландскими. Английскими работорговцами на плантации Северной Америки и Вест-Индии, надеялись, что на исторической родине они смогут обрести свое счастье. Хотя большая часть переселенцев родилась уже в Америке и к Черному континенту имела лишь генетическое отношение, африканскую землю новые поселенцы воспринимали как свою родину. Инициатором репатриации бывших рабов в Западную Африку выступило Американское колонизационное общество. Оно действовало в XIX веке при поддержке части рабовладельцев, которые не желали видеть на территории Соединенных Штатов освобожденных рабов. Поскольку вольноотпущенников становилось с каждым годом все больше и больше, сторонники сохранения рабовладельческой системы стали опасаться подрыва самих основ социального порядка, сложившегося в Соединенных Штатах.
То есть, первоначально именно расовая нетерпимость рабовладельцев и их социальный консерватизм выступили в качестве толчка к началу репатриации бывших рабов на континент. Теоретики репатриации из числа белых рабовладельцев были убеждены, что концентрация в Соединенных Штатах значительного количества освобожденных африканских рабов не приведет ни к чему хорошему и повлечет такие негативные последствия как рост маргинального населения и преступности плюс неизбежное расовое смешение. Соответственно, было принято решение распространить среди отпускаемых на волю рабов и их потомков идеи возвращения на землю предков, чем и занялись лидеры репатриации уже из среды самих афроамериканцев.
Сами вольноотпущенники, как ни странно, сошлись в интересах со вчерашними эксплуататорами – рабовладельцами. Правда, с их точки зрения, мотивы необходимости репатриации бывших рабов в Африку заключались в другом. В первую очередь, лидеры вольноотпущенников видели в возвращении на землю предков освобождение от дискриминации по расовому признаку, неизбежной в США. На Африканском континенте бывшие рабы могли обрести долгожданную свободу и подлинное равноправие.
В первой четверти XIX века велись активные переговоры лидеров Американского колонизационного общества с конгрессменами с одной стороны и представителями Великобритании – с другой стороны. Британская империя на тот период уже владела Львиными горами – территорией современного Сьерра Леоне и разрешила поселить первых репатриантов именно там. По мнению британцев, вестернизированные и владеющие английским языком потомки рабов из Северной Америки смогли бы выступить в качестве проводников британского влияния в Западной Африке.
Следует отметить, что Британская империя раньше Соединенных Штатов приступила к практике вывоза на территорию Западной Африки освобожденных рабов. Причиной тому была чистая случайность. У берегов Британии потерпел крушение корабль, на котором перевозили несколько сотен африканцев в рабство в Северную Америку. По законам Великобритании, спасшиеся с корабля африканцы, которых разместили в Ливерпуле, не могли оставаться рабами на земле метрополии и им даровали свободу. Однако, что было делать в Англии не знающим языка и совершенно не адаптированным к здешним условиям африканцам? Образовался Комитет освобождения несчастных чернокожих – организация английских филантропов, поставивших своей целью спасение африканцев посредством их возвращения на родину.
В 1787 году корабль с 351 африканцем на борту пристал к берегу Сьерра Леоне. Несколько позже прибыла гораздо более крупная по численности партия репатриантов – 1131 освобожденный африканец из Канады. Свободу они получили за то, что участвовали в боевых действиях на стороне Британии во время Американской войны за независимость. В 1792 году именно они основали Фритаун - будущую столицу Сьерра Леоне, название которой и переводится как «Город свободных». В XIX веке к освобожденным ветеранам войны добавились вольноотпущенники – бывшие рабы из британских колоний в Вест-Индии, прежде всего – на Ямайке. Поэтому когда Американское колонизационное общество стало зондировать вопрос о возможности размещения в Западной Африке переселенцев из Соединенных Штатов, англичане согласились пустить их на территорию Сьерра Леоне. В 1816 году первая партия бывших рабов численностью 38 человек была доставлена в Сьерра Леоне на корабле, которым командовал Пол Каффи – самбо по расовой принадлежности (полуиндеец – полуафриканец из народности ашанти).
Однако основной поток американских репатриантов после 1816 года был направлен на соседнее со Сьерра Леоне побережье Перечного берега. В 1822 году здесь была создана колония «свободных цветных людей», которые называли себя «америко-либерийцами». В 1824 году территория, занятая колонистами, получила официальное название Либерия, а 26 июля 1847 года была провозглашена независимость Республики Либерия – первого африканского государства, созданного по образцу США американскими репатриантами.
Показательно, что прибывшие на либерийское побережье вчерашние рабы отнюдь не желали возвращаться к тем традициям и устоям социальной жизни, которыми жили коренные народы Западной Африки. Америко-либерийцы предпочли воспроизвести на западноафриканском побережье внешние атрибуты американского государства. Либерия стала президентской республикой, в ней были созданы политические партии по американо-английскому образцу. В столице Либерии Монровии был даже построен свой Капитолий, а флаг Либерии напоминает флаг Соединенных Штатов Америки.
Диктатура Доу, происходившего из коренной народности кран, отбросила Либерию в культурном отношении на столетия назад. В первую очередь, Доу, пришедший к власти под прогрессивными лозунгами преобразования социальной системы страны, привел во властные структуры представителей своего этноса кран, тем самым установив в стране трайбалистскую диктатуру. Во-вторых, Доу, несмотря на свое происхождение из коренного народа, демонстрировал проамериканские позиции и даже в 1986 году разорвал дипломатические отношения с Советским Союзом.
Правление Доу, начавшего с лозунгов борьбы с коррупцией и уравнения в правах всех либерийцев, вызывало все большее раздражение в самых разных слоях либерийского общества. Чувствовали себя обделенными и представители других двадцати этнических групп страны, которые опять оказались на второстепенных позициях – только уже не после америко-либерийцев, а после представителей народности кран, к которой относился сам диктатор. В стране активизировались многочисленные повстанческие формирования, по сути, представлявшие собой криминальные банды с политической фразеологией.
В конечном итоге, командир одного из таких формирований Принс Джонсон окружил Монровию, заманил президента Доу в Миссию ООН, откуда тот был похищен. 9 сентября 1990 года бывший президент-диктатор Либерии был зверски убит – его кастрировали, отрезали и скормили ему собственное ухо, а затем убили перед видеокамерой. Так в Либерии, всегда считавшейся оплотом американо-европейских политических традиций на Африканском континенте, проснулась настоящая Африка. С 1989 по 1996 годы в стране продолжалась кровопролитная гражданская война, стоившая жизни 200 тысячам либерийцев. В конечном итоге власть в стране перешла в руки партизанского командира Чарльза Тэйлора.
Тэйлор: от президента до заключенного Гаагской тюрьмы
Выходец из народа гола, Чарльз Тэйлор получил экономическое образование в Соединенных Штатах и первое время работал в администрации Сэмюэля Доу, однако в 1989 году создал повстанческую организацию Национальный патриотический фронт Либерии, ставшую одним из ключевых акторов Первой гражданской войны 1989-1996 гг. В 1997-2003 гг. он занимал пост президента Либерии, параллельно всячески поддерживая повстанцев в соседнем Сьерра Леоне, где также шла кровопролитная гражданская война.
Вмешательство во внутренние дела Сьерра Леоне объяснялось интересом либерийского руководителя к торговле алмазами, которыми богата земля «Львиных гор». Поддерживая Революционный объединенный фронт под руководством Фоде Санка, Тэйлор преследовал собственные корыстные интересы – обогащение за счет добычи алмазов, которую стремилась поставить под контроль эта повстанческая группировка, а также укрепление своих политических позиций в соседней стране. Тем временем, недовольство политикой Тэйлора нарастало и в самой Либерии, что привело ко Второй гражданской войне. В конечном итоге, Тэйлор был низвергнут и бежал в Нигерию.
Показательно, что первоначально Чарльз Тэйлор действовал при явной поддержке Соединенных Штатов. Мало того, что он получил образование в США – по линии отца он был на четверть американцем. Ряд источников утверждает, что еще с начала 1980-х годов с Тэйлором работали американские спецслужбы, которым он был нужен в качестве проводника американских интересов в Западной Африке. В частности, Тэйлор выступил в качестве одного из соорганизаторов военного переворота 15 октября 1987 года в Буркина-Фасо, в результате которого был убит Томас Санкара – глава государства и легендарный революционер, чьи социалистические эксперименты были явно не по душе Соединенным Штатам. Кстати, участие Тэйлора в организации переворота в Буркина-Фасо и убийства Санкары подтвердил его ближайший соратник Принс Джонсон – тот самый полевой командир, солдаты которого зверски убили перед видеокамерами прежнего президента Сэмюэля Доу.
Однако, со временем завербованный ЦРУ Чарльз Тэйлор превратился в «джинна, выпущенного из бутылки». С конца 1980-х годов он установил дружественные отношения с Муаммаром Каддафи, знакомство с которым организовал Блез Компаоре – бывший соратник Санкары, ставший после его свержения президентом Буркина-Фасо. Каддафи стал оказывать Тэйлору материальную помощь, хотя в отличие от других западноафриканских лидеров, Чарльза Тэйлора даже с натяжкой нельзя было назвать социалистом или антиимпериалистом. Скорее всего, именно переориентация Тэйлора на Каддафи, который поддерживал позицию либерийского президента и в «алмазной войне» в Сьерра Леоне, повлекла за собой резкое охлаждение симпатий Соединенных Штатов к своему бывшему подопечному и послужила причиной падения тэйлоровского режима. Если от репрессий в годы правления Доу Тэйлор был спасен – очевидно для того, чтобы потом использоваться в американских интересах, то препятствовать преследованиям Тэйлора после его свержения с президентского поста Штаты не стали. Разве что, его не постигла столь же страшная участь, которую люди Принса Джонсона обеспечили президенту Доу - расследование в отношении Чарльза Тэйлора начали международные структуры.
Свергнутый в 2003 году, Тэйлор на свободе долго не задержался. Теперь Западу стало выгодно повесить на него все многочисленные кровавые злодеяния, совершенные во время гражданской войны в Сьерра Леоне. В марте 2006 года руководство Нигерии выдало Тэйлора Международному трибуналу ООН, обвинявшему экс-президента Либерии в многочисленных военных преступлениях во время гражданской войны в Сьерра Леоне и в злоупотреблениях в годы президентства в Либерии.
Тэйлор был помещен в Гаагскую тюрьму в Нидерландах. В вину бывшему президенту Либерии вменялась организационная и финансовая поддержка Революционного объединенного фронта, проводившего в Сьерра Леоне операцию «Ни одной живой души», жертвами которой стали более семи тысяч человек. Среди прочего Тэйлора обвинили в многочисленных преступлениях сексуального характера и в каннибализме, утверждая, что Тэйлор и его соратники поедали противников режима из народности кран, к которой принадлежал свергнутый диктатор Сэмюэль Доу.
Расследование преступлений Тэйлора продолжалось шесть лет, пока 30 мая 2012 года Специальным судом по Сьерра Леоне бывший либерийский президент не был приговорен к 50 годам тюремного заключения. В 2006 году президентом страны, сохраняющим пост и в настоящее время, стала Элен Джонсон-Серлиф.
Семидесятишестилетняя Элен – первая женщина-президент Африканского континента – начала свою политическую карьеру еще в 1970-е годы, а в годы президентства Сэмюэля Доу первоначально занимала пост министра финансов, а затем ушла в оппозицию. Она не скрывает своих проамериканских позиций и, наверное, именно с этим связано присуждение ей Нобелевской премии мира.
В списке беднейших стран мира
Либерия по-прежнему остается одним из наиболее отсталых государств Африканского континента, с крайне неблагоприятными условиями жизни населения. Гражданские войны отбросили назад и без того слабую либерийскую экономику, подорвали социальные устои общества, поскольку образовалась достаточно большая прослойка людей, не умеющих и не желающих трудиться. С другой стороны, наличие большого количества людей с боевым опытом, оставшихся не у дел, неблагоприятно отразилось на криминогенной ситуации в Либерии, превратив ее в одну из наиболее опасных в этом отношении стран Африканского континента, и так не отличающегося спокойствием.
Более 80% населения страны живут за чертой бедности. Сохраняется высокая смертность, связанная с отсутствием должного медицинского обслуживания и низким уровнем жизни населения. Отсталость страны усугубляет и тот факт, что английским языком, являющимся государственным в стране, владеет не более трети либерийцев. Остальные разговаривают на местных бесписьменных языках и, соответственно, являются неграмотными. В стране высокий уровень преступности, особенно незащищенными являются женщины и дети, чаще всего становящиеся объектами преступных посягательств.
Известно, что здесь до сих пор похищают людей для рабского труда как в самой Либерии, так и в соседних странах. Немаловажную роль в неблагополучном существовании жителей этого западноафриканского государства играет и такая причина как определенное разложение местного населения, привыкшего к постоянным потокам гуманитарной помощи и упорно не желающего трудиться. Многие путешественники, побывавшие в Либерии, отмечают лень и склонность к воровству многих местных жителей. Конечно, это не черта национального характера либерийцев, но весьма распространенные пороки, которые сказываются и на имидже страны, и на уровне ее развития.
Страшной явью Либерии остаются человеческие жертвоприношения. Понятно, что законом они давно запрещены и совершающие их люди подлежат уголовному преследованию и суровому наказанию, однако традиции оказываются сильнее страха уголовной ответственности. Тем более, если учесть, что, в действительности, лишь меньшинство случаев жертвоприношений расследуется правоохранительными органами и виновные несут ответственность. Ведь традиционные верования до сих пор имеют очень большое распространение среди сельского населения Либерии, в особенности во внутренних областях, практически не подвергшихся христианизации.
Чаще всего в жертву для обеспечения коммерческой или жизненной удачи приносят детей. В Либерии очень высокая рождаемость – в 2010 году страна занимала третье место в мире после Демократической республики Конго и Гвинеи-Бисау по уровню рождаемости. В нищих деревнях, где в семьях наибольшее количество детей, их просто нечем кормить и маленькие либерийцы воспринимаются как товар не только покупателями, но и самими родителями. Конечно, большинство детей продается на плантации, в том числе и в соседние государства, либо на промышленные предприятия, симпатичные девочки пополняют ряды проституток, однако встречаются и случаи покупки детей с последующей целью жертвоприношения. Что говорить о борьбе с подобными преступлениями, если в 1989 году имел место факт осуждения самого министра внутренних дел страны за организацию человеческого жертвоприношения.
В настоящее время Либерия находится под особым контролем Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что в стране формально налаживается демократическая политическая система, в действительности существенную роль в поддержании подобия порядка играет размещение здесь миротворческих сил и иностранных военных и полицейских советников, помогающих укреплять треснувшую по швам оборонную и правоохранительную систему страны.
Есть ли шансы у Либерии улучшить социально-экономическое положение, обрести долгожданную политическую стабильность и превратиться в более-менее нормальное государство? Теоретически – да, и по утверждениям западных СМИ об этом свидетельствуют такие прогрессивные начинания, как президентство женщины - нобелевского лауреата. Но в действительности вряд ли возможна серьезная модернизация этого африканского государства в условиях продолжающейся неоколониальной политики Соединенных Штатов, заинтересованных в эксплуатации природных ресурсов и, одновременно, в поддержании низкого уровня жизни и политической нестабильности в странах «третьего мира». Тем более, что созданная в Либерии социальная система с точностью до нельзя воспроизвела американскую в ее худших чертах, с таким же расслоением населения, только не по расовому, а по этническому признаку. Эта система складывалась на протяжении почти двух столетий существования Либерии как суверенного государства и слабо верится в то, что она сможет быть изменена, по крайней мере, в ближайший исторический период.
Побережье Атлантического океана, где расположилась Либерия – край равнин и невысоких гор. С давних времен его населяют негроидные племена, говорящие на различных нигеро-конголезских языках. Прежде всего, это этносы, относимые к языковым семьям манде и кру: манде, ваи, басса, гребо, кран, гере и т.д. Государственности они фактически не знали, однако и европейские колонизаторы не спешили полностью покорять территорию современной Либерии. В период с XV по XVII вв. здесь существовало несколько португальских факторий, служивших центрами торговли. Португальцы называли территорию современной Либерии Перечным берегом.
На землю обетованную
В 1822 году на территории атлантического побережья Западной Африки – в районе того самого Перечного берега – высадились первые группы афроамериканцев. Бывшие рабы, предки которых с территории Западной Африки вывозились португальскими, голландскими. Английскими работорговцами на плантации Северной Америки и Вест-Индии, надеялись, что на исторической родине они смогут обрести свое счастье. Хотя большая часть переселенцев родилась уже в Америке и к Черному континенту имела лишь генетическое отношение, африканскую землю новые поселенцы воспринимали как свою родину. Инициатором репатриации бывших рабов в Западную Африку выступило Американское колонизационное общество. Оно действовало в XIX веке при поддержке части рабовладельцев, которые не желали видеть на территории Соединенных Штатов освобожденных рабов. Поскольку вольноотпущенников становилось с каждым годом все больше и больше, сторонники сохранения рабовладельческой системы стали опасаться подрыва самих основ социального порядка, сложившегося в Соединенных Штатах.
То есть, первоначально именно расовая нетерпимость рабовладельцев и их социальный консерватизм выступили в качестве толчка к началу репатриации бывших рабов на континент. Теоретики репатриации из числа белых рабовладельцев были убеждены, что концентрация в Соединенных Штатах значительного количества освобожденных африканских рабов не приведет ни к чему хорошему и повлечет такие негативные последствия как рост маргинального населения и преступности плюс неизбежное расовое смешение. Соответственно, было принято решение распространить среди отпускаемых на волю рабов и их потомков идеи возвращения на землю предков, чем и занялись лидеры репатриации уже из среды самих афроамериканцев.
Сами вольноотпущенники, как ни странно, сошлись в интересах со вчерашними эксплуататорами – рабовладельцами. Правда, с их точки зрения, мотивы необходимости репатриации бывших рабов в Африку заключались в другом. В первую очередь, лидеры вольноотпущенников видели в возвращении на землю предков освобождение от дискриминации по расовому признаку, неизбежной в США. На Африканском континенте бывшие рабы могли обрести долгожданную свободу и подлинное равноправие.
В первой четверти XIX века велись активные переговоры лидеров Американского колонизационного общества с конгрессменами с одной стороны и представителями Великобритании – с другой стороны. Британская империя на тот период уже владела Львиными горами – территорией современного Сьерра Леоне и разрешила поселить первых репатриантов именно там. По мнению британцев, вестернизированные и владеющие английским языком потомки рабов из Северной Америки смогли бы выступить в качестве проводников британского влияния в Западной Африке.
Следует отметить, что Британская империя раньше Соединенных Штатов приступила к практике вывоза на территорию Западной Африки освобожденных рабов. Причиной тому была чистая случайность. У берегов Британии потерпел крушение корабль, на котором перевозили несколько сотен африканцев в рабство в Северную Америку. По законам Великобритании, спасшиеся с корабля африканцы, которых разместили в Ливерпуле, не могли оставаться рабами на земле метрополии и им даровали свободу. Однако, что было делать в Англии не знающим языка и совершенно не адаптированным к здешним условиям африканцам? Образовался Комитет освобождения несчастных чернокожих – организация английских филантропов, поставивших своей целью спасение африканцев посредством их возвращения на родину.
В 1787 году корабль с 351 африканцем на борту пристал к берегу Сьерра Леоне. Несколько позже прибыла гораздо более крупная по численности партия репатриантов – 1131 освобожденный африканец из Канады. Свободу они получили за то, что участвовали в боевых действиях на стороне Британии во время Американской войны за независимость. В 1792 году именно они основали Фритаун - будущую столицу Сьерра Леоне, название которой и переводится как «Город свободных». В XIX веке к освобожденным ветеранам войны добавились вольноотпущенники – бывшие рабы из британских колоний в Вест-Индии, прежде всего – на Ямайке. Поэтому когда Американское колонизационное общество стало зондировать вопрос о возможности размещения в Западной Африке переселенцев из Соединенных Штатов, англичане согласились пустить их на территорию Сьерра Леоне. В 1816 году первая партия бывших рабов численностью 38 человек была доставлена в Сьерра Леоне на корабле, которым командовал Пол Каффи – самбо по расовой принадлежности (полуиндеец – полуафриканец из народности ашанти).
Однако основной поток американских репатриантов после 1816 года был направлен на соседнее со Сьерра Леоне побережье Перечного берега. В 1822 году здесь была создана колония «свободных цветных людей», которые называли себя «америко-либерийцами». В 1824 году территория, занятая колонистами, получила официальное название Либерия, а 26 июля 1847 года была провозглашена независимость Республики Либерия – первого африканского государства, созданного по образцу США американскими репатриантами.
Показательно, что прибывшие на либерийское побережье вчерашние рабы отнюдь не желали возвращаться к тем традициям и устоям социальной жизни, которыми жили коренные народы Западной Африки. Америко-либерийцы предпочли воспроизвести на западноафриканском побережье внешние атрибуты американского государства. Либерия стала президентской республикой, в ней были созданы политические партии по американо-английскому образцу. В столице Либерии Монровии был даже построен свой Капитолий, а флаг Либерии напоминает флаг Соединенных Штатов Америки.
Диктатура Доу, происходившего из коренной народности кран, отбросила Либерию в культурном отношении на столетия назад. В первую очередь, Доу, пришедший к власти под прогрессивными лозунгами преобразования социальной системы страны, привел во властные структуры представителей своего этноса кран, тем самым установив в стране трайбалистскую диктатуру. Во-вторых, Доу, несмотря на свое происхождение из коренного народа, демонстрировал проамериканские позиции и даже в 1986 году разорвал дипломатические отношения с Советским Союзом.
Правление Доу, начавшего с лозунгов борьбы с коррупцией и уравнения в правах всех либерийцев, вызывало все большее раздражение в самых разных слоях либерийского общества. Чувствовали себя обделенными и представители других двадцати этнических групп страны, которые опять оказались на второстепенных позициях – только уже не после америко-либерийцев, а после представителей народности кран, к которой относился сам диктатор. В стране активизировались многочисленные повстанческие формирования, по сути, представлявшие собой криминальные банды с политической фразеологией.
В конечном итоге, командир одного из таких формирований Принс Джонсон окружил Монровию, заманил президента Доу в Миссию ООН, откуда тот был похищен. 9 сентября 1990 года бывший президент-диктатор Либерии был зверски убит – его кастрировали, отрезали и скормили ему собственное ухо, а затем убили перед видеокамерой. Так в Либерии, всегда считавшейся оплотом американо-европейских политических традиций на Африканском континенте, проснулась настоящая Африка. С 1989 по 1996 годы в стране продолжалась кровопролитная гражданская война, стоившая жизни 200 тысячам либерийцев. В конечном итоге власть в стране перешла в руки партизанского командира Чарльза Тэйлора.
Тэйлор: от президента до заключенного Гаагской тюрьмы
Выходец из народа гола, Чарльз Тэйлор получил экономическое образование в Соединенных Штатах и первое время работал в администрации Сэмюэля Доу, однако в 1989 году создал повстанческую организацию Национальный патриотический фронт Либерии, ставшую одним из ключевых акторов Первой гражданской войны 1989-1996 гг. В 1997-2003 гг. он занимал пост президента Либерии, параллельно всячески поддерживая повстанцев в соседнем Сьерра Леоне, где также шла кровопролитная гражданская война.
Вмешательство во внутренние дела Сьерра Леоне объяснялось интересом либерийского руководителя к торговле алмазами, которыми богата земля «Львиных гор». Поддерживая Революционный объединенный фронт под руководством Фоде Санка, Тэйлор преследовал собственные корыстные интересы – обогащение за счет добычи алмазов, которую стремилась поставить под контроль эта повстанческая группировка, а также укрепление своих политических позиций в соседней стране. Тем временем, недовольство политикой Тэйлора нарастало и в самой Либерии, что привело ко Второй гражданской войне. В конечном итоге, Тэйлор был низвергнут и бежал в Нигерию.
Показательно, что первоначально Чарльз Тэйлор действовал при явной поддержке Соединенных Штатов. Мало того, что он получил образование в США – по линии отца он был на четверть американцем. Ряд источников утверждает, что еще с начала 1980-х годов с Тэйлором работали американские спецслужбы, которым он был нужен в качестве проводника американских интересов в Западной Африке. В частности, Тэйлор выступил в качестве одного из соорганизаторов военного переворота 15 октября 1987 года в Буркина-Фасо, в результате которого был убит Томас Санкара – глава государства и легендарный революционер, чьи социалистические эксперименты были явно не по душе Соединенным Штатам. Кстати, участие Тэйлора в организации переворота в Буркина-Фасо и убийства Санкары подтвердил его ближайший соратник Принс Джонсон – тот самый полевой командир, солдаты которого зверски убили перед видеокамерами прежнего президента Сэмюэля Доу.
Однако, со временем завербованный ЦРУ Чарльз Тэйлор превратился в «джинна, выпущенного из бутылки». С конца 1980-х годов он установил дружественные отношения с Муаммаром Каддафи, знакомство с которым организовал Блез Компаоре – бывший соратник Санкары, ставший после его свержения президентом Буркина-Фасо. Каддафи стал оказывать Тэйлору материальную помощь, хотя в отличие от других западноафриканских лидеров, Чарльза Тэйлора даже с натяжкой нельзя было назвать социалистом или антиимпериалистом. Скорее всего, именно переориентация Тэйлора на Каддафи, который поддерживал позицию либерийского президента и в «алмазной войне» в Сьерра Леоне, повлекла за собой резкое охлаждение симпатий Соединенных Штатов к своему бывшему подопечному и послужила причиной падения тэйлоровского режима. Если от репрессий в годы правления Доу Тэйлор был спасен – очевидно для того, чтобы потом использоваться в американских интересах, то препятствовать преследованиям Тэйлора после его свержения с президентского поста Штаты не стали. Разве что, его не постигла столь же страшная участь, которую люди Принса Джонсона обеспечили президенту Доу - расследование в отношении Чарльза Тэйлора начали международные структуры.
Свергнутый в 2003 году, Тэйлор на свободе долго не задержался. Теперь Западу стало выгодно повесить на него все многочисленные кровавые злодеяния, совершенные во время гражданской войны в Сьерра Леоне. В марте 2006 года руководство Нигерии выдало Тэйлора Международному трибуналу ООН, обвинявшему экс-президента Либерии в многочисленных военных преступлениях во время гражданской войны в Сьерра Леоне и в злоупотреблениях в годы президентства в Либерии.
Тэйлор был помещен в Гаагскую тюрьму в Нидерландах. В вину бывшему президенту Либерии вменялась организационная и финансовая поддержка Революционного объединенного фронта, проводившего в Сьерра Леоне операцию «Ни одной живой души», жертвами которой стали более семи тысяч человек. Среди прочего Тэйлора обвинили в многочисленных преступлениях сексуального характера и в каннибализме, утверждая, что Тэйлор и его соратники поедали противников режима из народности кран, к которой принадлежал свергнутый диктатор Сэмюэль Доу.
Расследование преступлений Тэйлора продолжалось шесть лет, пока 30 мая 2012 года Специальным судом по Сьерра Леоне бывший либерийский президент не был приговорен к 50 годам тюремного заключения. В 2006 году президентом страны, сохраняющим пост и в настоящее время, стала Элен Джонсон-Серлиф.
Семидесятишестилетняя Элен – первая женщина-президент Африканского континента – начала свою политическую карьеру еще в 1970-е годы, а в годы президентства Сэмюэля Доу первоначально занимала пост министра финансов, а затем ушла в оппозицию. Она не скрывает своих проамериканских позиций и, наверное, именно с этим связано присуждение ей Нобелевской премии мира.
В списке беднейших стран мира
Либерия по-прежнему остается одним из наиболее отсталых государств Африканского континента, с крайне неблагоприятными условиями жизни населения. Гражданские войны отбросили назад и без того слабую либерийскую экономику, подорвали социальные устои общества, поскольку образовалась достаточно большая прослойка людей, не умеющих и не желающих трудиться. С другой стороны, наличие большого количества людей с боевым опытом, оставшихся не у дел, неблагоприятно отразилось на криминогенной ситуации в Либерии, превратив ее в одну из наиболее опасных в этом отношении стран Африканского континента, и так не отличающегося спокойствием.
Более 80% населения страны живут за чертой бедности. Сохраняется высокая смертность, связанная с отсутствием должного медицинского обслуживания и низким уровнем жизни населения. Отсталость страны усугубляет и тот факт, что английским языком, являющимся государственным в стране, владеет не более трети либерийцев. Остальные разговаривают на местных бесписьменных языках и, соответственно, являются неграмотными. В стране высокий уровень преступности, особенно незащищенными являются женщины и дети, чаще всего становящиеся объектами преступных посягательств.
Известно, что здесь до сих пор похищают людей для рабского труда как в самой Либерии, так и в соседних странах. Немаловажную роль в неблагополучном существовании жителей этого западноафриканского государства играет и такая причина как определенное разложение местного населения, привыкшего к постоянным потокам гуманитарной помощи и упорно не желающего трудиться. Многие путешественники, побывавшие в Либерии, отмечают лень и склонность к воровству многих местных жителей. Конечно, это не черта национального характера либерийцев, но весьма распространенные пороки, которые сказываются и на имидже страны, и на уровне ее развития.
Страшной явью Либерии остаются человеческие жертвоприношения. Понятно, что законом они давно запрещены и совершающие их люди подлежат уголовному преследованию и суровому наказанию, однако традиции оказываются сильнее страха уголовной ответственности. Тем более, если учесть, что, в действительности, лишь меньшинство случаев жертвоприношений расследуется правоохранительными органами и виновные несут ответственность. Ведь традиционные верования до сих пор имеют очень большое распространение среди сельского населения Либерии, в особенности во внутренних областях, практически не подвергшихся христианизации.
Чаще всего в жертву для обеспечения коммерческой или жизненной удачи приносят детей. В Либерии очень высокая рождаемость – в 2010 году страна занимала третье место в мире после Демократической республики Конго и Гвинеи-Бисау по уровню рождаемости. В нищих деревнях, где в семьях наибольшее количество детей, их просто нечем кормить и маленькие либерийцы воспринимаются как товар не только покупателями, но и самими родителями. Конечно, большинство детей продается на плантации, в том числе и в соседние государства, либо на промышленные предприятия, симпатичные девочки пополняют ряды проституток, однако встречаются и случаи покупки детей с последующей целью жертвоприношения. Что говорить о борьбе с подобными преступлениями, если в 1989 году имел место факт осуждения самого министра внутренних дел страны за организацию человеческого жертвоприношения.
В настоящее время Либерия находится под особым контролем Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что в стране формально налаживается демократическая политическая система, в действительности существенную роль в поддержании подобия порядка играет размещение здесь миротворческих сил и иностранных военных и полицейских советников, помогающих укреплять треснувшую по швам оборонную и правоохранительную систему страны.
Есть ли шансы у Либерии улучшить социально-экономическое положение, обрести долгожданную политическую стабильность и превратиться в более-менее нормальное государство? Теоретически – да, и по утверждениям западных СМИ об этом свидетельствуют такие прогрессивные начинания, как президентство женщины - нобелевского лауреата. Но в действительности вряд ли возможна серьезная модернизация этого африканского государства в условиях продолжающейся неоколониальной политики Соединенных Штатов, заинтересованных в эксплуатации природных ресурсов и, одновременно, в поддержании низкого уровня жизни и политической нестабильности в странах «третьего мира». Тем более, что созданная в Либерии социальная система с точностью до нельзя воспроизвела американскую в ее худших чертах, с таким же расслоением населения, только не по расовому, а по этническому признаку. Эта система складывалась на протяжении почти двух столетий существования Либерии как суверенного государства и слабо верится в то, что она сможет быть изменена, по крайней мере, в ближайший исторический период.
Автор: ilyaros