Царь-танк: наш ответ Чемберлену
В августе 1914 года в Ставку Верховного главнокомандующего принес свой проект изобретатель Александр Пороховщиков. Его бронемашина называлась «Вездеход», была достаточно легкой (максимум 4 тонны), скоростной и даже понравилась самому главкому. Напрасно Милеант пытался довести до сведения Ставки, что «машина сия, судя по разработкам, сможет ходко двигаться лишь по ровной и твердой дороге, в рыхлом же снегу будет часто застревать и иметь проблемы при выполнении поворотов, кроме того, единственному члену экипажа будет затруднительно в одно и то же время управлять машиной и вести пулеметный огонь». И все же 9960 тысяч рублей военное ведомство выделило Пороховщикову на строительство опытного образца, а местом работы определили рижские казармы ушедшего на фронт Нижегородского пехотного полка.
Между тем примерно в это же время весьма активную деятельность по проталкиванию своего изобретения начал некто капитан Лебеденко. Имя его кануло в историю, остались только инициалы – Н. Н. Да и личность господина Лебеденко трактуют по-разному: одни официально именуют его начальником опытной лаборатории военного министерства, другие называют исключительно проворным и энергичным дельцом, замыслившим покуситься на деньги из государственной казны по принципу «кому война, а кому мать родна». Когда-то он служил на Кавказе и, видя повозки местных джигитов, арбы с громадными колесами, придумал боевую машину на колесном ходу. Инженером и конструктором Лебеденко был невеликим, но прекрасно знал, что в России многое решают связи, и ими, полезными, стал обзаводиться в первую очередь. Председатель Земского союза князь Львов был личностью весьма влиятельной и свел пробивного капитана с Николаем Егоровичем Жуковским, профессором Императорского технического училища. Неизвестно как, но Лебеденко уговорил-таки «отца русской авиации» помочь ему в детальной технической разработке будущего бронированного колосса. Танк действительно замышлялся невиданных размеров: весом около 45 тонн, с ходовыми колесами диаметром в 9 метров и сам высотой с хрущевскую пятиэтажку. Жуковский дал Лебеденко в помощь двух своих племянников, студентов ИТУ Бориса Стечкина и Александра Микулина, и собственноручно рассчитал на прочность колеса с тангенциальными спицами. Все остальные расчеты произвели бравые студенты в частной лаборатории господина Лебеденко, и к началу 1915 года был готов и инженерный проект, и деревянная модель танка, который Стечкин с Микулиным прозвали «Нетопырем», потому что по своей конфигурации он напоминал висящую вниз головой летучую мышь. Лебеденко пошел дальше и стал величать свое детище не иначе как «Царь-танк». С этими достижениями капитан-изобретатель ринулся на штурм Зимнего дворца, где восседал государь-император.
Князь Львов через посредничество военного министра организовал для Лебеденко аудиенцию у царя. Николай II был в восторге! Ему понравилось всё: и деревянный вариант «Царь-танка» с описанием его гигантских размеров и небывалых для того времени тактико-технических характеристик, и красноречие изобретателя, с безапелляционностью бывалого рекламщика заявившего, что при помощи такой бронированной машины «в одну ночь будет прорван весь германский фронт, и Россия выиграет войну...».
Между тем примерно в это же время весьма активную деятельность по проталкиванию своего изобретения начал некто капитан Лебеденко. Имя его кануло в историю, остались только инициалы – Н. Н. Да и личность господина Лебеденко трактуют по-разному: одни официально именуют его начальником опытной лаборатории военного министерства, другие называют исключительно проворным и энергичным дельцом, замыслившим покуситься на деньги из государственной казны по принципу «кому война, а кому мать родна». Когда-то он служил на Кавказе и, видя повозки местных джигитов, арбы с громадными колесами, придумал боевую машину на колесном ходу. Инженером и конструктором Лебеденко был невеликим, но прекрасно знал, что в России многое решают связи, и ими, полезными, стал обзаводиться в первую очередь. Председатель Земского союза князь Львов был личностью весьма влиятельной и свел пробивного капитана с Николаем Егоровичем Жуковским, профессором Императорского технического училища. Неизвестно как, но Лебеденко уговорил-таки «отца русской авиации» помочь ему в детальной технической разработке будущего бронированного колосса. Танк действительно замышлялся невиданных размеров: весом около 45 тонн, с ходовыми колесами диаметром в 9 метров и сам высотой с хрущевскую пятиэтажку. Жуковский дал Лебеденко в помощь двух своих племянников, студентов ИТУ Бориса Стечкина и Александра Микулина, и собственноручно рассчитал на прочность колеса с тангенциальными спицами. Все остальные расчеты произвели бравые студенты в частной лаборатории господина Лебеденко, и к началу 1915 года был готов и инженерный проект, и деревянная модель танка, который Стечкин с Микулиным прозвали «Нетопырем», потому что по своей конфигурации он напоминал висящую вниз головой летучую мышь. Лебеденко пошел дальше и стал величать свое детище не иначе как «Царь-танк». С этими достижениями капитан-изобретатель ринулся на штурм Зимнего дворца, где восседал государь-император.
Князь Львов через посредничество военного министра организовал для Лебеденко аудиенцию у царя. Николай II был в восторге! Ему понравилось всё: и деревянный вариант «Царь-танка» с описанием его гигантских размеров и небывалых для того времени тактико-технических характеристик, и красноречие изобретателя, с безапелляционностью бывалого рекламщика заявившего, что при помощи такой бронированной машины «в одну ночь будет прорван весь германский фронт, и Россия выиграет войну...».
Автор: Смирнов Вадим