Македония: горький вкус независимости
8 сентября Республика Македония отмечает День независимости. Независимости от единого государства – Югославии, распад которой повлек за собой не только череду кровопролитных войн на территории сразу нескольких пост-югославских государств, но и существенное ухудшение социально-экономического положения в появившихся суверенных государствах.
Современная Македония не тождественна той исторической, древней Македонии, знаменитый правитель которой вошел во все учебники истории. Нет, конечно часть современной Македонии в древности все же входила в состав Македонского царства – только самая южная часть. А современная Македония занимает северо-запад обширной исторической области. Эта область ныне разделена между тремя государствами – Грецией (южная часть – Эгейская Македония), Болгарией (северо-восточная часть – Пиринская Македония) и собственно Македонией (Вардарская Македония).
Впрочем, Греция после появления в 1991 г. суверенной Македонии категорически протестует против использования страной этого названия, усматривая в этом и покушение на ее одноименную северную область. Поэтому в Организации Объединенных Наций по настоянию Греции используют в отношении Македонии наименование «Бывшая Югославская Республика Македония». Само по себе такое обозначение подчеркивает некоторую искусственность этого государства, существующего последние 23 года. И действительно, если приглядеться к истории Македонии, то становится ясно, что вся она полна неопределенностей даже относительно национальной идентификации самих македонцев.
Македонцы и феномен «этнического конструкта»
Македонцы – это небольшой народ, относимый этнографами к южным славянам. Впрочем, мнения ближайших соседей македонцев относительно этнической принадлежности последних расходятся. Так, в Болгарии распространена точка зрения, что македонцы – это болгары, а македонский язык – диалект болгарского языка. В Греции принято считать, что македонцы ни кто иные как славянизированные греки, подвергшиеся болгарскому и сербскому влиянию. Наконец, в Сербии можно встретить утверждения, что македонцы суть сербы, подвергшиеся болгарскому влиянию, либо что македонцы являются самостоятельным народом (этим сербские историки стремились обезопасить территорию Македонии, входившей в Югославию, от претензий со стороны Болгарии, видевшей в македонцах группу болгарского населения). В действительности, территорию Вардарской Македонии – т.е., собственно современную Республику Македонию, исторически населяли как сербы, так и болгары. Перипетии историко-политического развития этого края привели к «болгаризации» сербов и к одновременному формированию двух идентичностей у местного населения – болгарской, характерной для периода до второй половины ХХ века, и македонской, характерной для более современного периода истории.
Собственно говоря, этническая идентичность современных македонцев сформировалась только в ХХ веке, после окончания Второй мировой войны. Как известно, есть два основных подхода к этнической идентичности – примордиализм и конструктивизм. Примордиализм рассматривает этнос как некую изначальную общность с заданными характеристиками, чье формирование происходило исторически и само по себе. Конструктивизм, напротив, полагает, что появление этносов и этнических идентичностей происходит путем искусственного конструирования в соответствии с интересами определенных политических элит. Так, российский исследователь В.А. Тишков, которого можно причислить к числу ведущих отечественных представителей конструктивистской концепции этнической идентичности, рассматривает этнос как результат целенаправленных усилий по его созданию, «нациестроительства». Так вот, появление македонской этнической идентичности полностью укладывается в конструктивистскую концепцию происхождения этносов.
Вплоть до начала XX века территория исторической области Македония входила в состав Османской империи и была заселена многонациональным населением. Здесь проживали греки, албанцы (арнауты), аромуны (небольшая романоязычная народность, родственная румынам), болгары, цыгане, евреи. В южной, Эгейской Македонии, преобладало греческое и грекоязычное население, тогда как Вардарскую и Пиринскую Македонию населяли сербы и болгары.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. дала толчок к серьезному переделу политической карты Балканского полуострова. По итогам войны был заключен Сан-Стефанский мир, по которому вся Македония должна была войти в состав Болгарского княжества. Однако такое усиление славянского православного государства на Балканах не входило в планы западных государств, которые стали протестовать против итогов Сан-Стефанского мира. Вдобавок ко всему, греки Эгейской Македонии не собирались входить в состав Болгарского княжества и начали восстание. В 1879 г., на Берлинском конгрессе, было решено оставить Македонию в составе Османской империи. Однако это было не по душе уже болгарам и православным славянам Македонии. В результате, начиная с конца XIX века Македонию сотрясали антитурецкие восстания, в которых принимали участие как сербы, так и болгары. Одновременно Болгария, Греция и Сербия вели каждая – свою игру, пытаясь заручиться поддержкой македонского населения и в случае распада Османской империи присоединить к себе территорию Македонии. При этом к Греции тяготела, само собой разумеется, греческая часть населения Македонии, тогда как славяне склонялись, преимущественно, на сторону Болгарии. К началу ХХ в. македонская культурно-политическая элита идентифицировала себя как болгар и желала воссоединения Македонии с Болгарией, что объяснялось, в первую очередь, активной помощью македонским повстанцам со стороны Болгарии, открытием в Македонии болгарских школ, церквей, благотворительной деятельностью. Естественно, что Болгария стремилась привить македонскому населению болгарскую идентичность, тогда как оппонирующая ей Сербия постепенно перешла от утверждений, что македонцы – это сербы, к более выгодным, как казалось сербским руководителям, утверждениям, что македонцы представляют собой просто православную славяноязычную массу без четкой национальной самоидентификации и, следовательно, могут склоняться как к болгарской, так и к сербской идентичности.
В то же время к началу ХХ в. формируется и культурно-политическая концепция «македонизма», признающая за славянским населением Македонии статус особой национальной общности – македонцев, а за языком – статус отдельного македонского языка. У истоков концепции «македонизма» стоял Крсте Петков Мисирков (1874-1926) – македонско-болгарский историк, филолог и общественно-политический деятель. В современной Македонии он считается отцом теоретических основ македонской государственности. Кстати, образование Мисирков получил в России – сначала в Полтавской духовной семинарии, а затем в Санкт-Петербургском университете, историко-филологический факультет которого он окончил с отличием. При поступлении в университет он указал национальность «македонский славянин». В 1903 г. в Софии была издана книга Мисиркова «О македонском вопросе», в которой он обосновывал самобытность македонского языка и культуры. Политическое решение македонского вопроса Мисирков видел в восстании македонского населения с целью добиться собственного автономного государства.
Балканские войны и македонское повстанчество
В 1893 году на территории Македонии была создана Македонская Революционная Организация (МРО), поставившая своей целью вооруженную борьбу за создание автономного македонского государства. В 1896 г. она была названа Тайной Македонской Революционной Организацией (ТМОРО) и в период с 1898 по 1903 гг. вела партизанскую борьбу против османской администрации в Македонии. В 1903 г. вспыхнуло знаменитое Илинденское восстание, в результате которого была создана Крушевская республика, продержавшаяся 10 дней и уничтоженная турецкими войсками. После подавления восстания организация продолжила существовать, но претерпела фактический раскол. Выделились правая и левая фракции. Идеологические расхождения между ними имели основополагающий характер, поскольку правая часть ТМОРО выступала за включение македонского автономного государства в состав Болгарии, а левая часть выступала против этого и считала необходимым создание Балканской Федерации. С 1905 г. ТМОРО получает название Внутренней Македонско-Одринской революционной организации (ВМОРО).
Освобождение Македонии от владычества Османской Турции последовало в результате двух Балканских войн 1912-1913 гг. Первая Балканская война началась 9 октября 1912 г. и закончилась 30 мая 1913 г. В ней Балканский союз в составе Болгарии, Греции, Сербии и Черногории выступил против Османской Турции и нанес ей серьезное поражение. Территория бывших турецких владений на Балканах – Македонии, Фракии и Албании – была оккупирована войсками союзников. По Лондонскому мирному соглашению Османская империя отказывалась от всех балканских владений и острова Крит, судьба Албании, населенной в значительной степени мусульманами подлежала отдельному рассмотрению. В конечном итоге, независимость Албании была все же провозглашена, хотя реально албанское государство находилось в сильнейшей политической и экономической зависимости от соседней Австро-Венгрии и от Италии, с которой у албанцев, особенно у их католической части, были давние культурные и экономические связи.
Последствия войны вызвали конфронтацию уже между странами Балканского союза. Главной причиной стал статус Македонии, которую Болгария хотела видеть в составе Великой Болгарии. Вторая Балканская война шла всего месяц – с 29 июня по 29 июля 1913 г. и заключалась в боевых действиях Сербии, Черногории и Греции против Болгарии (позже против Болгарии вступили в войну также Османская Турция и Румыния). Естественно, что Болгария не смогла противостоять коалиции нескольких государств и война закончилась поражением болгарской армии. По итогам мира, заключенного в Бухаресте 10 августа 1913 г., Македония была разделена между Болгарией, Грецией и Сербией. Собственно говоря, так началась история будущей Югославской Македонии, возникшей на месте Сербской Македонии.
Однако, подчинение Вардарской Македонии Сербскому королевству не входило в планы македонской элиты, относившей себя к болгарам и не желавшей ассимилироваться в сербской среде. Уже в 1913 г. были подняты два антисербских восстания – Тиквеское - 15 июня, и Охридско-Дебрское - 9 сентября. Оба восстания были подавлены сербскими войсками достаточно жестко, после чего Внутренняя Македонско-Одринская Революционная Организация перешла к террористическим актам и партизанской борьбе против сербской администрации Македонии. Антисербская борьба македонских повстанцев усилилась после окончания Первой мировой войны, подхлестываемая болгарскими спецслужбами, заинтересованными в сохранении позиций проболгарских сил в регионе.
Боевые действия в Сербском Косово привели к тому, что в Македонию хлынул поток беженцев – преимущественно албанской национальности, которые способствовали росту и без того немаленького албанского населения страны. Косовские албанцы влияли на македонских и в плане утверждения сепаратистских настроений, идеи создания «Великой Албании». В конце 1999 г. по образцу и подобию Армии освобождения Косово, в Македонии была создана Армия национального освобождения, возглавленная Али Ахмети. Официально она провозгласила своей целью вооруженную борьбу за создание албанской автономии в составе конфедеративного македонского государства, однако македонские власти справедливо усмотрели здесь реальный сепаратизм и перспективу отторжения северо-западных территорий с районами компактного проживания албанцев от страны. В январе 2001 г. албанские экстремисты приступили к регулярным нападениям на воинские части и полицию в северо-западных районах Македонии. Помимо нападений на органы власти, албанские боевики терроризировали мирное славянское и вообще неалбанское население в северо-западных районах.
В городе Тетово – своего рода албанской столице страны, где с 1995 г. действует албанский университет и где 70% населения составляют албанцы, в марте 2001 г. произошли столкновения между силами правопорядка и албанскими экстремистами.15 марта 2001 г. боевики обстреляли в Тетово полицейских и свободно ушли в Косово. 17 марта 2001 г. албанские экстремисты напали на полицейский участок в Куманово. Македонские вооруженные силы были вынуждены вмешаться в конфликт. 19 марта в Тетово вошли македонские танки, 20 марта был начат артиллерийский обстрел позиций албанских боевиков, а 21 марта по албанским позициям ударили македонские вертолеты. К 27 марта македонские войска, оттеснив албанских боевиков на территорию Косово, вышли к границе страны, освободив целый ряд деревень.
В июне 2001 г. македонские войска окружили деревню Арачиново, где базировалось 400 боевиков АНО. Вместе с боевиками в окружение попали и 17 американских военных инструкторов. Однако все они были вызволены частной военной компанией MPRI при фактической поддержке американского контингента, который сыграл роль «живого щита» между македонскими войсками и албанцами и позволил боевикам АНО беспрепятственно покинуть территорию деревни. 10-12 августа спецназ МВД провел зачистку в селе Люботен, в результате которой было расстреляно 10 албанских боевиков. Показательно, что за это командир спецназа МВД Йохан Тарчуловский был этапирован в Гаагу и по приговору Международного трибунала получил десять лет тюрьмы.
А есть ли суверенитет?
Как мы видим, в Македонии США и НАТО также оказывали фактическую поддержку албанским сепаратистам, однако не пошли на открытую агрессию против македонского государства по типу сербского сценария, так как Македония никогда не выступала с антиамериканских позиций и позиционировала себя скорее как сателлита НАТО и Евросоюза. Поэтому США и НАТО надавили на македонское правительство и оно отказалось от политики силового подавления албанских незаконных формирований. 13 августа 2001 г. были заключены Охридские соглашения между македонскими и албанскими политическими партиями. В них, в частности, предусматривалась постепенная децентрализация македонского государства в сторону расширения прав албанского меньшинства. В действительности это означает постепенную легализацию албанского сепаратизма. Районы компактного проживания албанцев всячески демонстрируют свою «инаковость», подчеркивают временность своего формального нахождения в составе Македонии. Здесь не стесняются поднимать над зданиями албанские флаги, более того – сформирована албанская полиция, укомплектованная бывшими боевиками АНО.
Но даже Охридские соглашения не гарантировали Македонии мир на ее территории. Поскольку албанские боевики понимают только силу и видят в таких переговорах проявление слабости македонского государства, а в посредничестве США и Европы – поддержку Западом албанского движения, они перешли к более радикальным действиям. Помимо умеренной Армии национального освобождения, на территории Македонии действует также Албанская национальная армия. Она официально ставит своей целью создание «Великой Албании». Уже после Охридских соглашений 2001 г. АНА продолжила вооруженные нападения и диверсии против македонских властей и мирного македонского населения. Районы компактного проживания албанцев вдоль границы с Косово превратились, благодаря деятельности АНА, в настоящую «горячую точку». Периодически здесь случаются настоящие боестолкновения между македонскими силами правопорядка и албанскими боевиками. Последние, впрочем, не пренебрегают взрывать бомбы в македонской столице Скопье, захватывать заложников из числа мирных македонских граждан – все при молчаливом попустительстве «мирового сообщества» в лице США и Евросоюза.
Практически каждый год в македонских городах происходят массовые беспорядки, инициаторами которых становятся албанские радикалы, а непосредственными участниками – албанская безработная молодежь. В силу низкого уровня образования, высокой рождаемости, презрительного отношения к мирным профессиям, албанская молодежь пополняет ряды городских люмпенов и маргиналов, либо вступает на путь преступной деятельности, занимаясь торговлей наркотиками, вооруженными нападениями и т.д. Такая социальная среда оказывается очень восприимчивой к призывам сепаратистов, в особенности если последние гарантируют получение оружия и денежных средств при вступлении в их формирования.
Очевидно, что албанцам, пусть даже при учете их «молодости» в сравнении со славянским населением (следствие высокой рождаемости) и радикализма, не удалось бы противостоять в полной мере силовым структурам Македонии и, тем более, Сербии, не пользуйся они поддержкой со стороны Соединенных Штатов. Если организации исламских фундаменталистов Ближнего Востока оказывают албанским сепаратистам прямую финансовую, материальную и кадровую помощь, то Соединенные Штаты и страны Евросоюза фактически легитимизируют деятельность албанских экстремистов в международном масштабе, объявляя албанцев дискриминируемым меньшинством, поддерживая их деятельность путем псевдомиротворческих операций.
В свою очередь, македонское правительство, являясь прозападным сателлитом, и не думает противостоять реальным угрозам территориальной целостности страны, безопасности славянского населения, выживаемости славянской культуры и христианской религии в этом древнем регионе. Так, в 2008 г. македонское правительство официально признало суверенитет Косово, тем самым преступив через интересы своего славянского и православного соседа – Сербии и близких в культурном, языковом и религиозном отношении косовских сербов. Очевидно, что стремление продемонстрировать свою лояльность Соединенным Штатам и странам Евросоюза оказалось для македонского правительства важнее.
Таким образом, мы видим, что политическая и экономическая ситуация в Македонии за двадцать три года, прошедшие со времени провозглашения независимости страны, серьезно ухудшились. Хотя страна вроде как является «суверенной», к ее голосу никто не прислушивается не только в мировом, но и в европейском и даже восточноевропейском масштабе. Защитить себя от внешних и даже внутренних врагов страна оказывается не в состоянии, равным образом, как и обеспечить достойное существование большей части своего населения. Усугубляющаяся с каждым годом проблема взаимоотношений с албанской частью населения страны, которая растет численно и радикализируется, чувствуя подпитку США и исламского мира, ставит Македонию на грань возможной гражданской войны и тотального социального коллапса.
Современная Македония не тождественна той исторической, древней Македонии, знаменитый правитель которой вошел во все учебники истории. Нет, конечно часть современной Македонии в древности все же входила в состав Македонского царства – только самая южная часть. А современная Македония занимает северо-запад обширной исторической области. Эта область ныне разделена между тремя государствами – Грецией (южная часть – Эгейская Македония), Болгарией (северо-восточная часть – Пиринская Македония) и собственно Македонией (Вардарская Македония).
Впрочем, Греция после появления в 1991 г. суверенной Македонии категорически протестует против использования страной этого названия, усматривая в этом и покушение на ее одноименную северную область. Поэтому в Организации Объединенных Наций по настоянию Греции используют в отношении Македонии наименование «Бывшая Югославская Республика Македония». Само по себе такое обозначение подчеркивает некоторую искусственность этого государства, существующего последние 23 года. И действительно, если приглядеться к истории Македонии, то становится ясно, что вся она полна неопределенностей даже относительно национальной идентификации самих македонцев.
Македонцы и феномен «этнического конструкта»
Македонцы – это небольшой народ, относимый этнографами к южным славянам. Впрочем, мнения ближайших соседей македонцев относительно этнической принадлежности последних расходятся. Так, в Болгарии распространена точка зрения, что македонцы – это болгары, а македонский язык – диалект болгарского языка. В Греции принято считать, что македонцы ни кто иные как славянизированные греки, подвергшиеся болгарскому и сербскому влиянию. Наконец, в Сербии можно встретить утверждения, что македонцы суть сербы, подвергшиеся болгарскому влиянию, либо что македонцы являются самостоятельным народом (этим сербские историки стремились обезопасить территорию Македонии, входившей в Югославию, от претензий со стороны Болгарии, видевшей в македонцах группу болгарского населения). В действительности, территорию Вардарской Македонии – т.е., собственно современную Республику Македонию, исторически населяли как сербы, так и болгары. Перипетии историко-политического развития этого края привели к «болгаризации» сербов и к одновременному формированию двух идентичностей у местного населения – болгарской, характерной для периода до второй половины ХХ века, и македонской, характерной для более современного периода истории.
Собственно говоря, этническая идентичность современных македонцев сформировалась только в ХХ веке, после окончания Второй мировой войны. Как известно, есть два основных подхода к этнической идентичности – примордиализм и конструктивизм. Примордиализм рассматривает этнос как некую изначальную общность с заданными характеристиками, чье формирование происходило исторически и само по себе. Конструктивизм, напротив, полагает, что появление этносов и этнических идентичностей происходит путем искусственного конструирования в соответствии с интересами определенных политических элит. Так, российский исследователь В.А. Тишков, которого можно причислить к числу ведущих отечественных представителей конструктивистской концепции этнической идентичности, рассматривает этнос как результат целенаправленных усилий по его созданию, «нациестроительства». Так вот, появление македонской этнической идентичности полностью укладывается в конструктивистскую концепцию происхождения этносов.
Вплоть до начала XX века территория исторической области Македония входила в состав Османской империи и была заселена многонациональным населением. Здесь проживали греки, албанцы (арнауты), аромуны (небольшая романоязычная народность, родственная румынам), болгары, цыгане, евреи. В южной, Эгейской Македонии, преобладало греческое и грекоязычное население, тогда как Вардарскую и Пиринскую Македонию населяли сербы и болгары.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. дала толчок к серьезному переделу политической карты Балканского полуострова. По итогам войны был заключен Сан-Стефанский мир, по которому вся Македония должна была войти в состав Болгарского княжества. Однако такое усиление славянского православного государства на Балканах не входило в планы западных государств, которые стали протестовать против итогов Сан-Стефанского мира. Вдобавок ко всему, греки Эгейской Македонии не собирались входить в состав Болгарского княжества и начали восстание. В 1879 г., на Берлинском конгрессе, было решено оставить Македонию в составе Османской империи. Однако это было не по душе уже болгарам и православным славянам Македонии. В результате, начиная с конца XIX века Македонию сотрясали антитурецкие восстания, в которых принимали участие как сербы, так и болгары. Одновременно Болгария, Греция и Сербия вели каждая – свою игру, пытаясь заручиться поддержкой македонского населения и в случае распада Османской империи присоединить к себе территорию Македонии. При этом к Греции тяготела, само собой разумеется, греческая часть населения Македонии, тогда как славяне склонялись, преимущественно, на сторону Болгарии. К началу ХХ в. македонская культурно-политическая элита идентифицировала себя как болгар и желала воссоединения Македонии с Болгарией, что объяснялось, в первую очередь, активной помощью македонским повстанцам со стороны Болгарии, открытием в Македонии болгарских школ, церквей, благотворительной деятельностью. Естественно, что Болгария стремилась привить македонскому населению болгарскую идентичность, тогда как оппонирующая ей Сербия постепенно перешла от утверждений, что македонцы – это сербы, к более выгодным, как казалось сербским руководителям, утверждениям, что македонцы представляют собой просто православную славяноязычную массу без четкой национальной самоидентификации и, следовательно, могут склоняться как к болгарской, так и к сербской идентичности.
В то же время к началу ХХ в. формируется и культурно-политическая концепция «македонизма», признающая за славянским населением Македонии статус особой национальной общности – македонцев, а за языком – статус отдельного македонского языка. У истоков концепции «македонизма» стоял Крсте Петков Мисирков (1874-1926) – македонско-болгарский историк, филолог и общественно-политический деятель. В современной Македонии он считается отцом теоретических основ македонской государственности. Кстати, образование Мисирков получил в России – сначала в Полтавской духовной семинарии, а затем в Санкт-Петербургском университете, историко-филологический факультет которого он окончил с отличием. При поступлении в университет он указал национальность «македонский славянин». В 1903 г. в Софии была издана книга Мисиркова «О македонском вопросе», в которой он обосновывал самобытность македонского языка и культуры. Политическое решение македонского вопроса Мисирков видел в восстании македонского населения с целью добиться собственного автономного государства.
Балканские войны и македонское повстанчество
В 1893 году на территории Македонии была создана Македонская Революционная Организация (МРО), поставившая своей целью вооруженную борьбу за создание автономного македонского государства. В 1896 г. она была названа Тайной Македонской Революционной Организацией (ТМОРО) и в период с 1898 по 1903 гг. вела партизанскую борьбу против османской администрации в Македонии. В 1903 г. вспыхнуло знаменитое Илинденское восстание, в результате которого была создана Крушевская республика, продержавшаяся 10 дней и уничтоженная турецкими войсками. После подавления восстания организация продолжила существовать, но претерпела фактический раскол. Выделились правая и левая фракции. Идеологические расхождения между ними имели основополагающий характер, поскольку правая часть ТМОРО выступала за включение македонского автономного государства в состав Болгарии, а левая часть выступала против этого и считала необходимым создание Балканской Федерации. С 1905 г. ТМОРО получает название Внутренней Македонско-Одринской революционной организации (ВМОРО).
Освобождение Македонии от владычества Османской Турции последовало в результате двух Балканских войн 1912-1913 гг. Первая Балканская война началась 9 октября 1912 г. и закончилась 30 мая 1913 г. В ней Балканский союз в составе Болгарии, Греции, Сербии и Черногории выступил против Османской Турции и нанес ей серьезное поражение. Территория бывших турецких владений на Балканах – Македонии, Фракии и Албании – была оккупирована войсками союзников. По Лондонскому мирному соглашению Османская империя отказывалась от всех балканских владений и острова Крит, судьба Албании, населенной в значительной степени мусульманами подлежала отдельному рассмотрению. В конечном итоге, независимость Албании была все же провозглашена, хотя реально албанское государство находилось в сильнейшей политической и экономической зависимости от соседней Австро-Венгрии и от Италии, с которой у албанцев, особенно у их католической части, были давние культурные и экономические связи.
Последствия войны вызвали конфронтацию уже между странами Балканского союза. Главной причиной стал статус Македонии, которую Болгария хотела видеть в составе Великой Болгарии. Вторая Балканская война шла всего месяц – с 29 июня по 29 июля 1913 г. и заключалась в боевых действиях Сербии, Черногории и Греции против Болгарии (позже против Болгарии вступили в войну также Османская Турция и Румыния). Естественно, что Болгария не смогла противостоять коалиции нескольких государств и война закончилась поражением болгарской армии. По итогам мира, заключенного в Бухаресте 10 августа 1913 г., Македония была разделена между Болгарией, Грецией и Сербией. Собственно говоря, так началась история будущей Югославской Македонии, возникшей на месте Сербской Македонии.
Однако, подчинение Вардарской Македонии Сербскому королевству не входило в планы македонской элиты, относившей себя к болгарам и не желавшей ассимилироваться в сербской среде. Уже в 1913 г. были подняты два антисербских восстания – Тиквеское - 15 июня, и Охридско-Дебрское - 9 сентября. Оба восстания были подавлены сербскими войсками достаточно жестко, после чего Внутренняя Македонско-Одринская Революционная Организация перешла к террористическим актам и партизанской борьбе против сербской администрации Македонии. Антисербская борьба македонских повстанцев усилилась после окончания Первой мировой войны, подхлестываемая болгарскими спецслужбами, заинтересованными в сохранении позиций проболгарских сил в регионе.
Боевые действия в Сербском Косово привели к тому, что в Македонию хлынул поток беженцев – преимущественно албанской национальности, которые способствовали росту и без того немаленького албанского населения страны. Косовские албанцы влияли на македонских и в плане утверждения сепаратистских настроений, идеи создания «Великой Албании». В конце 1999 г. по образцу и подобию Армии освобождения Косово, в Македонии была создана Армия национального освобождения, возглавленная Али Ахмети. Официально она провозгласила своей целью вооруженную борьбу за создание албанской автономии в составе конфедеративного македонского государства, однако македонские власти справедливо усмотрели здесь реальный сепаратизм и перспективу отторжения северо-западных территорий с районами компактного проживания албанцев от страны. В январе 2001 г. албанские экстремисты приступили к регулярным нападениям на воинские части и полицию в северо-западных районах Македонии. Помимо нападений на органы власти, албанские боевики терроризировали мирное славянское и вообще неалбанское население в северо-западных районах.
В городе Тетово – своего рода албанской столице страны, где с 1995 г. действует албанский университет и где 70% населения составляют албанцы, в марте 2001 г. произошли столкновения между силами правопорядка и албанскими экстремистами.15 марта 2001 г. боевики обстреляли в Тетово полицейских и свободно ушли в Косово. 17 марта 2001 г. албанские экстремисты напали на полицейский участок в Куманово. Македонские вооруженные силы были вынуждены вмешаться в конфликт. 19 марта в Тетово вошли македонские танки, 20 марта был начат артиллерийский обстрел позиций албанских боевиков, а 21 марта по албанским позициям ударили македонские вертолеты. К 27 марта македонские войска, оттеснив албанских боевиков на территорию Косово, вышли к границе страны, освободив целый ряд деревень.
В июне 2001 г. македонские войска окружили деревню Арачиново, где базировалось 400 боевиков АНО. Вместе с боевиками в окружение попали и 17 американских военных инструкторов. Однако все они были вызволены частной военной компанией MPRI при фактической поддержке американского контингента, который сыграл роль «живого щита» между македонскими войсками и албанцами и позволил боевикам АНО беспрепятственно покинуть территорию деревни. 10-12 августа спецназ МВД провел зачистку в селе Люботен, в результате которой было расстреляно 10 албанских боевиков. Показательно, что за это командир спецназа МВД Йохан Тарчуловский был этапирован в Гаагу и по приговору Международного трибунала получил десять лет тюрьмы.
А есть ли суверенитет?
Как мы видим, в Македонии США и НАТО также оказывали фактическую поддержку албанским сепаратистам, однако не пошли на открытую агрессию против македонского государства по типу сербского сценария, так как Македония никогда не выступала с антиамериканских позиций и позиционировала себя скорее как сателлита НАТО и Евросоюза. Поэтому США и НАТО надавили на македонское правительство и оно отказалось от политики силового подавления албанских незаконных формирований. 13 августа 2001 г. были заключены Охридские соглашения между македонскими и албанскими политическими партиями. В них, в частности, предусматривалась постепенная децентрализация македонского государства в сторону расширения прав албанского меньшинства. В действительности это означает постепенную легализацию албанского сепаратизма. Районы компактного проживания албанцев всячески демонстрируют свою «инаковость», подчеркивают временность своего формального нахождения в составе Македонии. Здесь не стесняются поднимать над зданиями албанские флаги, более того – сформирована албанская полиция, укомплектованная бывшими боевиками АНО.
Но даже Охридские соглашения не гарантировали Македонии мир на ее территории. Поскольку албанские боевики понимают только силу и видят в таких переговорах проявление слабости македонского государства, а в посредничестве США и Европы – поддержку Западом албанского движения, они перешли к более радикальным действиям. Помимо умеренной Армии национального освобождения, на территории Македонии действует также Албанская национальная армия. Она официально ставит своей целью создание «Великой Албании». Уже после Охридских соглашений 2001 г. АНА продолжила вооруженные нападения и диверсии против македонских властей и мирного македонского населения. Районы компактного проживания албанцев вдоль границы с Косово превратились, благодаря деятельности АНА, в настоящую «горячую точку». Периодически здесь случаются настоящие боестолкновения между македонскими силами правопорядка и албанскими боевиками. Последние, впрочем, не пренебрегают взрывать бомбы в македонской столице Скопье, захватывать заложников из числа мирных македонских граждан – все при молчаливом попустительстве «мирового сообщества» в лице США и Евросоюза.
Практически каждый год в македонских городах происходят массовые беспорядки, инициаторами которых становятся албанские радикалы, а непосредственными участниками – албанская безработная молодежь. В силу низкого уровня образования, высокой рождаемости, презрительного отношения к мирным профессиям, албанская молодежь пополняет ряды городских люмпенов и маргиналов, либо вступает на путь преступной деятельности, занимаясь торговлей наркотиками, вооруженными нападениями и т.д. Такая социальная среда оказывается очень восприимчивой к призывам сепаратистов, в особенности если последние гарантируют получение оружия и денежных средств при вступлении в их формирования.
Очевидно, что албанцам, пусть даже при учете их «молодости» в сравнении со славянским населением (следствие высокой рождаемости) и радикализма, не удалось бы противостоять в полной мере силовым структурам Македонии и, тем более, Сербии, не пользуйся они поддержкой со стороны Соединенных Штатов. Если организации исламских фундаменталистов Ближнего Востока оказывают албанским сепаратистам прямую финансовую, материальную и кадровую помощь, то Соединенные Штаты и страны Евросоюза фактически легитимизируют деятельность албанских экстремистов в международном масштабе, объявляя албанцев дискриминируемым меньшинством, поддерживая их деятельность путем псевдомиротворческих операций.
В свою очередь, македонское правительство, являясь прозападным сателлитом, и не думает противостоять реальным угрозам территориальной целостности страны, безопасности славянского населения, выживаемости славянской культуры и христианской религии в этом древнем регионе. Так, в 2008 г. македонское правительство официально признало суверенитет Косово, тем самым преступив через интересы своего славянского и православного соседа – Сербии и близких в культурном, языковом и религиозном отношении косовских сербов. Очевидно, что стремление продемонстрировать свою лояльность Соединенным Штатам и странам Евросоюза оказалось для македонского правительства важнее.
Таким образом, мы видим, что политическая и экономическая ситуация в Македонии за двадцать три года, прошедшие со времени провозглашения независимости страны, серьезно ухудшились. Хотя страна вроде как является «суверенной», к ее голосу никто не прислушивается не только в мировом, но и в европейском и даже восточноевропейском масштабе. Защитить себя от внешних и даже внутренних врагов страна оказывается не в состоянии, равным образом, как и обеспечить достойное существование большей части своего населения. Усугубляющаяся с каждым годом проблема взаимоотношений с албанской частью населения страны, которая растет численно и радикализируется, чувствуя подпитку США и исламского мира, ставит Македонию на грань возможной гражданской войны и тотального социального коллапса.
Автор: ilyaros