Рыцари логистики в сияющих доспехах. Опыт Ирака, Афганистана и не только


Грузовой автомобиль снабжения 7000-MU Navistar средней категории по массе хорошо зарекомендовал себя и в Афганистане

Потребность в перевозке военного снаряжения и военных запасов через всю территорию конфликтных районов оказалась веской причиной, заставившей бронировать машины снабжения от самых разнообразных угроз.

Беспрецедентная скорость американского вторжения в Ирак в 2003 году была встречена с подчеркнутым восхвалением или непомерным ужасом в зависимости от вашей точки зрения на тот момент времени.

Так как бронетанковое «копье» глубоко вонзилось в страну, пройдя опорные пункты и очаги сопротивления, многие снабженцы (логисты) коалиции обнаружили себя позади всех в очень трудном положении в связи с тем, что они имели дело с невероятно сложной задачей снабжения топливом, боеприпасами, провиантом и другими запасами несущегося вперед авангарда.

Не только это, но и в связи с тем, что боевые подразделения редко останавливались для закрепления позиций или ликвидации сопротивления, тянущаяся следом логистическая цепочка должна была прорываться через трудные, подчас напичканные засадами районы на грузовиках и транспортерах с плохой защитой или совсем без нее, имея при себе только стрелковое оружие экипажей.

В настоящее время общеизвестно, что после начального вторжения безопасность в Ираке ослабла в связи с тем, что быстро исчезли линии фронта наряду с нейтральными или безопасными территориями, на которых относительно незащищенные логистические цепочки могли бы функционировать.

Колонны снабжения в Афганистане, конечно же, оказались уязвимыми в районах боевых действий, не имеющих линий фронта. Также ситуация дополнительно осложнялась из-за фактического отсутствия дорожной сети и чрезвычайно сложного рельефа местности.

Большинство стран, участвующих в операциях на этих ТВД, начали программы по улучшению, модернизации и бронированию своих существующих парков машин снабжения или приступили к выполнению новых программ закупок с целью получения более специализированных защищенных машин.

На ранних этапах операции в Ираке получили широкое распространение нестандартные модернизации, так как солдаты использовали все, что они могли достать для защиты своих машин. В результате грузовики и универсальные машины имели очень странный внешний вид с уменьшенным дорожным просветом, с закрытыми подручным материалом люками и лючками и приваренными броневыми листами, снятыми с бронированных машин.

В подразделениях американской армии начали использовать листы от подбитых или брошенных боевых машин иракской армии для создания из имеющихся машин «пушечных грузовиков», которые могли бы использоваться в качестве мобильных огневых платформ для сопровождения других транспортных средств снабжения.

В журнале по вопросам логистики американской армии как-то даже была описана практика 548-го батальона обеспечения по изготовлению бронированных «футляров» для своих 5-тонных грузовиков M939. Эти «футляры» получали из броневых листов от российских машин, обнаруженных на иракской базе снабжения в Таджи. На машины также устанавливались 12,7-мм пулеметы на опорном кольце, 40-мм гранатометы Mk19 и другое вооружение с целью получения штатного огневого могущества.

Говоря более официальным языком, появился ряд различных подходов в связи с тем, что, безусловно, модернизации ограничены существующей конструкцией машин, которая не позволяет проводить необходимую модификацию.

Особенно проблемными являются конструкции с вынесенной вперед кабиной над двигателем, в которых экипаж и двигатель размещаются точно над передним мостом, где и возникают наибольшие повреждения, вызванные подрывом на минах или самодельных взрывных устройствах (СВУ). Тем не менее, некоторые водители усилили места крепления кабины и добавили ремней безопасности для того, чтобы их не выкинуло из кабины при взрыве.

Независимо от противоминной защиты, большинство машин в горячих точках в настоящее время в том или ином виде имеет баллистическую защиту от пуль, обломков или осколков, тогда как многие защищены также и от противотанковых гранатометов.



Бронированный грузовик IVECO M250. Бельгия и Германия имеют на вооружении машины IVECO с улучшенной защитой



Опытный комплект GunPACS установленный на MTVR. Комплект был показан на открытой демонстрации в американском министерстве обороны

Кроме того, грузовики имеют лобовые стекла двойного бронирования, которые вылетают без образования осколков. Компания Navistar при необходимости могла бы и далее модернизировать свои машины комплектами бронирования, но на сегодняшний день на них запросов не поступало.


НЕТ от Oshkosh – это восьмиколесный тягач, используемый для перевозки ОБТ M1A1, бронированных боевых машин, БРЭМов, самоходных гаубиц и габаритного строительного оборудования

Американская стратегия бронирования

В начале 2005 года командование боевой подготовки и разработки доктрины (TRADOC) опубликовало информационный доклад, в котором были определены новые угрозы для логистических транспортных средств. Требования по минимизации этих угроз предусматривают для армейского парка военных колесных машин внедрение новой стратегии бронирования, включающей работы по модернизации и производство новых транспортных средств.

Вскоре после этого армия применила свою долгосрочного стратегию бронирования LTAS (Long-Term Armor Strategy) – модульное решение по бронированию, которое позволяет иметь более тяжелую защиту для задач с более высокими уровнями угроз. LTAS включает готовую для бронирования, так называемую кабину А (A-cab), которая сама имеет базовый уровень встроенной защиты, в частности днища. Также сюда включены модернизируемые комплекты накладной брони или B-комплекты (B-kit), которые могут устанавливаться при необходимости в полевых условиях поверх A-комплекта.

Установка B-комплекта как правило требует снятия дверей машины, а также пуленепробиваемых вставок для стекол. В связи с тем, что кабины с A-комплектом изготовлены специально под возможность установки B-комплектов, то нет необходимости в сверлении или замене панелей как это часто бывает в случае с установкой навесной брони.

Армия включила эти «модульные» броневые комплекты A и B в более новые версии четырехосных тяжелых грузовиков повышенной проходимости HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Trucks) и намеревается с их помощью модернизировать некоторое количество существующих машин до более высоких уровней защиты.

Машины HEMTT используются как грузовые трейлеры, топливозаправочные цистерны и седельные тягачи.

С учетом требований по бронированию LTAS переделывается некоторое количество более старых моделей HEMTT. Дополнительное бронирование старых моделей HEMTT, например вариантов А0 и A2, требует большой трудоемкости из-за снятия кабины с грузовика и добавления тяжелых броневых панелей; при этом ухудшается подвижность. Впрочем, грузовики изначально имеют высокое расположение кузова, что способствует повышению их противоминной защиты.

Армия обратилась к компании Oshkosh с просьбой спроектировать новейший вариант своих логистических грузовиков HEMTT A4, совместимый со стандартом LTAS, так, чтобы все они имели бронированный пол, устанавливаемый в кабину при сборке. То есть, в том случае, если боевые задачи потребуют усиления защиты, то добавление B-комплектов превратится в простую процедуру, выполняемую в полевых условиях.

Первая машина HEMTT A4, соответствующая стандарту LTAS, была изготовлена в 2008 году, компания Oshkosh с тех пор изготовила около 5000 таких платформ для армии. Компания также переделала более 1700 устаревших грузовиков HEMTT в конфигурацию A4, совместимую с LTAS.

Контракты по этим машинам структурированы так, что кабины с комплектом A идут как стандартные, но при этом готовы к установке комплектов B, которые могут быть закуплены впоследствии.

«Мы имеем парк из нескольких сотен грузовиков HEMTT A4, которые в настоящее время проходят службу в Афганистане, и получаем [несистематические] сообщения с мест о том, что защита работает очень хорошо», – сказал руководитель армейских программ в компании Oshkosh Майк Айви.

«Когда мы начинали проект HEMTT A4, то мы начали с идеи унификации кабины с PLS [Palletized Load System - пакетизированная грузовая система с использованием поддонов]», – добавил он.

Новый пятиосный PLS A1 от Oshkosh представляет собой новейший вариант армейского 16-тонного грузовика, впервые появившийся в начале 90-х годов, и имеет такую же конструкцию кабины стандарта LTAS, как и у HEMTT A4. Первый серийный PLS A1 был изготовлен в середине апреля 2010 года. Компания Oshkosh не продала армии еще ни одной машины, но, тем не менее, находится в ожидании.

Айви не мог сказать что-либо определенное о комплекте B-kit по соображениям секретности, но сказал, что он закрывает «каждую плоскость кабины» и имеет броневые панели различной толщины и включает в свой состав пуленепробиваемые стекла. Айви также сказал, что «комплект добавляет к массе кабины 2000 фунтов (свыше 900 кг)».

С учетом увеличения массы двигатели мощностью 445 л.с. от Detroit Diesel у этих машин были заменены двигателями Caterpillar C-15 EPA мощностью 500 л.с.; также у обоих грузовиков была модернизирована передняя подвеска.

PLS получил независимую подвеску TAK-4, а на HEMTT были установлены системы пневматической подвески.

Тем временем, автомобиль НЕТ эксплуатировался с комплектом дополнительного бронирования, поскольку на грузовики снабжения в первую очередь устанавливали дополнительную защиту. Эти четырехосные полноприводные тягачи имеют шестиместную кабину и используются для перевозки танков M1A1 и другого громоздкого и тяжелого имущества.

Ведутся работы по перекомпоновке машин до конфигурации НЕТ A1, которая включает некоторые изменения кабины, но не включает комплект усиленного бронирования B-kit. «Армия хотела продолжить использовать свой существующий комплект дополнительного бронирования на платформе НЕТ в связи с тем, что экипаж находится довольно далеко от земли. Причем встроенная защита у НЕТ довольно слабовата и этот недостаток частично компенсируется только за счет размещения экипажа».

Даже в этом случае модернизация была необходима потому, что навесная броня на машинах HET наряду с дополнительной броней на транспортных средствах, которые HET часто буксируют, образуют существенно большую массу по сравнению с той массой, для перевозки которой был изначально спроектирован грузовик.

Вследствие этого, НЕТ A1 будет иметь мощную рессорную подвеску впереди и пневматическую подвеску для своего строенного заднего моста. На грузовики будет также установлена более мощный силовой блок с двигателем CAT C-18 мощностью 700 л.с.

Далее следуем в сторону уменьшения размеров и грузоподъемности. Широко распространенное семейство средних тактических машин FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) американской армии согласно плану LTAS также получает дополнительное бронирование кабины за счет установки комплекта A-kit, но, по всей видимости, при этом не требуется какого-либо улучшения подвижности машины. По заявлению армии на «большую часть» ее почти 50000 грузовиков FMTV необходима установка кабины с комплектом A-kit, а комплекты B-kit будут устанавливаться в соответствии с опциональными условиями контракта.

Грузовики FMTV базируются на общем шасси, двигателе, колесах и кабине, что дает уровень унифицированности деталей более 80 процентов. LMTV 4x4 (Light Medium Tactical Vehicle – легкое военное транспортное средство среднего класса) имеет грузоподъемность 2,5 тонны, а MTV 6x6 грузоподъемность 5 тонн.

Эти машины выполняют множество функций, включая транспортировку грузов, магистральные перевозки, эвакуатор и самосвал, и служат в качестве платформ для высокомобильной системы залпового огня HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) и ракетных комплексов Patriot. Фирма Oshkosh начала работу над FMTV в феврале 2010 года после победы на конкурсе и в суде, в котором была опротестована законность выдачи контракта. По решению этого суда программа по FMTV была забрана у компании BAE Systems и передана компании Oshkosh.

Как и для машин PLS A1 и HEMTT A4, новые кабины для FMTV изготовлены с местами крепления, на которые болтами крепятся навесные броневые панели комплекта B-kit. Oshkosh изготавливает и устанавливает комплекты броневых панелей, которые крепятся болтами на кабину «вездесущего» 7-тонного грузовика корпуса морской пехоты MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement - замена войскового транспортного средства средней грузоподъемности). Эти дополнительные комплекты появились в 2005 году, а в 2008 году компания Oshkosh начала производство для MTVR «комплектов бронирования допускающих уменьшение высоты» с целью выполнения требований морской пехоты по габаритной высоте при транспортировке машин на транспортных судах. При наличии такого комплекта верхняя часть кабины снимается и размещается на платформе грузовика так, чтобы он мог маневрировать в подпалубном пространстве.

Помимо дополнительной брони, в большей части комплектов, которые американские ВС устанавливают на логистические машины (материально-технического обеспечения), предусмотрены места для крепления болтами на крыше турельной установки вооружения. Но все чаще и чаще на них начинают устанавливать дистанционно управляемые боевые модули. Морская пехота сделала еще один концептуальный шаг, начав работы над такими экспериментальными системами для машин транспортных колонн, как например сетевые дистанционно управляемые боевые модули, картографирование и технологии определения места выстрела.

С этой целью, американская морская пехота сотрудничает с армейским техническим управлением по созданию комплекта стрелка с целью повышения безопасности транспортных колонн GunPACS (Gun-slinger Package for Advanced Convoy Security). Система создана с целью обеспечения улучшенной ситуативной информированности, мгновенного обнаружения угрозы и совместных действий боевых и логистических компонентов по обнаружению и поражению целей.

Полковник корпуса морской пехоты Патрик Келлехер, программный директор управления передовых технологий Пентагона, сообщил, что комплекты были развернуты примерно за 12 месяцев в ответ на дискуссии о том, как расширить и улучшить возможности MTVR.

Четыре опытных образца GunPACS прошли в Афганистан в 1-ой дивизии морской пехоты годовые испытания.

Этот комплект для MTVR включает акустическую систему обнаружения угроз Boomerang и универсальный дистанционно управляемый боевой модуль CROWS II. Он соединяет в единую сеть системы других машин в колонне и тактический оперативный центр. При этом командир решает передать цель одному или нескольким стрелкам в колонне. Как только стрелок принимает данные целеуказания, его боевой модуль автоматически поворачивается в направлении цели.

Россия также разработала ряд грузовиков с защищенной кабиной и в некоторых случаях защищенное десантное отделение в задней части.

Одним из примеров является грузовик повышенной проходимости Урал 4320-0710-31 6x6, который оснащен комплектом бронирования КДЗ, состоящим из защиты моторного отделения, бронированной кабины с несколькими амбразурами для стрельбы, а также бронированного кузова-контейнера в задней части.

Последний имеет сиденья для 24 солдат, которые осуществляют посадку через заднюю дверь. Пуленепробиваемые и противоосколочные окна с круговыми отверстиями для стрельбы позволяют некоторым стрелкам стрелять из своего оружия из контейнера, но, в случае размещения в нем штатного количества военнослужащих, внутри становится очень тесно. У машины оставлены бортовые дуги и на них можно натягивать брезентовый полог.

Уральский автомобильный завод и другие российские производители также предлагают ряд защитных комплектов, некоторые из них должны устанавливаться при изготовлении, а другие могут устанавливаться на уровне подразделения. В настоящее время Камаз предлагает новое семейство грузовиков 4x4, 6x6 и 8x8 со стандартно устанавливаемой новой защищенной кабиной бескапотной компоновки.

Впереди своего времени. Защищенные логистические машины ЮАР

Южноафриканский опыт ведения партизанской войны в усеянной минами Анголе и на севере Намибии вынудил страну в конце 70-х годов стать первой в развертывании полной линейки защищенных логистических транспортных средств.

Наличие бронированных, минозащищенных кабин, а в некоторых случаях и корпусов, позволяет логистическим подразделениям южноафриканской армии действовать на дорогах и по бездорожью, несмотря на «раздражающее» минирование, огонь стрелкового оружия и засады с применением РПГ.

Первой минозащищенной логистической машиной южноафриканских сил безопасности стала Zebra, которая в основном представляла собой минозащищенную кабину, установленную на стандартный четырехтонный грузовик Bedford. Она использовалась главным образом полицейскими подразделениями, дополняя минозащищенные БТР на базе Bedford.

Позднее полиция приобрела минозащищенные БТР Casspir с несущим (монококовым) корпусом и грузовик Blesbok, дизельный топливозаправщик Duiker и эвакуационный вариант Gemsbok. Все эти машины имели корпус, защищенный от мин по всей длине, бронированную кабину и амортизирующие сиденья с ремнями безопасности. Бывшая полиция Юго-западной Африки, следуя этому примеру, приобрела БТРы Wolf и грузовики Strandwolf. Также на ее вооружении имелся ремонтно-эвакуационный вариант 6x6.

Армия пошла по другому пути, разработав бронированные и минозащищенные кабины для своих стандартных 2, 5 и 10-тонных грузовиков 4x4 и 6x6 серии Samil, изначально базировавшихся на немецком шасси Magirus.

Как правило, они оборудованы цельносварным передним коробом из стальной брони, который защищает двигатель и экипаж от огня стрелкового оружия, снарядных осколков и противотанковых мин. Некоторые эвакуационные машины также получили пятиместные бронированные, минозащищенные кабины; также на вооружении армии стояли автобусы и несколько фургонов для перевозки лошадей с защитой от мин по всей длине корпуса.

Также были разработаны минозащищенные кабины для тяжелых грузовиков Aljaba 8x8 и мостоукладчика Leguan 10x10. Полиция последовала этому примеру и установила защищенные кабины на свои тяжелые машины обеспечения, а именно 10-тонный грузовой автомобиль Albatross, дизельный топливозаправщик и трейлер/тягач.

Многие из этих машин до сих пор находятся в эксплуатации, но в армии планируют обновить свой парк логистическими машинами нового поколения с колесными формулами 6x6 и 8x8, приобретенными по отложенному проекту Vistula. Около 70 процентов грузовиков 8x8 и примерно 10 процентов варианта 6x6 должны быть оборудованы минозащищенными, бронированными кабинами. Это сочетание частично основано на их вероятном использовании вдали от опасных районов, а частично связано с ограничениями, накладываемыми установкой тяжелой бронированной кабины на одинарный передний мост.

Первые машины будут оборудованы двухдверными/двухместными кабинами с возможностью установки тяжелого пулемета на турельной установке над вторым водителем; также в них будут установлены радиостанции. Начались исследования по улучшению защиты от СВУ, что может привести к другой конструкции кабин на последующих машинах.

Специализированные варианты новых грузовиков будут приобретены позднее, некоторые из них будут оборудованы четырехдверными/пятиместными кабинами или специальными корпусами с защитой по всей длине.

Тем временем, компания по проектированию специализированных транспортных средств Land Mobility Technologies (LMT) в соответствии с первым этапом проекта Vistula (также принят канадской армией) разработала бронированную, минозащищенную кабину для грузового автомобиля Daimler Actros 8x8 как часть предложения для армии ЮАР.

LMT с тех пор разработала еще две защищенные кабины для Daimler: одна установлена на Actros AHSVS и проходит оценочные испытания в немецкой армии; другая предназначена для семейства грузовиков Zetros в конфигурации 6x6 и имеет меньший уровень защиты с целью сохранения массы в предсказуемых рамках для машин такого типа. Она прошла испытания в австралийской армии в соответствии с проектом Overlander.

LMТ также разработала бронированный, минозащищенный модуль для перевозки личного состава для Actros и подобных грузовиков. Он был приобретен канадской армией, которая разместила на него дополнительные заказы. Модуль имеет такую же баллистическую и противоминную защиту как и кабина; он полностью автономен, имеет вспомогательную силовую установку, систему кондиционирования и средства связи стандарта НАТО, а также баки для воды. Размеры у него стандартные и соответствуют ISO, он может штабелироваться подобно любому другому контейнеру. Он может быть сконфигурирован для перевозки разного количества людей (14-22 сидений) или переделан под санитарный модуль или командный пункт.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.dvidshub.net
www.oshkosh.com
www.vitalykuzmin.net
www.navistar.com
www.rheinmetall-defence.com
Автор: Alex Alexeev