История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

После вступления советских войск на территорию Болгарии и сентябрьского вооруженного восстания в 1944 году ВВС Болгарии стали получать советскую авиационную технику. В марте 1945 года ВВС Болгарии получили 120 истребителей Як-9 различных модификаций (Як-9Д, Як-9ДД, Як-9М и Як-9У).


Истребитель Як-9Д ВВС Болгарии





Истребитель Як-9ДД ВВС Болгарии




Одновременно продолжились поставки советской авиационной техники. Так, были поставлены бомбардировщики и торпедоносцы Ту-2.




Бомбардировщик Ту-2 в музее ВВС Болгарии


В 1947 году поступили первые штурмовики Ильюшина: Ил-10 и Ил-10М. В период 1953-54 гг. в Болгарию поставлялись выпускаемые в Чехословакии по советской лицензии копии Ил-10-Avia B-33, вооруженные 4 авиационными пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол). Сколько машин за это время было передано, неизвестно.


Штурмовик Ил-10 советских ВВС


После Второй мировой войны Болгария в счет репараций за оккупацию Македонии передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкций — 100 истребителей Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, в том числе и 30 легких разведчиков-бомбардировщиков собственного производства КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летали в частях Югославских ВВС до 1956 г.


Легкий разведчик-бомбардировщик болгарского производства КБ-11 "Фазан" ВВС Югославии


Наступила эра реактивной авиации. Первыми болгарскими реактивными самолетами стали советские Як-23. Первые 12 Як-23 поступили в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того, два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище "Георги Бенковски". Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.


Як-23 ВВС Болгарии



Учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ ВВС Болгарии


В 1955 году ВВС Болгарии было поставлено 14 разведчиков на базе бомбардировщика Ил-28-Ил-28Р и один учебный Ил-28У. Они состояли на вооружении до 1974 года.


Истребитель МиГ-17ПФ ВВС Болгарии



Лаз-7 второй дивизии легких ночных бомбардировщиков ВВС Болгарии


Затем было произведено 150 единиц его модернизированной версии-Лаз-7М с советским двигателем М-11ФР.


Учебно-тренировочный самолет Лаз-7М


Впрочем, это были последние болгарские самолеты. Следующие модели Лаз-8, Лаз-9 и Лаз-12, как и реактивный Лаз-14, так и остались на бумаге.


Так должен был выглядеть реактивный самолет Лаз-14


Учитывая горный характер Болгарии, большую роль в перевозках играют вертолеты. Поэтому в Болгарию были поставлены советские легкие Ми-1 (прослужил до 1971 года) и транспортные Ми-4 (прослужил до 1985 года).


МиГ-19С 19-го иап ВВС Болгарии



МиГ-21ПФМ ВВС Болгарии



МиГ-21бис ВВС Болгарии в полете



МиГ-23БН 25-го бап ВВС Болгарии



L-39 Albatros ВВС Болгарии


В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. В настоящее время Ми-24 сняты с вооружения.


Пара болгарских Ми-24 в полете


В 1979-1980 годах Болгария получила из СССР 6 противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007-2008 гг. В 2013 году Ми-14ПЛ были заменены на AS.565MB Panther.


Ан-26 ВВС Болгарии


В 1985-1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. — 18. В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел "размодернизацию" в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бока для 3 т воды.


Ми-17. ВВС Болгарии. 2007 год.


В октябре 1986 года Болгария получила 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Самолеты эксплуатировались 22 ибап, где они заменили МиГ-17 и МиГ-15УТИ. Один самолет (вместе с пилотом) был потерян в катастрофе 17 апреля 1989 года. После распада Варшавского пакта поддержка самолетов в боеготовом состоянии стала головной болью для болгарского командования. 4 штурмовика в 2008 году было продано Грузии, еще 10 ей же в 2012 году. В настоящее время в составе ВВС Болгарии числится 14 Су-25.


Су-25УБК ВВС Болгарии


В 1990 году Болгарией получено 22 истребителя (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Один из самолетов был потерян в катастрофе 9.09.1994 г. МиГ-29 состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнеце и Ямболе). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен. В настоящее время в составе болгарских ВВС 12 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ.


МиГ-29 ВВС Болгарии


В 1989 г. ВВС Болгарии имели на вооружении порядка 300 истребителей. Однако снчала распалась Организация Варшавского договора, затем СССР, к власти в Болгарии пришли либералы, которые в первую очередь стали сокращать Вооруженные силы, первым делом ими был измене опозновательный знак боллгарских самолетов



Девяностые стали для Болгарской авиации тяжелым временем, не было топлива, учения не проводились, самолеты постоянно списывались. В апреле 2004 года Болгария вступила в НАТО. В рамках подготовки к вступлению в Североатлантический Союз в ВВС Болгарии в 2003 г. была проведена масштабная реструктуризация. Количество самолетов и вертолетов с 465 в 1998 г. сокращено до 218 в 2003 г. Де-факто ВВС Болгарии на рубеже XX—XXI вв. фактически утратили свою боеспособность, так как большая часть из состоящих на вооружении "по списку" самолетов была непригодной к полетам. Естественно, новые союзники потребовали от Болгарии покупать западные самолеты. В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M.


Учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-9M ВВС Болгарии


В 2004 году был заключен договор с компанией "Еврокоптер" о покупке 12 многоцелевых AS-532AL "Кугар", предназначенных для ВВС, и шесть AS-565MB "Пантера" — для ВМС.


Многоцелевой вертолет AS-532AL "Кугар" ВВС Болгарии


В 2006 году у итальянской авиакомпании Alenia было заказано 3 легких военно-транспортных самолета C-27J Spartan. Изначально соглашение предполагало поставку пяти самолетов, однако в 2010 году министерство обороны Болгарии приняло решение отказаться от последних двух. Свое решение военное ведомство обнародовало в августе прошлого года. Поводом для отказа от самолетов стал дефицит военного бюджета. Средства, сэкономленные на четвертом и пятом Spartan, Болгария планировала потратить на оплату третьего самолета.


C-27J Spartan ВВС Болгарии


В настоящее время Болгария ищет замену МиГ-29. Учитывая прозападную политику болгарского правительства, вероятнее всего, заменой станет американский F-16, или снимаемый с вооружения где-нибудь в Европе. Бельгийцы уже предлагали F-16MLU, снимаемые с вооружения своих ВВС. Американцы ответили предложением поставить истребители F-16 блок 52+, шведы традиционно предложили истребитель Saab JAS-39 "Грипен". Впрочем, денег у болгар традиционно нет. Так что посмотрим…

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/
http://war-museum.livejournal.com/