Траншейная машина ТМК
Фортификационные сооружения имеют очень важное значение, так как защищают личный состав и боевую технику во время ведения боевых действий. Одним из самых простых видов фортификационных сооружений являются траншеи. Траншея — это фортификационное земляное сооружение, которое предназначено для укрытого перемещения личного состава на поле боя, а также ведения огня из стрелкового оружия, наблюдения и управления боем. Траншеи могут оборудоваться площадками для установки пулеметов, ячейками для стрелков, а также самыми простыми укрытиями для личного состава подразделений.
По внешнему виду любая траншея представляет собой канаву определенной длины, которая отрыта в грунте. Если ее основная задача — это обеспечение скрытого, защищенного от огня противника перемещения личного состава, различных боеприпасов и других видов материальных средств вдоль линии фронта или в тыл, то их называют «ходами сообщения». Если участок траншеи предназначается для ведения стрелкового огня и оборудован позициями для ведения огня из автоматического оружия, гранатометов и другого стрелкового оружия, а также по возможности разнообразными укрытиями для личного состава (щели, убежища, блиндажи), то это участок называют «стрелковым окопом» или просто «окопом». К примеру, «окоп мотострелкового отделения».
Со временем в армиях мира возникла потребность в оснащении войск различными траншейными экскаваторами, которые существенно упрощали и ускоряли подготовку оборонительных рубежей. Первоначально оснащение войск экскаваторами осуществлялось на основе отбора и проведения испытаний народнохозяйственных образцов, но потом (гораздо позднее) — путем разработки специальных войсковых моделей. Аналогичная ситуация была характерна для всех без исключения классов землеройной войсковой техники, как, впрочем, и других видов инженерных армейских машин. Первые траншейные экскаваторы появились в СССР в 30-е годы прошлого века.
Значение землеройной инженерной техники
В настоящее время землеройная техника есть в большинстве инженерно-саперных подразделений и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Главным образом эта техника используется для решения позиционных задач, которые тесно связаны с постройкой фортификаций. Основная их задача — помочь общевойсковым подразделениям «зарыться в землю». Часто для пехотинца зарыться поглубже в землю — это единственная возможность уцелеть в бою. Еще во время Второй мировой войны американский генерал Бредли любил повторять своим солдатам: «Копай, или закопают тебя самого».
При этом сами по себе «армейские» земляные работы от прочих отличаются не так сильно. Но разница все же есть. Все дело в том, что помимо экономичности и производительности в военной инженерной технике ценятся и другие качества. При внешнем сходстве гражданская и военная инженерная техника часто обладают различными ТТХ. При этом их рабочие органы принципиальными различиями обычно не обладают. Более того на протяжении многих десятилетий потребности в специальных армейских землеройных средствах не было.
Однако уже после окончания Великой Отечественной войны наше командование инженерных войск сделало вывод о монтаже специального оборудования и машин на максимально маневренные и достаточно скоростные шасси. Между 1940-60 годами с целью удешевления и унификации на вооружение принимались боевые машины, которые уже применялись в войсках (в других родах войск). Однако события в Чехословакии наглядно показали, что имеющиеся инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. Это стало отправной точкой создания боевой техники специально для инженерных войск.
При этом значение землеройной техники не стоит недооценивать. Окоп мотострелкового отделения обладает длиной примерно 100 метров и требует для отрытия малыми пехотными лопатками (более известны как малые саперные) трудозатрат на уровне 200-300 человеко-часов. Большими лопатами, которых у пехоты просто нет, на это ушло бы 100-150 человеко-часов. То есть мотострелковое отделение будет отрывать свой окоп в течении 2-3 дней (минимум). Естественно, противник не всегда дает пехоте столько времени на обустройство позиций. В то же время такая машина, как ТМК, справится с этой работой за 15-20 минут. Пехотинцам останется заняться лишь дооборудованием позиций: обустроить стрелковые ячейки и вырыть перекрытые щели. С этой задачей они справятся за полдня. В то же время опорный пункт мотострелкового взвода обладает протяженностью основных окопов и ходов сообщений примерно в 900 метров. Это уже 2,5-4 часа работы для ТМК или почти неделя напряженной работы всего личного состава мотострелкового взвода.
При этом окоп очень важен. Согласно оперативно-тактическим нормативам, он обеспечивает устойчивость обороны 1:3 или 1:4, то есть мотострелковое отделение, зарывшись в землю, в состоянии отбивать атаку аналогичного взвода. Если принять во внимание имеющийся опыт обеих чеченских кампаний, то можно сделать вывод о том, что обученная и стойкая пехота при наличии грамотного командования в состоянии держать у своих окопов противника неделями. Неслучайно во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальники требовали от своих частей настойчивого и круглосуточного преследования отступающих подразделений противника даже на пределе своих возможностей. Главное — не дать врагу остановиться. Позволить вражеским пехотным частям остановиться и хотя бы немного зарыться в землю значило замедлить или вовсе остановить наступление. Поэтому значение таких с виду неуклюжих и «небоевых» машин, как ТМК, очень велико.
Источники информации:
http://www.saper.etel.ru/texnica-2/tmk.html
http://www.saper.etel.ru/fort/trans.html
http://mil-history.livejournal.com/611616.html
http://www.specmash-kb.com/shell.php?id=0&lng=rus
Автор: ZloyStrelok