БМП или БТР? Противоречивые тенденции развития гусеничных боевых машин пехоты


25-мм пушка ATK, установленная на БМП Bradley американской армии, представляет собой самую популярную модернизацию, которая повышает летальность по сравнению с 20-мм пушками

В конечном счете, потребность в огневой поддержке привела к использованию 105-мм или 120-мм пушек, которые могут устанавливаться на машины пехоты, но при этом не оставляют пространства для десанта. К примерам можно отнести шведскую CV90120, где 120-мм пушка установлена на шасси CV90 и российскую артиллерийскую установку 2С25 Спрут, где 125-мм танковая пушка установлена на шасси БМП-3.

Российская БМП-3 представляет собой необычную попытку совместить несколько разных требований в одной машине. Это привело к возрождению концепции 30-х годов, которая предусматривает установку в башню танка пушки с высокой скорострельностью вместе с пушкой более крупного калибра, имеющей низкую скорострельность. Ее духовным предком была немецкая Neubaufahrzeug, предшественник танка Panzer IV времен Второй мировой войны.

В случае БМП-3 установлены две пушки. Одна – автоматическая 30-мм пушка 2A72 и вторая – 100-мм нарезное орудие 2A70, которая кроме осколочно-фугасных снарядов может стрелять противотанковыми ракетами 9M117 с лазерным наведением. В БМП-3 размещается три члена экипажа и семь десантников, но выделенное им пространство ограничено, а десантирование из машины несколько затруднено.

Китайская армия скопировала российский комплекс Бахча с двумя пушками для своей БМП Type 97 (или ZBD 97), у которой шасси имеет более практичную компоновку с двигателем, расположенным впереди, и десантным отделением на семь человек в кормовой части.

Другие попытки повысить летальность без значительно уменьшения внутреннего объема привели, конечно, к разработке машин, вооруженных ПТУРами. Начало было положено в 60-х годах российской БМП-1, у которой ракета 9M14 устанавливалась в трубной пусковой установке на стволе 73-мм пушки.


Машины подобные CV90 Armadillo возможно демонстрируют возвращение к традиционным основам перевозки личного состава, когда корпус имеет максимальное бронирование и минимальное штатное огневое могущество, а развитие атаки полагается только на пехоту

Другим направлением является установка пусковых установок ПТУР по бокам башни. Сюда можно отнести американские БМП M2 Bradley, некоторые итальянские БМП Dardo, кувейтские Desert Warrior и немецкие Type 89. Установка на эти машины установок ПУТР расширило их возможности по борьбе с танками, но с другой стороны определило их место на переднем огневом рубеже, что является весьма спорным, поскольку десант, который в них размещается, подвергается опасности воздействия вражеского огня, в то время как не имеет возможности вести ответный огонь.

Какое то время считалось, что пехотинцы могут вести огонь из своего стрелкового оружия на ходу из машин. Несколько машин были снабжены отверстиями для ведения огня, но стрельба из стрелкового оружия на ходу очевидно неэффективна и в итоге эти бойницы были убраны ради лучшего бронирования бортов машины, как это было сделано в варианте M2A2 БМП Bradley и на Marder 1A3.

Таким образом, выдвигается все больше аргументов в пользу того, чтобы не перевозить пехоту в машинах, вооруженных крупнокалиберным вооружением и управляемыми ракетами, а размещать ее отдельно в машинах, которые хорошо бронированы, но имеют только легкое вооружение для целей самообороны.

Защита

С другой стороны, броневая защита также соразмерно улучшилась. Некоторые системы защиты способны противостоять 30-мм бронебойным снарядам, по крайней мере, по лобовой дуге. В последние годы машины получили улучшенную защиту от фугасных и направленных мин, самодельных и нет, а также от такого кумулятивного вооружения, как например РПГ-7.

Неизбежным следствием улучшения броневой защиты и частично установки более тяжелого вооружения стало значительное увеличение массы машин пехоты.

В итоге, если оригинальный вариант M113 (защита от стрелкового оружия и осколков) весил всего 10,4 тонны, M2 Bradley, последовавшая за ним, имела массу 22,7 тонны в первоначальной версии и уже 39,5 тонны в последнем варианте M2A3. Точно так же, масса CV90 постепенно увеличивалась с 21 тонны и с течением времени в варианте CV9035 достигла 35 тонн.

Производимые в настоящее время машины, например немецкая БМП Puma, весят аж 43 тонны, хотя ее масса может быть снижена до 31 тонны за счет снятия части брони.

Британская, американская и немецкая армии рассматривали в разное время возможность разработки машин пехоты с более тяжелой броней как у танков. Израильская же армия стала первой армией, начавшей производство машины подобного типа Achzarit массой 44 тонны, которая базируется на глубоко модернизированном шасси захваченных советских танков Т-55 и вооружена только пулеметами.

Но израильтяне на этом не остановились, для ее артиллерийско-технической службы была разработана 62-тонная БМП Namer, базирующаяся на шасси танка Merkava; 170 таких машин изготавливаются компанией General Dynamics Land Systems. Кроме экипажа из трех человек в Namer может разместиться восемь десантников, но пространства внутри достаточно для размещения при необходимости еще четырех человек.

Namer имеет очень хорошую защиту в виде пассивной и активной брони и, кроме того, на машине установлен комплекс активной защиты Iron Fist от компании IMI.

Впрочем, ее большая масса является серьезным недостатком, поскольку ограничивает стратегическую мобильность и может даже негативно повлиять на тактическую мобильность, особенно в городских условиях.

Недостатки очень тяжелой, хотя и хорошо защищенной машин пехоты, особенно проявились во время разработки наземной боевой машины GCV для американской армии, которая по некоторым оценкам имела бы массу более 70 тонн, но по понятным причинам проект был закрыт в начале 2014 года.

Как следствие, менее экстремальный подход при разработке машин пехоты с хорошей защитой был продемонстрирован на шведской машине CV90 Armadillo, которая при массе 35 тонн обеспечивает превосходную защиту для размещенных внутри восьми десантников и трех членов экипажа.

Как и Namer, БМП Armadillo не имеет башни и вооружена только дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом, но кроме своей брони на нее установлен комплекс активной защиты Saab LEDS 150 с двумя многоствольными пусковыми установками.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.otomelara.it
www.rheinmetall.com
www.baesystems.com
www.gdls.com
www.cta-international.com
www.renault-trucks-defense.com
www.defense-update.com
Автор: Alex Alexeev