Комплексные решения защиты для вертолетов



Современные военные вертолеты обычно оборудуются: приемниками предупреждения о радарном излучении; сигнализаторами приближения ракет; системами предупреждения о лазерном облучении (совмещенные с системами лазерного целеуказания); системами сбрасывания средств радиоэлектронного подавления (CMDS), предназначенными для пуска инфракрасных трассеров и радиочастотных дипольных отражателей; и фиксированными или направленными глушителями инфракрасного диапазона.

Выбор подсистем был в основном процессом «свободного смешения», зависящий как от бюджета, так и от оперативных потребностей. Вертолеты специальных подразделений, как и штурмовые (преемники вооруженных вертолетов первого поколения) являются, несомненно «королями», поскольку завоевывают свое положение жесткими методами, и они часто оборудованы большинством, если не всеми из названных подсистем. Менее оборудованными являются «мусоровозы» и эвакуаторы раненых, которые, вследствие ведущихся военных операций в разных точках мира, только начали догонять по оснащенности своих «могучих коллег».

Между тем, эксплуатанты вертолетов наблюдали не очень спешное развитие и переход от отдельных к интегрированным комплексам защиты DAS (defensive aids suite), в которых все доступные подсистемы предупреждения и исполнительных элементов находятся под единым управлением и работают в координированном, оптимизированном режиме.

Хотя полностью интегрированная вертолетная DAS при соответствующих маневрах платформы обеспечивает высокую степень защиты, такая защита дается недешево. Соответственно, производители и закупочные организации ищут пути снижения расходов (основной упор на затраты полного срока эксплуатации); к ним можно отнести стандартизацию всех платформ и внедрение в основном автономных систем, которые можно снять и поставить на любой вертолет из всего парка в случае необходимости.

Ключевые технологии, которые позволят решить поставленные задачи, включают реальную интеграцию DAS, систем направленного противодействия с помощью инфракрасных средств DIRCM (directional infrared countermeasures) и индикаторов вражеского огня HFI (hostile fire indicators).

Как видно из названия, устройства DIRCM являются частью активных оборонительных средств вертолета, их цель - ослепление и смена направления атаки ракет с ИК-наведением.

В их состав обычно входят сигнализирующее устройство угроз, интегрированный сенсор захвата и сопровождения цели и источник глушения. В DIRCM первого поколения последние были обычно ламповыми, но со временем почти повсеместно они стали базироваться на решениях на основе лазера.

DIRCM имеют ряд преимуществ перед ловушками прежних типов, магний-тефлон-витоновыми, пирофорными (способны к самопроизвольному воспламенению на воздухе), кинематическими (соответствие движению платформы) и двухдиапазонными ИК-ловушками-трассерами. Они доступны в течение всего времени выполнения задачи, имеют очень малое время реакции и надежны при борьбе с ракетами «земля-воздух» с инфракрасным наведением.

По сообщениям, оборудованный системой DIRCM, вертолет CH47 Chinook американской армии смог без повреждений выбраться из того, что в армии описывают как «сложный» реальный захват цели на поражение, когда вертолет захватывается в вилку несколькими ракетами с ИК-наведением, выпущенных из ПЗРК.


Контейнер CHASE снаряженный системой DIRCM AN/AAQ-24(V)

Разработки систем DIRCM

Самыми первыми системами DIRCM, предназначенными для вертолетов, стали британо-американская система AN/AAQ-24(V) от Selex-Northrop Grumman и усовершенствованная система противоракетной защиты на основе инфракрасного излучения ATIRCM (Advanced Threat Infrared Countermeasures) от BAE Systems Electronics, Intelligence and Support (EIS), которые устанавливались на борт британских вертолетов Merlin HC.3 и американских вертолетов CH/MH-47 соответственно.

За этими первыми применениями последовала установка AN/AAQ-24(V) на борт транспортных вертолетов CH-64E и CH-53D/E американских ВМФ и корпуса морской пехоты. Тем временем, на рынке появилось израильское оборудование, например волоконная архитектура MUSIC на основе лазера от Elbit Systems, а также комплект Helistar от Rafael Advanced Defense Systems, в котором совмещены контроллер предупреждения о ракетном нападении AN/ AAR-60 от Cassidian Electronics и ламповая DIRCM Jam-Air от Rafael.

Глядя в будущее, можно сказать, что самым большим призом на горизонте является программа американской армии по совместным инфракрасным мерам противодействия CIRCM (Common Infrared Countermeasures). Победившее решение CIRCM будет легче и дешевле по сравнению с системами первого поколения; его намереваются установить на самые разные вертолеты, включая AH-64, CH47, UH-60 и разведывательный вертолет следующего поколения. Заявленные характеристики включают массу не более 38,5 кг для двухбашенной CIRCM B-kit и 15,9–31,8 кг для сопутствующего комплекта A-kit. СIRCM также обратно совместима с общей системой ракетного предупреждения AN/AAR-57(V) и совместима вперед с объединенной системой информирования об угрозах JATAS (Joint and Allied Threat Awareness System) американских ВМФ и морской пехоты.

Американская армия попыталась снизить риски по CIRCM и сделала запрос потенциальным поставщикам на участие в предконкурсном испытании, известном как испытание на подтверждение надежности (Reliability Characterization Test). Представитель компании Northrop Grumman описал его так: 655 часов в климатической камере «5 часов в день, пять дней в неделю», где тестовые образцы находятся в диапазоне температур от -54 до +74 градусов Цельсия, подвергаются вибрации как в вертолете и при этом периодически демонстрируют работоспособность своей лазерной системы.

Претендентами на потенциальный контракт CIRCM являются: BAE Systems EIS; Northrop Grumman вместе с Selex Galileo; ITT Electronic Systems и Lockheed Martin Aculight; Lockheed Martin Missiles and Fire Control (M&FC) с DRS Technologies; и Raytheon Missile Systems.

В системе DIRCM Boldstroke от BAE Systems используется модульная открытая архитектура и непатентованные стандартные интерфейсы для обеспечения взаимозаменяемости, облегчения внедрения технологий и процесса производства. Предложение команды Northrop Grumman/Selex состоит в использовании лазера Viper от Northrop Grumman и облегченной системы указания и слежения ECLIPSE от Selex, тогда как система от ITT/Aculight имеет устройство указания и слежения от ITT, соединенное с лазерным источником от Aculight. В заявке Lockheed Martin M&FC/DRS Technologies используется устройство указания и слежения от DRS, тогда как в системе Scorpion DIRCM от Raytheon используется устройство поиска AIM-9X и коммерческий оптоволоконный каскадный лазер.

Что касается хода программы, то полный запуск проекта CIRCM пока откладывается, и в то время как американская армия сохраняет преданность проекту, британские аналитики полагают, что чем больше срок задержки проекта CIRCM, тем более уязвимым он будет становиться перед требованиями Конгресса по сокращению бюджетных сумм, выделяемых на закупки американского минобороны.



Американская армия и морская пехота оборудуют свои вертолеты CH-4G и CH-53 системами DIRCM

Работы по повышению живучести в Великобритании

Технология DIRCM также составляет основную часть британского проекта по общей системе защиты CDAS (Common Defensive Aids System). Предназначенные для обеспечения согласованного, кроссплатформенного подхода к созданию и поддержке оборудования повышения живучести для существующих и новых вертолетов, приложения CDAS будут подгоняться под платформу или задачу; вся архитектура будет оптимизирована для модернизации с целью соответствия новым угрозам и/или преодоления морального износа.

Национальный суверенитет является ключевым требованием к программе CDAS и в этой связи консорциум компаний Thales, QinetiQ, BAE Systems EIS и британской лаборатории оборонной науки и технологии во главе с Selex Galileo осуществляет программу демонстрации технологии (TDP) системы CDAS.

Консорциум намерен разработать окончательную архитектуру CDAS, которая включает ряд сенсоров и исполнительных элементов (включая новые и существующие элементы), стандартизованные интерфейсы и общий подход к программированию. В рамках TDP, развитые с технологической точки зрения элементы архитектуры, сенсорные и исполнительные системы, будут испытаны на стендах и на борту вертолетов, например это сигнализаторы ракетных атак, DIRCM и HFI. Представитель компании Selex отметил, что любая предложенная подсистема с «технологической готовностью выше Уровня 7» может быть рассмотрена в качестве кандидата для испытаний в рамках этой программы.

В основе концепции CDAS лежит контроллер системы самозащиты SPSC (Self-Protection System Controller) от Selex, который создан для обеспечения ситуационно осведомленности, вывода изображения приоритетных целей, выработки оптимизированных мер противодействия, централизованного контроля режимов всех подсистем SPS (системы самозащиты), работы центральной системы встроенного тестирования, выработки звуковых сигналов тревоги, централизованного распределения навигационных данных и записи входящих данных от всех подсистем SPS.

В своем самом последнем варианте SPSC, известном в США как Aircraft Gateway Processor (AGP) (процессор для управления воздушными судами), представляет собой ящик весом 3,6 кг с размерами 189x178x196 мм, который вмещает стандартный процессор PowerPC 1 ГГц со встроенной памятью 512 Мб. Он также имеет 256 Мб флэш-памяти и 128 Кб энергонезависимой RAM, пользовательскую карту с 67 интерфейсами, свой собственный источник энергии и запасной разъем для платы для повышения возможностей.

В виде AGP контроллер SPSC представляет собой стандартный компонент для всех новых/модернизированных вертолетов AH-64 Block II и III, он совместим с программным обеспечением AH-64 Lot 13 внедренным в марте 2010 года. Как таковой, он был куплен Саудовской Аравией и ОАЭ, а также американской армией.

В связи с тем, что CDAS требует национального суверенитета, компания Selex планирует поставлять DIRCM на базе своего указателя ECLIPSE и лазера Type 160, технические характеристики которых компания не желает раскрывать.


Сенсорные узлы и процессорный блок, используемый в ранних версиях системы предупреждения о ракетной атаке и огне противника Elix-IR


Несмотря на появление DIRCM, ИК-трассеры остаются эффективной мерой противодействия против ПЗРК первого поколения


Приемопередатчик AN/AAQ-24(V) DIRCM, установленный на транспортный вертолет Merlin HC.3

Как было отмечено ранее, новейшее поколение вертолетных DAS эффективно, но дорогого стоит. В связи с этим основные программы стремятся уменьшить их стоимость и очень возможно, что одним из наиболее экономичных решений является использование автономных, контейнерного типа систем, которые при необходимости можно переносить с вертолета на вертолет.

Примером такого подхода является система ISSYS-POD от RUAG Aerospace. Созданная в соответствии с концепцией «пристегивающейся системы самозащиты», ее архитектура состоит из контейнеров с приборами и сенсорами, устанавливаемых на оба борта и блока дисплея/управления в кабине. Каждый контейнер включает CMDS серии BOP от Saab и выбранные заказчиком сенсоры из продуктовой линейки компании Saab, например сигнализаторы ракетные, лазерные и радарные.

Функциональность системы контролируется посредством процессора радиоэлектронной борьбы и в целом ее архитектура не зависит от своего носителя (вертолета) за исключением связи с блоком дисплея/управления в кабине и получения электропитания от него. Серийное производство системы ISSYS-POD началось в конце 2011 года.

Датская компания Terma также приняла концепцию контейнерной системы для защиты вертолетов, разработав комплекты Apache Modular Aircraft Survivability Equipment (AMASE – модульное оборудование для повышения живучести Apache) и Chinook Aircraft Survivability Equipment (CHASE – оборудование повышение живучести Chinook). AMASE, устанавливаемый на голландские вертолеты AH-64D, представляет собой контейнеры на каждом борту (на малых крыльях воздушного судна), в которых размещаются ракетный сигнализатор и CMDS, контролируемые системой управления радиоэлектронной борьбой EWMS (Electronic Warfare Management System) от компании Terma.

Архитектура CHASE была разработана для установки на борт крупных платформ. Эта система установлена в обтекаемых контейнерах на голландских вертолетах CH-47F(NL). В ее состав входят приемник радиолокационного предупреждения AN/APR-39B(V)2, ракетный сигнализатор AN/AAR-57(V), DIRCM AN/AAQ-24(V) и продвинутая CMDS от Terma. Как и в случае с AMASE, CHASE контролируется через приложение EWMS, получившее в такой конфигурации обозначение AN/ALQ-213. Система EWMS создана для координации, интеграции и работы радиоэлектронных подсистем самозащиты и состоит из блока управления, блока тактических данных и дисплея показа угроз. Известно, что наряду с комплектами AMASE и CHASE, система EWMS была установлена на датские вертолеты AW101, CH-47 и Fennec, а также на различные самолеты.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.baesystems.com
www.northropgrumman.com
www.thalesgroup.com
www.bbn.com
www.terma.com
www.saabgroup.com