Женщины-танкисты Великой Отечественной войны. Екатерина Петлюк
В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии с фашистами сражалось большое количество женщин. В разное время их численность в боевых частях составляла от 600 тысяч до одного миллиона. Наверное, не было ни одного рода войск, в которых женщины не сражались бы с врагом наравне с мужчинами. Представить хрупких девушек, служивших в танковых войсках и нередко сидевших за рычагами танков, довольно сложно, однако такие девушки были.
Цикл статей о женщинах-танкистах Великой Отечественной войны открывается материалом о гвардии младшем лейтенанте, механике-водителе Петлюк Екатерине Алексеевне, кавалере Ордена Красной Звезды, Ордена Отечественной войны II степени, медали «За оборону Сталинграда».
Петлюк Екатерина Алексеевна родилась 15 ноября 1919 года в станице Слободка, расположенной в Тираспольском уезде Херсонской губернии (сегодня Одесская область Украины). Девочка появилась на свет в семье потомственного железнодорожника Алексея Захаровича Петлюка, всего в семье было две дочери. Как и многие дети тех лет Екатерина Петлюк мечтала стать летчицей.
После окончания кыжопольской средней школы, Екатерина отправилась в Одессу. В 1938 году, наверное, многие девушки Советского Союза мечтали стать летчицами и походить на Раскову, Гризодубову, Осипенко. Екатерина Петлюк отправилась в Одессу неслучайно, именно в этом городе в то время располагалась школа пилотов имени Полины Осипенко. На медицинской комиссии при приеме в школу врачи оценили завидное здоровье девушки, однако ее рост составлял всего 151 см, поэтому в школу пилотов медицинская комиссия ее не пустила. Однако Петлюк не стала отчаиваться и отправилась в аэроклуб, окончив который стала пилотом запаса и инструктором парашютного спорта.
В местной газете даже была напечатана фотография Екатерины Петлюк и Екатерины Гусаревой. Подпись к фотографии гласила: «Отличницы-курсантки, комсомолки Одесского аэроклуба Осоавиахима без отрыва от производства овладели летным делом». Помимо обучения в аэроклубе девушка успела до начала войны закончить специальные курсы медицинских сестер, которые были организованы при заводе им. Октябрьской революции. Попутно она успела освоить даже такую мужскую профессию, как кочегар. Играла в самодеятельном театре клуба железнодорожников, с которым перед войной успела исколесить всю Кировоградскую область.
Уже в самом начале войны бойкая девушка отправилась в военкомат. На третий день войны 24 июня она из военкомата была отправлена в действующую армию. Ее взяли техником-укладчиком парашютов, полученные в аэроклубе знания помогли. На ее долю выпали горькие километры отступлений лета 1941 года. В это же время на станции Балта она впервые попала под бомбежку. Во время налета девушка смогла преодолеть страх и вместе с санитарами оказывала помощь раненым. Постепенно ее часть откатывалась к Дону, а Екатерина продолжала заниматься укладкой парашютов, но не для себя, а для тех летчиков, которые отправлялись на боевые задания.
В ходе боев ее часть откатилась к Сталинграду, где в мае 1942 года девушка прибыла на комиссию по отбору добровольцев в школу танкистов. В школе танкистов сначала даже отказывался принимать ее рапорт. Но и здесь не смогли устоять перед напором этой девушки. При этом Екатерина Петлюк сказала, что хотела бы быть механиком-водителем, так как принесет так больше пользы. Быть командиром она не может, так как никогда в жизни не видела танка. На слова о том, что в школу берут только мужчин — бывших шоферов и трактористов, девушка ответила, что управлялась с самолетом и сказала, что и с танком справиться. Также она отметила, что успела до войны поработать кочегаром, а это также не самая легкая профессия на свете. Свое желание стать именно танкистом девушка аргументировала тем, что на танке она быстрее погонит гитлеровцев с Украины.
Перед выходом к Днепру Екатерина Петлюк вместе с новым командиром танка Михаилом Кодовым были переведены в 39-й гвардейский отдельный разведывательный армейский автобронебатальон. 20 сентября 1943 года танкисты устремились вперед и за 2,5 суток вышли к Днепру, преодолев примерно 200 км. 6 ноября был освобожден Киев, но бои для танкистов армии Рыбалко на этом не заканчивались. В феврале 1944 года Петлюк успела принять участие в боях за крупный железнодорожный узел Шепетовка. Это были последние ее бои на фронтах Великой Отечественной.
Весной 1944 года девушку направляют в Ульяновск в гвардейское танковое училище. Ее сокурсники занимались в училище уже 17 месяцев, когда она туда прибыла. Однако Екатерина успела к октябрю догнать их по программе и сдала все выпускные экзамены с оценкой «отлично». После окончания училища ей было присвоено звание младшего лейтенанта. На фронт она больше не попала, оставшись в училище в должности командира учебного взвода. Ее богатый боевой опыт нужен был здесь больше, да и последствия ранений сказывались (всего девушка находясь на фронте была трижды ранена). По заключению военно-медицинской комиссии ее признали инвалидом второй группы.
В 1945 году после завершения войны Екатерина Петлюк вышла в отставку и вернулась в любимую Одессу, где вела тихую мирную жизнь, которая мала напоминала о ее подвигах. Она заочно окончила юридический факультет университета, а с 1948 года работала заведующей бюро загса Ленинского района Одессы. Вышла замуж и родила сына. До конца своей жизни проживала в Одессе, принимала активное участие в воспитании подрастающей молодежи. Уже после войны 6 апреля 1985 года была представлена также к Ордену Отечественной войны I степени. Ушла из жизни в 1998 году в Одессе в возрасте 79 лет.
Источники информации:
http://www.a-z.ru/women_cd2/12/9/i80_335.htm
http://www.pobeda34.ru/info/publication/3835
http://proshakov.livejournal.com/163522.html
http://www.nakop.ru/topic/7688-devushki-tankisti-velikoi-voini
Цикл статей о женщинах-танкистах Великой Отечественной войны открывается материалом о гвардии младшем лейтенанте, механике-водителе Петлюк Екатерине Алексеевне, кавалере Ордена Красной Звезды, Ордена Отечественной войны II степени, медали «За оборону Сталинграда».
Петлюк Екатерина Алексеевна родилась 15 ноября 1919 года в станице Слободка, расположенной в Тираспольском уезде Херсонской губернии (сегодня Одесская область Украины). Девочка появилась на свет в семье потомственного железнодорожника Алексея Захаровича Петлюка, всего в семье было две дочери. Как и многие дети тех лет Екатерина Петлюк мечтала стать летчицей.
После окончания кыжопольской средней школы, Екатерина отправилась в Одессу. В 1938 году, наверное, многие девушки Советского Союза мечтали стать летчицами и походить на Раскову, Гризодубову, Осипенко. Екатерина Петлюк отправилась в Одессу неслучайно, именно в этом городе в то время располагалась школа пилотов имени Полины Осипенко. На медицинской комиссии при приеме в школу врачи оценили завидное здоровье девушки, однако ее рост составлял всего 151 см, поэтому в школу пилотов медицинская комиссия ее не пустила. Однако Петлюк не стала отчаиваться и отправилась в аэроклуб, окончив который стала пилотом запаса и инструктором парашютного спорта.
В местной газете даже была напечатана фотография Екатерины Петлюк и Екатерины Гусаревой. Подпись к фотографии гласила: «Отличницы-курсантки, комсомолки Одесского аэроклуба Осоавиахима без отрыва от производства овладели летным делом». Помимо обучения в аэроклубе девушка успела до начала войны закончить специальные курсы медицинских сестер, которые были организованы при заводе им. Октябрьской революции. Попутно она успела освоить даже такую мужскую профессию, как кочегар. Играла в самодеятельном театре клуба железнодорожников, с которым перед войной успела исколесить всю Кировоградскую область.
Уже в самом начале войны бойкая девушка отправилась в военкомат. На третий день войны 24 июня она из военкомата была отправлена в действующую армию. Ее взяли техником-укладчиком парашютов, полученные в аэроклубе знания помогли. На ее долю выпали горькие километры отступлений лета 1941 года. В это же время на станции Балта она впервые попала под бомбежку. Во время налета девушка смогла преодолеть страх и вместе с санитарами оказывала помощь раненым. Постепенно ее часть откатывалась к Дону, а Екатерина продолжала заниматься укладкой парашютов, но не для себя, а для тех летчиков, которые отправлялись на боевые задания.
В ходе боев ее часть откатилась к Сталинграду, где в мае 1942 года девушка прибыла на комиссию по отбору добровольцев в школу танкистов. В школе танкистов сначала даже отказывался принимать ее рапорт. Но и здесь не смогли устоять перед напором этой девушки. При этом Екатерина Петлюк сказала, что хотела бы быть механиком-водителем, так как принесет так больше пользы. Быть командиром она не может, так как никогда в жизни не видела танка. На слова о том, что в школу берут только мужчин — бывших шоферов и трактористов, девушка ответила, что управлялась с самолетом и сказала, что и с танком справиться. Также она отметила, что успела до войны поработать кочегаром, а это также не самая легкая профессия на свете. Свое желание стать именно танкистом девушка аргументировала тем, что на танке она быстрее погонит гитлеровцев с Украины.
Перед выходом к Днепру Екатерина Петлюк вместе с новым командиром танка Михаилом Кодовым были переведены в 39-й гвардейский отдельный разведывательный армейский автобронебатальон. 20 сентября 1943 года танкисты устремились вперед и за 2,5 суток вышли к Днепру, преодолев примерно 200 км. 6 ноября был освобожден Киев, но бои для танкистов армии Рыбалко на этом не заканчивались. В феврале 1944 года Петлюк успела принять участие в боях за крупный железнодорожный узел Шепетовка. Это были последние ее бои на фронтах Великой Отечественной.
Весной 1944 года девушку направляют в Ульяновск в гвардейское танковое училище. Ее сокурсники занимались в училище уже 17 месяцев, когда она туда прибыла. Однако Екатерина успела к октябрю догнать их по программе и сдала все выпускные экзамены с оценкой «отлично». После окончания училища ей было присвоено звание младшего лейтенанта. На фронт она больше не попала, оставшись в училище в должности командира учебного взвода. Ее богатый боевой опыт нужен был здесь больше, да и последствия ранений сказывались (всего девушка находясь на фронте была трижды ранена). По заключению военно-медицинской комиссии ее признали инвалидом второй группы.
В 1945 году после завершения войны Екатерина Петлюк вышла в отставку и вернулась в любимую Одессу, где вела тихую мирную жизнь, которая мала напоминала о ее подвигах. Она заочно окончила юридический факультет университета, а с 1948 года работала заведующей бюро загса Ленинского района Одессы. Вышла замуж и родила сына. До конца своей жизни проживала в Одессе, принимала активное участие в воспитании подрастающей молодежи. Уже после войны 6 апреля 1985 года была представлена также к Ордену Отечественной войны I степени. Ушла из жизни в 1998 году в Одессе в возрасте 79 лет.
Источники информации:
http://www.a-z.ru/women_cd2/12/9/i80_335.htm
http://www.pobeda34.ru/info/publication/3835
http://proshakov.livejournal.com/163522.html
http://www.nakop.ru/topic/7688-devushki-tankisti-velikoi-voini
Автор: ZloyStrelok