Проект тяжелого танка KRV Emil (Швеция)
Шведская оборонная промышленность известна своими оригинальными проектами. Сохраняя нейтралитет, это государство имело возможность проводить различные эксперименты в области военной техники и создавать самолеты, танки и т.д., имеющие нестандартный облик с массой интересных идей. В конце сороковых годов шведские танкостроители приступили к реализации проекта KRV. Новый тяжелый танк для вооруженных сил Швеции должен был иметь несколько необычных черт.
После окончания Второй мировой войны Швеция не планировала присоединяться к капиталистическим или коммунистическим странам, а также включаться в гонку вооружений между этими двумя лагерями. Тем не менее, шведская армия нуждалась в современном вооружении и технике. К примеру, самым новым танком в сухопутных войсках был Strv M/42, созданный в начале сороковых годов. К концу десятилетия эта техника заметно устарела и требовала замены. После ряда длительных споров военным удалось убедить руководство страны в необходимости финансирования разработки новых танков. Проект создания новой машины под названием KRV стартовал в 1949 году.
Из соображений секретности новый проект получил не стандартное обозначение Strv (Stridsvagn – «Танк»), а необычное KRV (Kranvagn – «Самоходный кран»). Целью проекта было создание тяжелого танка с боевой массой около 40-45 тонн. Предполагалось, что машина KRV по своим характеристикам будет эквивалентна советскому танку ИС-3. При этом, однако, предлагались несколько оригинальных решений, направленных на повышение характеристик и снижение массы танка.
Ориентировочно в 1951-52 годах были построены два прототипа перспективных танковых шасси. Разработка башен задерживалась, из-за чего было решено сначала испытать шасси без башен и вооружения. На испытания вышли два шасси. Первое было построено по первому варианту KRV Emil, второе – по разным данным, по второму или третьему. Первое шасси отличалось четырехкатковой ходовой частью и «щучим носом» корпуса. Второе шасси имело шесть опорных катков на борт и ровную верхнюю лобовую деталь.
Построенные шасси, в целом, хорошо показали себя. Характеристики этих машин были на уровне современной зарубежной техники и позволяли создать неплохие танки. Тем не менее, для успешного завершения проекта требовалось построить не только шасси. Разработка и строительство башен оригинальной конструкции серьезно затягивались, из-за чего в 1954 году работы были приостановлены. Для продолжения проекта требовалось завершить создание новых башен, но неудача в этом направлении сказалась на судьбе всех работ.
По некоторым данным, проект KRV Emil мог получить продолжение. После неудачи с созданием новой качающейся башни предпринимались попытки использования менее смелых и оригинальных агрегатов и вооружения, в том числе башни британского танка Centurion. Подобная машина не устроила заказчика, вследствие чего были закуплены готовые танки британского производства.
Немного позже шестикатковое шасси «Эмиля» стало основой для опытной самоходной артиллерийской установки AKV 151. Для использования в таком качестве шасси претерпело серьезные изменения. Так, двигатель и агрегаты трансмиссии были сдвинуты к правому борту с целью освобождения места для механика-водителя. Шасси фактически развернули, в результате чего корма стала передней частью корпуса и наоборот. Рубку с орудием поставили на месте отделения управления и боевого отделения.
САУ AKV 151 получила орудие калибра 155 мм, оснащенное оригинальным автоматом заряжания. В корме качающейся части башни располагался сменный двухрядный магазин для 14 унитарных снарядов. Все операции по заряжанию орудия производились автоматикой. Использованный автомат заряжания позволял использовать весь имеющийся боекомплект за 45 секунд. На замену магазина требовалось несколько минут. Для удобства перезаряжания самоходка получила кран, предназначенный для подъема магазинов с грунта или с автомобиля-подвозчика боеприпасов.
САУ AKV 151 не заинтересовала военных. Тем не менее, в этом проекте был применен ряд новых оригинальных решений. Немного позже интересная конструкция автоматики заряжания и сменного магазина была использована в проекте самоходки Bandkanon 1, которая строилась серийно и активно эксплуатировалась вооруженными силами Швеции.
Проект тяжелого танка KRV Emil в его оригинальном виде не привел к ожидаемым результатам. Проблемы с созданием новой качающейся башни не позволили своевременно завершить испытания и доводку боевой машины. В результате этого шведские военные предпочли зарубежную технику отечественной. Танки Centurion британского производства использовались Швецией с середины пятидесятых до конца девяностых годов.
По материалам сайтов:
http://sphf.se/
http://alternathistory.org.ua/
http://tanks.mod16.org/
http://ointres.se/
После окончания Второй мировой войны Швеция не планировала присоединяться к капиталистическим или коммунистическим странам, а также включаться в гонку вооружений между этими двумя лагерями. Тем не менее, шведская армия нуждалась в современном вооружении и технике. К примеру, самым новым танком в сухопутных войсках был Strv M/42, созданный в начале сороковых годов. К концу десятилетия эта техника заметно устарела и требовала замены. После ряда длительных споров военным удалось убедить руководство страны в необходимости финансирования разработки новых танков. Проект создания новой машины под названием KRV стартовал в 1949 году.
Из соображений секретности новый проект получил не стандартное обозначение Strv (Stridsvagn – «Танк»), а необычное KRV (Kranvagn – «Самоходный кран»). Целью проекта было создание тяжелого танка с боевой массой около 40-45 тонн. Предполагалось, что машина KRV по своим характеристикам будет эквивалентна советскому танку ИС-3. При этом, однако, предлагались несколько оригинальных решений, направленных на повышение характеристик и снижение массы танка.
Ориентировочно в 1951-52 годах были построены два прототипа перспективных танковых шасси. Разработка башен задерживалась, из-за чего было решено сначала испытать шасси без башен и вооружения. На испытания вышли два шасси. Первое было построено по первому варианту KRV Emil, второе – по разным данным, по второму или третьему. Первое шасси отличалось четырехкатковой ходовой частью и «щучим носом» корпуса. Второе шасси имело шесть опорных катков на борт и ровную верхнюю лобовую деталь.
Построенные шасси, в целом, хорошо показали себя. Характеристики этих машин были на уровне современной зарубежной техники и позволяли создать неплохие танки. Тем не менее, для успешного завершения проекта требовалось построить не только шасси. Разработка и строительство башен оригинальной конструкции серьезно затягивались, из-за чего в 1954 году работы были приостановлены. Для продолжения проекта требовалось завершить создание новых башен, но неудача в этом направлении сказалась на судьбе всех работ.
По некоторым данным, проект KRV Emil мог получить продолжение. После неудачи с созданием новой качающейся башни предпринимались попытки использования менее смелых и оригинальных агрегатов и вооружения, в том числе башни британского танка Centurion. Подобная машина не устроила заказчика, вследствие чего были закуплены готовые танки британского производства.
Немного позже шестикатковое шасси «Эмиля» стало основой для опытной самоходной артиллерийской установки AKV 151. Для использования в таком качестве шасси претерпело серьезные изменения. Так, двигатель и агрегаты трансмиссии были сдвинуты к правому борту с целью освобождения места для механика-водителя. Шасси фактически развернули, в результате чего корма стала передней частью корпуса и наоборот. Рубку с орудием поставили на месте отделения управления и боевого отделения.
САУ AKV 151 получила орудие калибра 155 мм, оснащенное оригинальным автоматом заряжания. В корме качающейся части башни располагался сменный двухрядный магазин для 14 унитарных снарядов. Все операции по заряжанию орудия производились автоматикой. Использованный автомат заряжания позволял использовать весь имеющийся боекомплект за 45 секунд. На замену магазина требовалось несколько минут. Для удобства перезаряжания самоходка получила кран, предназначенный для подъема магазинов с грунта или с автомобиля-подвозчика боеприпасов.
САУ AKV 151 не заинтересовала военных. Тем не менее, в этом проекте был применен ряд новых оригинальных решений. Немного позже интересная конструкция автоматики заряжания и сменного магазина была использована в проекте самоходки Bandkanon 1, которая строилась серийно и активно эксплуатировалась вооруженными силами Швеции.
Проект тяжелого танка KRV Emil в его оригинальном виде не привел к ожидаемым результатам. Проблемы с созданием новой качающейся башни не позволили своевременно завершить испытания и доводку боевой машины. В результате этого шведские военные предпочли зарубежную технику отечественной. Танки Centurion британского производства использовались Швецией с середины пятидесятых до конца девяностых годов.
По материалам сайтов:
http://sphf.se/
http://alternathistory.org.ua/
http://tanks.mod16.org/
http://ointres.se/
Автор: Glenn Witcher