Су-14 - первый реактивный штурмовик



В 1948 году в ОКБ проводились изыскания по бронированным штурмовикам с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассматривались варианты и с мощными поршневыми двигателями. Такая же работа проводилась и в ОКБ С.В.Ильюшина.

Осенью 1948 года некоторые результаты этих наработок были представлены для рассмотрения в МАП, где уже полным ходом шло обсуждение проекта плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. Одной из тем плана-заявки ВВС предусматривалось создание «Бронированного штурмовика с управляемым пушечным вооружением с поршневым двигателем». МАП, учитывая наработки ОКБ П.О.Сухого и С.В.Ильюшина, ответило на предложение ВВС двумя реактивными штурмовиками: С.В. Ильюшина с ТВД и П.О. Сухого с ТРД.

В ноябре зам.председателя АТК ВВС генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин представил Главкому ВВС свои соображения по данному предложению. «… 1. Штурмовик с ВК-1. Создание штурмовика с ТКРД представляет большой экспериментальный интерес.

Проект т. Сухого удовлетворяет ТТТ ВВС по диапазону скоростей, бомбовой нагрузки и оборудованию. Не удовлетворяет по:
Разбегу (850м вместо 550м), дальности (1 000-1200км вместо 1200- 1700км), вооружению (4хНР-23 вместо 6хНР- 23).
Этот самолет включен МАП в проект плана опытного самолетостроения на 1949-50гг.

Целесообразно поддержать предложение т. Сухого при условии увеличения числа стволов передних управляемых пушек с 4 до 6, при этом возможно уменьшить б/запас на каждую пушку с 250 до 150 патронов и вместо двух пушек на задней установке оставить одну 23мм. 2. Штурмовик с ВК-2. В проект плана на 1949-50гг. МАП включило предложение т. Ильюшина ~ бронированный экспериментальный штурмовик с ТВД ВК-2, удовлетворяющий ТТТ ВВС. Для ВВС желательно, чтобы эта тема дублировалась также т. Сухим, однако МАП против этого.

Проект т. Сухого по своим данным удовлетворяет ТТТ ВВС, но требует уточнения компоновки (вопрос с V-об- разным оперением, нагрузка на крыло 250 кг/м2 , шасси с хвостовым колесом и т.д.)…»

Резолюция А.К.Вершинина «т. Пономареву. Все же мне думается, что наряду с проектами штурмовика с реактивным и турбовинтовым двигателем (последний реальнее) нужно делать и с поршневым. Крайне желательно более подробно заняться типом штурмовика с двигателем Добрынина. Продумайте и доложите».

К февралю 1949 года проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. по разделу «Штурмовики» предусматривал спроектировать и построить:
«… 1. Экспериментальный бронированный штурмовик с управляемым пушечным вооружением с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого
– экипаж – 2 чел.;
– диапазон скоростей горизонтального полета на высоте 3000 м – 275- 800 км/ч;
– время подъема на высоту 3000 м – 4 мин;
– разбег – 850 м; с ускорителями – 500 м;
– пробег – 600 м;
– дальность полета (У=500км/ч, Н=3000м, 400кг бомб) нормальная – 1 000 км; с подв.баками – 1200 км;
– практический потолок – 12000 м;
– вооружение вперед 6x23 (управляемые) назад-вверх – 1x23; предусмотреть 6хОРО-132. Бомбовая нагрузка -нормальная 400кг, максимальная -1000 кг. Срок предъявления на ГИ – сентябрь 1950 г…»



Схема самолета Ш-218 М-251 Алексеева.

14 ноября 1949 года постановлением правительства ОКБ П.О.Сухого было ликвидировано, работы по самолету-штурмовику под шифром «Н» (Су-14) – прекращены.

В декабре 1949 года в своем обращении к зам. председателя Совета Министров СССР Н. А. Булга ни ну, Главком ВВС генерал-полковник авиации П.Ф.Жигарев писал:
«В связи с расформированием по решению правительства ОКБ тов. Сухого, прекратилось выполнение нескольких работ, представляющих интерес для ВВС.
Прошу Ваших указаний МАП т. Хруничеву:
– передать задание на предварительное проектирование бронированного штурмовика с двигателем ВК-1, над которым работало ОКБ т. Сухого, другому КБ;..» Это пожелание Главкома ВВС осталось невыполненным.(А жаль!)

В середине января 1950 года, подводя итоги работы завода № 134 за 1949 год, П.О.Сухой доложил, что за прошедший год:
«…4. Спроектирован новый самолет – двухместный штурмовик с ВК-1 с изготовлением макета.
5. Проработаны эскизные проекты двухместного штурмовика с ВК-1.
6. Проведен целый ряд изысканий по двухместному штурмовику с ВК-1.
В заводском отчете за 1949 год в разделе «Выполнение тематических работ» отмечалось, что по двухместному штурмовику Су-14 «… было проведено проектирование самолета в различных вариантах.
Техническая готовность проекта на 1.01.50г. составляет 40%.
Изготовлен макет и модели…»

К большому сожалению, советские ВВС начиная с винтового Ил-10 и до реактивного Су-25 включительно, не имели ни какого штурмовика вообще.
Имеющиеся перспективные разработки Су-14(1948г.) и Ил-40(1951г.),так и не были закончены и приняты на вооружение.
Последующее “политическое” увлечение истребителями-бомбардировщиками и ракетами, вообще определило, это направление боевых машин, как не нужное для ВВС СССР. Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1956 г. в составе советских ВВС упраздняется штурмовая авиация. На смену ей идет истреби-тельно-бомбардировочная авиация - новая военная доктрина учитывает возможность применения тактического ядерного оружия и по-иному рассматривает функции ВВС над полем боя.
По мнению тогдашних военных специалистов, основные силы должны быть направлены для ударов по объектам, расположенным за пределами досягаемости огня сухопутных войск. Таким образом, наличие в составе ВВС специализированного самолета-штурмовика (в данном случае Ил-40) становилось ненужным. Только спустя два десятилетия, анализируя действия авиации в локальных конфликтах, вновь признали необходимость в таких самолетах для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя.
Что естественно было большой ошибкой.
О Су-14 остались только, предположительные ЛТХ и реконструированный внешний вид, хотя он вполне мог стать первым реактивным штурмовиком советских ВВС еще в конце 40-х.