Авианосная мощь США. Чем потопить 100 000 тонн?
Ту-95РЦ под эскортом "Фантомов"
Известная космическая "Легенда" (спутники морской разведки) даже в периоды своего расцвета была лишь технически красивым экспериментом, показавшим всю невероятную глубину и сложность данной проблемы. Даже опустив страшные техмоменты "Легенды-М" (спутники с ядерными реактором), стоит отметить, что низкоорбитальный ИСЗ летает по круговой орбите, делая один виток вокруг Земли за 80 с небольшим минут. Однако, совершив один оборот, спутник окажется уже совсем над другим районом планеты, отстоящим на тысячи км от того места, над которым он пролетал в первый раз. Земля имеет собственное вращение — в результате спутник по отношению к земному наблюдателю имеет сложное движение, а его траектория напоминает зигзаг на экране осциллографа. Чтобы иметь возможность с должной регулярностью (хотя бы раз в час) осматривать любой заданный район Мирового океана, потребовалась бы чертова уйма космических разведчиков; создание и эксплуатация подобной системы — чистая фантастика.
Единственный, кто имеет шанс обнаружить АУГ и не теряя времени нанести удар, — подводная лодка, по воле случая оказавшаяся на пути авианосной группы. Однако с учетом того, что число боеспособных многоцелевых АПЛ в составе ВМФ РФ в настоящий момент меньше числа авианосных групп "вероятного противника", теория вероятностей дает скудный прогноз насчет их встречи в громадном океане. Стоит заметить, что АУГ движется быстро, а лодка скована в маневре. Попытка дать полный ход, догнать эскадру и занять выгодное положение для атаки сопряжена с риском потери скрытности и срывом атаки/гибели подлодки. В состав АУГ включено как минимум 4-5 надводных кораблей с мощными гидроакустическими станциями и ракетоторпедами RUM-139 ASROC-VL, не считая многоцелевых АПЛ, прикрывающих авианосец из-под воды. Активно используются противолодочные "вертушки" (пара десятков на эскадру), при этом авианосец не брезгует помощью со стороны базовой авиации. На курсовых углах АУГ постоянно рыщут "Орионы" и "Посейдоны" (морские патрульные/противолодочные самолеты на базе гражданских авиалайнеров).
В результате АУГ может непрерывно уклоняться от контакта с противником, одновременно, благодаря наличию "длинной руки", контратакуя вражеские корабли, пытающиеся приблизиться к эскадре на дальность пуска своих ракет (или хотя бы обнаружить примерное местоположение АУГ).
Что можно противопоставить такой угрозе? Снарядить и отправить на её поиск собственную АУГ — два "Неуловимых Джо" будут бегать друг за другом по океану, периодически ввязываясь в воздушные бои. Когда-нибудь, одной из сторон повезет: скоординированная атака застанет противника врасплох, самолеты прорвутся и "ушатают" вражеский ордер (сражение в Коралловом море, Мидуэй — далекие отголоски из прошлого).
Легенда о Неуловимом Джо
Факты из первой части статьи способны ввергнуть в уныние, но отчаиваться не стоит!
Последний палубный самолет-носитель ЯО (A-5 Vigilante) янки сняли с вооружения в 1963 году. Причиной было появление гораздо более надежной и эффективной системы — подводных лодок с баллистическими ракетами. С тех пор янки никогда не экспериментировали с ядерным оружием на борту своих авианосцев, отдавая им роль морской тактической системы для доминирования на море в случае безъядерного варианта Третьей мировой войны. Мировой войны не случилось, в результате «авиавафли» бесцельно шатались по океанам, периодически пытаясь участвовать в локальных конфликтах. Где толку от них было немного — в воздухе все решала авиация ВВС.
Авианосец неуязвим в открытом океане, но его сила стремительно убывает при приближении к берегу. "Хоукаи" и "СуперХорнеты" встречают конкуренцию со стороны истребителей берегового базирования, чьи ТТХ на голову превосходят характеристики палубной авиатехники. Что может сделать маленький самолет ДРЛО "Хоукай" против E-3 "Сентри" или отечественного АВАКСа А-50У, где масса одного оборудования и антенны превосходят макс. взлетный вес "Хоукая"! Столь же смешно сравнивать боевую нагрузку "СуперХорнета" (при взлете с катапульты) с каким-нибудь сухопутным монстром типа Су-34 или F-15E.
ПЛАРК пр. 949А, вооруженная ПКР "Гранит". В настоящее время в составе ВМФ России числятся 4 действующие лодки данного типа. Еще 4 лодки находятся в ремонте
Автор: Santa Fe