Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии
Мы уже рассказывали о тесных связях между Россией и Эфиопией, установившихся с конца XIX века. В период модернизации эфиопского государства при императоре Менелике II русские военные советники сыграли важную роль в укреплении национальной армии, победе над итальянскими колонизаторами и в освоении глубинных территорий страны. Спустя почти полвека, в 1930-е-1940-е годы, русскому человеку снова довелось внести основополагающий вклад в дело создания в Эфиопии национальных военно-воздушных сил. Речь идет о человеке удивительной судьбы — Михаиле Ивановиче Бабичеве, который в эфиопской новейшей истории получил известность под адаптированным к местному произношению именем «Мишка Бабичефф».
Русский поручик и эфиопский генерал
Михаил Иванович Бабичев родился 14 октября 1908 года в Эфиопии. История семьи его родителей заслуживает отдельного повествования. Отец героя нашей статьи, Иван Филаретович Бабичев был младшим офицером (по одним данным — корнетом, по другим — поручиком) 25-го Казанского драгунского полка. Молодой кавалерист в 1898 г. был назначен в состав эскорта российской дипломатической миссии в Эфиопии. В те годы Российская империя усиленно развивала связи с православной восточноафриканской страной, и российские дипломатические миссии были частыми гостями при дворе императора Менелика II. Однако Ивана Бабичева служба в посольской охране вряд ли удовлетворяла — молодой человек авантюрного склада интересовался Эфиопией и грезил о более серьезных приключениях. Так он познакомился с Николаем Леонтьевым — также русским офицером, давно служившим при эфиопском дворе и бывшим одним из создателей модернизированной эфиопской армии. Леонтьев также был в прошлом кавалерийским офицером, но нашел свое настоящее призвание в службе при эфиопском императорском дворе и внес огромный вклад в укрепление эфиопской государственности.
Вместе с Леонтьевым, который стал генерал-губернатором экваториальных провинций Эфиопии, Иван Бабичев участвовал в знаменитом путешествии на озеро Рудольф. Правда, для этого ему пришлось бросить службу при посольстве, самовольно покинув расположение дипломатической миссии. Подобный проступок не мог остаться без внимания и соответствующей реакции российского военного начальства — Иван Бабичев был уволен с военной службы. Вышестоящее командование предписало ему вернуться в Россию для дальнейшего разбирательства, но очарованный Эфиопией молодой человек данному приказу, естественно, не подчинился и остался в Африке. Официальное прощение от российских властей он получил только в 1904 году, однако на Родину возвращаться не стал и продолжил жить в Эфиопии, тем более, что при императорском дворе его карьера развивалась куда более стремительно, чем она могла бы развиваться в Российской империи.
Негус Эфиопии даровал Ивану Бабичеву дворянский титул. Более того — активно участвовавшему в развитии эфиопской армии российскому офицеру было даровано от императора поместье в Аде — пригороде Аддис-Абебы, где Иван Бабичев построил усадьбу. Площадь участка поместья достигала 100 акров. Кроме того император подарил Бабичеву значительные лесные угодья. Выходец из России, подобно своему старшему товарищу Леонтьеву, занял пост губернатора провинции Валлега. Она располагалась на крайнем юго-западе Эфиопии — на кенийской границе. Кения в то время была британской колонией и одной из важнейших задач эфиопского правительства в провинции Валлега было наблюдение за активностью британских агентов, стремившихся к расширению влияния Великобритании в этом регионе страны.
— семья Бабичева
При императорском дворе Эфиопии Иван Бабичев сделал головокружительную карьеру для бывшего иностранного подданного. Он получил воинское звание «фитаурари» — одно из наиболее высоких в эфиопской армии, дававшее право командования авангардными подразделениями или даже возможность занимать пост командующего отдельной армией. А.К. Булатович в своей книге воспоминаний определяет звание «фитаурари» как аналогичное европейскому званию «генерал-майор» (Булатович А. К. От Энтото до реки Баро. Отчёт о путешествии в юго-западные области Эфиопской империи в 1896-1897 гг. — СПб.: тип. В. Киршбаума, 1897). Во-вторых, Бабичев породнился с императорской фамилией Соломонидов. Его женой стала Воизеро Текабеч Уолде Цадик — свояченица негуса Менелика II. В браке с Иваном Бабичевым Воизеро Текабеч Уолде Цадик родила пятерых детей, каждый из которых получил как эфиопское, так и русское имя. Это были трое дочерей — Маруся (Атцеде Мариам), Соня (Харегуевойн) и Елена (Хелен) и двое сыновей — Виктор (Тевондбенай) и Михаил (Миша). Жил Бабичев в роскоши, достойной настоящего восточного вельможи, которым он, собственно, и стал, превратившись в родственника эфиопского императора, генерала императорской армии и губернатора провинции.
Следует отметить, что Бабичев стал далеко не единственным русским офицером в числе создателей вооруженных сил Эфиопии в начале ХХ века. Так, в 1919 году в Эфиопии оказалась группа русских эмигрантов — офицеров во главе с полковником Ф.Е. Коноваловым. Среди них был А.Н. Фермор, в России командовавший эскадроном Лейб-гвардии Уланского полка, а в Эфиопии ставший инструктором конного подразделения императорской гвардии Эфиопии.
Как создавалась эфиопская авиация
Мишка Бабичефф в юношеском возрасте решил пойти по стопам отца и стать профессиональным военным, тем более для представителя русско-эфиопской аристократической фамилии это было наиболее желательным выбором профессии. В годы его юности наибольшей популярностью пользовались бронетанковые войска и авиация. Мишка сначала хотел поступить в танковое училище и стать офицером — танкистом, но затем увлекся воздухоплаванием. Тем более, что как раз на рубеже 1920-х — 1930-х гг. в Эфиопии началось создание собственных военно-воздушных сил. Официально годом создания ВВС Эфиопии считается 1929 год. Непосредственное руководство процессом формирования ВВС страны взял на себя принц Хайле Селассие. Еще в 1922 году он побывал на британском авиашоу в Адене, где полетал на самолете и после этого загорелся идеей создать в Эфиопии военно-воздушные силы. 18 августа 1929 года в Аддис-Абебу прибыл первый самолет — Potez 25 А2. Спустя две недели в страну прибыл еще один самолет — Junkers W33c. Конечно, тягаться с крупными державами в плане оснащения ВВС Эфиопия не могла, однако собственными самолетами императорская армия предпочла обзавестись. Был поставлен вопрос и о подготовке летного состава из числа граждан Эфиопии. Среди молодых эфиопских граждан, пожелавших служить в авиации, был и Мишка Бабичефф.
— пилот ВВС Эфиопии Мишка Бабичефф
Для обучения летному делу создали группу эфиопских курсантов, тренировавшихся под руководством иностранных инструкторов. В сентябре 1930 года Мишка Бабичефф совершил свой первый самостоятельный полет, после чего, в октябре 1930 года, ему было присвоено воинское звание лейтенанта военно-воздушных сил Эфиопии. Для повышения квалификации Бабичефф был направлен во Францию — в Военно-воздушную академию, которую он закончил в 1932 году с отличием и вернулся на Родину. Нельзя не отметить, что в те годы именно Франция была одним из ближайших союзников Эфиопии. Она оказывала материально-техническую и организационную помощь Эфиопии, причем история франко-эфиопских отношений к этому времени насчитывала несколько десятилетий и своими корнями уходила в колониальное противостояние в Восточной Африке — Франция соперничала с Великобританией и если Великобритания поддерживала Италию, претендующую на эфиопскую территорию, то Франция, оппонируя англичанам и итальянцам, оказывала помощь негусу в создании и укреплении собственных вооруженных сил. Помимо русских военных инструкторов, в обучении эфиопской армии участвовала бельгийская военная миссия из 10 инструкторов, прибывшая в страну в 1929 году. Эфиопских офицеров стали принимать во французскую военную школу Сен-Сир. Кроме того, в ВВС Эфиопии прибыли на службу два французских пилота.
В течение нескольких лет общее количество самолетов в составе ВВС Эфиопии было увеличено, но никогда не превышало 20 самолетов. По некоторым данным, численность самолетов в эфиопской военной авиации колебалась между 12 и 18 единицами, причем некоторые из них были неисправными. Большинство самолетов было представлено французскими деревянными Potez. В 1928-1936 гг. именно они составляли основу авиапарка эфиопской военной авиации. К 1934 г. в распоряжении командования ВВС Эфиопии находилось 6 самолетов — бипланов Potez. Трое из них были «персонифицированы» — получили имена собственные. Первый Potez 25.53 прибыл в Эфиопию 18 августа 1929 года и получил имя Nesre Tafari. В начале 1934 г. он разбился на ипподроме. Второй Potez 25.53 был доставлен в Аддис-Абебу 22 сентября 1929 года из Джибути и получил имя Nesre Asfassowen. Его пилотировал француз Поль Корригер. Этот самолет был поврежден при посадке в Харэре в 1930 году, после чего его перевели в почтовую службу. Третий Potez 25.53 был привезен также 22 сентября 1929 года из Джибути и получил имя Nesre Makonnen. В июне 1930 г. в Аддис-Абебу привезли три Potez 25 Hispano-Suiza.
Среди летчиков ВВС Эфиопии в 1929-1936 гг. основную массу составляли приглашенные европейские и американские специалисты. Эфиопов было четверо — Мишка Бабичефф, Бахру Каба, Асфав Али и Тесфайе. Помимо них в ВВС Эфиопии проходили службу Анри Малье, барон фон Энгель и барон Карл Густав фон Розен, Людвиг Вебер и ряд других иностранных авиационных специалистов.
Мишка Бабичефф был назначен командующим военно-воздушными силами Эфиопии незадолго до очередной итало-эфиопской войны. В описываемый период фашистская Италия возобновила агрессивную колониальную политику в Восточной Африке, надеясь на расширение своих колониальных владений. Как известно, в состав итальянских владений в Северной и Восточной Африке входили Ливия (Киренаика, Триполитания и Феццан), Эритрея, Итальянское Сомали. Однако Эфиопию итальянцы хотели «прибрать» еще в конце XIX века. Тогда эфиопской армии удалось, в конце концов, отстоять независимость государства, однако приход к власти фашистов активизировал в Италии реваншистские настроения. Во-первых, итальянское руководство стремилось объединить колонии Сомали и Эритрея, которые с захватом Эфиопии стали бы составлять единое территориальное пространство. Во-вторых — возобновление колониальной экспансии против Эфиопии для Италии было делом чести, поскольку после поражения в битве при Адуа в 1895 году Италия чувствовала себя униженной. Ведь поражение итальянской армии нанесли не вооруженные силы какой-либо европейской державы, а эфиопы, которых, несмотря на их христианское вероисповедание и тысячелетнюю историю, европейские колонизаторы всегда воспринимали как отсталых дикарей. Естественно, что Муссолини и его окружение видели необходимость в совершении очередного акта агрессии против Эфиопии, рассчитывая в этот раз не только отомстить за поражение сорокалетней давности, но и включить Эфиопию в состав Итальянской колониальной империи.
Итало-эфиопская война
В 1934 году стало ясно, что конфликта с Италией избежать не удастся. В связи с этим император Эфиопии Хайле Селассие стал предпринимать ускоренные мероприятия по дальнейшему укреплению вооруженных сил страны. Последние в этот временной период представляли собой следующую картину. Около десяти тысяч военнослужащих насчитывала императорская гвардия Эфиопии, организованная по принципу современной регулярной армии. Помимо императорской гвардии, в состав эфиопских вооруженных сил входили территориальные войска, расквартированные в провинциях и подчинявшиеся их губернаторам, и ополчение — племенные формирования во главе с племенными вождями.
Русский поручик и эфиопский генерал
Михаил Иванович Бабичев родился 14 октября 1908 года в Эфиопии. История семьи его родителей заслуживает отдельного повествования. Отец героя нашей статьи, Иван Филаретович Бабичев был младшим офицером (по одним данным — корнетом, по другим — поручиком) 25-го Казанского драгунского полка. Молодой кавалерист в 1898 г. был назначен в состав эскорта российской дипломатической миссии в Эфиопии. В те годы Российская империя усиленно развивала связи с православной восточноафриканской страной, и российские дипломатические миссии были частыми гостями при дворе императора Менелика II. Однако Ивана Бабичева служба в посольской охране вряд ли удовлетворяла — молодой человек авантюрного склада интересовался Эфиопией и грезил о более серьезных приключениях. Так он познакомился с Николаем Леонтьевым — также русским офицером, давно служившим при эфиопском дворе и бывшим одним из создателей модернизированной эфиопской армии. Леонтьев также был в прошлом кавалерийским офицером, но нашел свое настоящее призвание в службе при эфиопском императорском дворе и внес огромный вклад в укрепление эфиопской государственности.
Вместе с Леонтьевым, который стал генерал-губернатором экваториальных провинций Эфиопии, Иван Бабичев участвовал в знаменитом путешествии на озеро Рудольф. Правда, для этого ему пришлось бросить службу при посольстве, самовольно покинув расположение дипломатической миссии. Подобный проступок не мог остаться без внимания и соответствующей реакции российского военного начальства — Иван Бабичев был уволен с военной службы. Вышестоящее командование предписало ему вернуться в Россию для дальнейшего разбирательства, но очарованный Эфиопией молодой человек данному приказу, естественно, не подчинился и остался в Африке. Официальное прощение от российских властей он получил только в 1904 году, однако на Родину возвращаться не стал и продолжил жить в Эфиопии, тем более, что при императорском дворе его карьера развивалась куда более стремительно, чем она могла бы развиваться в Российской империи.
Негус Эфиопии даровал Ивану Бабичеву дворянский титул. Более того — активно участвовавшему в развитии эфиопской армии российскому офицеру было даровано от императора поместье в Аде — пригороде Аддис-Абебы, где Иван Бабичев построил усадьбу. Площадь участка поместья достигала 100 акров. Кроме того император подарил Бабичеву значительные лесные угодья. Выходец из России, подобно своему старшему товарищу Леонтьеву, занял пост губернатора провинции Валлега. Она располагалась на крайнем юго-западе Эфиопии — на кенийской границе. Кения в то время была британской колонией и одной из важнейших задач эфиопского правительства в провинции Валлега было наблюдение за активностью британских агентов, стремившихся к расширению влияния Великобритании в этом регионе страны.
— семья Бабичева
При императорском дворе Эфиопии Иван Бабичев сделал головокружительную карьеру для бывшего иностранного подданного. Он получил воинское звание «фитаурари» — одно из наиболее высоких в эфиопской армии, дававшее право командования авангардными подразделениями или даже возможность занимать пост командующего отдельной армией. А.К. Булатович в своей книге воспоминаний определяет звание «фитаурари» как аналогичное европейскому званию «генерал-майор» (Булатович А. К. От Энтото до реки Баро. Отчёт о путешествии в юго-западные области Эфиопской империи в 1896-1897 гг. — СПб.: тип. В. Киршбаума, 1897). Во-вторых, Бабичев породнился с императорской фамилией Соломонидов. Его женой стала Воизеро Текабеч Уолде Цадик — свояченица негуса Менелика II. В браке с Иваном Бабичевым Воизеро Текабеч Уолде Цадик родила пятерых детей, каждый из которых получил как эфиопское, так и русское имя. Это были трое дочерей — Маруся (Атцеде Мариам), Соня (Харегуевойн) и Елена (Хелен) и двое сыновей — Виктор (Тевондбенай) и Михаил (Миша). Жил Бабичев в роскоши, достойной настоящего восточного вельможи, которым он, собственно, и стал, превратившись в родственника эфиопского императора, генерала императорской армии и губернатора провинции.
Следует отметить, что Бабичев стал далеко не единственным русским офицером в числе создателей вооруженных сил Эфиопии в начале ХХ века. Так, в 1919 году в Эфиопии оказалась группа русских эмигрантов — офицеров во главе с полковником Ф.Е. Коноваловым. Среди них был А.Н. Фермор, в России командовавший эскадроном Лейб-гвардии Уланского полка, а в Эфиопии ставший инструктором конного подразделения императорской гвардии Эфиопии.
Как создавалась эфиопская авиация
Мишка Бабичефф в юношеском возрасте решил пойти по стопам отца и стать профессиональным военным, тем более для представителя русско-эфиопской аристократической фамилии это было наиболее желательным выбором профессии. В годы его юности наибольшей популярностью пользовались бронетанковые войска и авиация. Мишка сначала хотел поступить в танковое училище и стать офицером — танкистом, но затем увлекся воздухоплаванием. Тем более, что как раз на рубеже 1920-х — 1930-х гг. в Эфиопии началось создание собственных военно-воздушных сил. Официально годом создания ВВС Эфиопии считается 1929 год. Непосредственное руководство процессом формирования ВВС страны взял на себя принц Хайле Селассие. Еще в 1922 году он побывал на британском авиашоу в Адене, где полетал на самолете и после этого загорелся идеей создать в Эфиопии военно-воздушные силы. 18 августа 1929 года в Аддис-Абебу прибыл первый самолет — Potez 25 А2. Спустя две недели в страну прибыл еще один самолет — Junkers W33c. Конечно, тягаться с крупными державами в плане оснащения ВВС Эфиопия не могла, однако собственными самолетами императорская армия предпочла обзавестись. Был поставлен вопрос и о подготовке летного состава из числа граждан Эфиопии. Среди молодых эфиопских граждан, пожелавших служить в авиации, был и Мишка Бабичефф.
— пилот ВВС Эфиопии Мишка Бабичефф
Для обучения летному делу создали группу эфиопских курсантов, тренировавшихся под руководством иностранных инструкторов. В сентябре 1930 года Мишка Бабичефф совершил свой первый самостоятельный полет, после чего, в октябре 1930 года, ему было присвоено воинское звание лейтенанта военно-воздушных сил Эфиопии. Для повышения квалификации Бабичефф был направлен во Францию — в Военно-воздушную академию, которую он закончил в 1932 году с отличием и вернулся на Родину. Нельзя не отметить, что в те годы именно Франция была одним из ближайших союзников Эфиопии. Она оказывала материально-техническую и организационную помощь Эфиопии, причем история франко-эфиопских отношений к этому времени насчитывала несколько десятилетий и своими корнями уходила в колониальное противостояние в Восточной Африке — Франция соперничала с Великобританией и если Великобритания поддерживала Италию, претендующую на эфиопскую территорию, то Франция, оппонируя англичанам и итальянцам, оказывала помощь негусу в создании и укреплении собственных вооруженных сил. Помимо русских военных инструкторов, в обучении эфиопской армии участвовала бельгийская военная миссия из 10 инструкторов, прибывшая в страну в 1929 году. Эфиопских офицеров стали принимать во французскую военную школу Сен-Сир. Кроме того, в ВВС Эфиопии прибыли на службу два французских пилота.
В течение нескольких лет общее количество самолетов в составе ВВС Эфиопии было увеличено, но никогда не превышало 20 самолетов. По некоторым данным, численность самолетов в эфиопской военной авиации колебалась между 12 и 18 единицами, причем некоторые из них были неисправными. Большинство самолетов было представлено французскими деревянными Potez. В 1928-1936 гг. именно они составляли основу авиапарка эфиопской военной авиации. К 1934 г. в распоряжении командования ВВС Эфиопии находилось 6 самолетов — бипланов Potez. Трое из них были «персонифицированы» — получили имена собственные. Первый Potez 25.53 прибыл в Эфиопию 18 августа 1929 года и получил имя Nesre Tafari. В начале 1934 г. он разбился на ипподроме. Второй Potez 25.53 был доставлен в Аддис-Абебу 22 сентября 1929 года из Джибути и получил имя Nesre Asfassowen. Его пилотировал француз Поль Корригер. Этот самолет был поврежден при посадке в Харэре в 1930 году, после чего его перевели в почтовую службу. Третий Potez 25.53 был привезен также 22 сентября 1929 года из Джибути и получил имя Nesre Makonnen. В июне 1930 г. в Аддис-Абебу привезли три Potez 25 Hispano-Suiza.
Среди летчиков ВВС Эфиопии в 1929-1936 гг. основную массу составляли приглашенные европейские и американские специалисты. Эфиопов было четверо — Мишка Бабичефф, Бахру Каба, Асфав Али и Тесфайе. Помимо них в ВВС Эфиопии проходили службу Анри Малье, барон фон Энгель и барон Карл Густав фон Розен, Людвиг Вебер и ряд других иностранных авиационных специалистов.
Мишка Бабичефф был назначен командующим военно-воздушными силами Эфиопии незадолго до очередной итало-эфиопской войны. В описываемый период фашистская Италия возобновила агрессивную колониальную политику в Восточной Африке, надеясь на расширение своих колониальных владений. Как известно, в состав итальянских владений в Северной и Восточной Африке входили Ливия (Киренаика, Триполитания и Феццан), Эритрея, Итальянское Сомали. Однако Эфиопию итальянцы хотели «прибрать» еще в конце XIX века. Тогда эфиопской армии удалось, в конце концов, отстоять независимость государства, однако приход к власти фашистов активизировал в Италии реваншистские настроения. Во-первых, итальянское руководство стремилось объединить колонии Сомали и Эритрея, которые с захватом Эфиопии стали бы составлять единое территориальное пространство. Во-вторых — возобновление колониальной экспансии против Эфиопии для Италии было делом чести, поскольку после поражения в битве при Адуа в 1895 году Италия чувствовала себя униженной. Ведь поражение итальянской армии нанесли не вооруженные силы какой-либо европейской державы, а эфиопы, которых, несмотря на их христианское вероисповедание и тысячелетнюю историю, европейские колонизаторы всегда воспринимали как отсталых дикарей. Естественно, что Муссолини и его окружение видели необходимость в совершении очередного акта агрессии против Эфиопии, рассчитывая в этот раз не только отомстить за поражение сорокалетней давности, но и включить Эфиопию в состав Итальянской колониальной империи.
Итало-эфиопская война
В 1934 году стало ясно, что конфликта с Италией избежать не удастся. В связи с этим император Эфиопии Хайле Селассие стал предпринимать ускоренные мероприятия по дальнейшему укреплению вооруженных сил страны. Последние в этот временной период представляли собой следующую картину. Около десяти тысяч военнослужащих насчитывала императорская гвардия Эфиопии, организованная по принципу современной регулярной армии. Помимо императорской гвардии, в состав эфиопских вооруженных сил входили территориальные войска, расквартированные в провинциях и подчинявшиеся их губернаторам, и ополчение — племенные формирования во главе с племенными вождями.
Автор: ilyaros