«Гранит» потопит линкор?
Встреча сверхзвукового семитонного боеприпаса с плитой из прочнейшей брони класса “А”. По эпичности и драматизму такое событие превзойдет спецэффекты любого голливудского боевика. Увы, лицезреть встречу в реальности не представляется возможным: толстокожие линкоры уже давно канули в лету и теперь грустно подпирают причалы военно-морских музеев.
Современные корабли ничем помочь не могут. Они лишены всякой брони и порою гибнут от неразорвавшихся ПКР, чья стартовая масса меньше, чем вес одной боевой части “Гранита”.
И все-таки: что произойдет, если сверхзвуковая многотонная ракета вонзится в борт линкора эпохи ВМВ?
Вариантов ответов немного. Бытовая логика подсказывает, что ракета должна непременно пробить (проломить?) броневой пояс и причинить кораблю фатальные повреждения.
7 тонн — не фунт изюма. Даже самый тяжелый из крупнокалиберных снарядов морской артиллерии (1460-кг японский “Тип 91” калибра 460 мм) смотрится карликом на фоне сверхтяжелой противокорабельной ракеты “Гранит”.
Вот как-то так. Или не так?
“На месте падения самолета в Казани образовалась воронка пятнадцать на пятнадцать метров, сообщил журналистам врио главного военного эксперта МЧС РФ Эдуард Чижиков, Глубина полтора метра", — сказал он.”
Описание другого места происшествия, совпадающее с казанским "Боингом":
Первыми на место крушения пришли жители деревни. Они и сняли на видео последствия катастрофы. По словам очевидцев, части самолета разлетелись на несколько десятков метров, а на земле образовалась воронка глубиной в полтора метра и 12 метров в длину.
Репортаж с места событий (крушение МиГ-29 в Подмосковье).
Боевая часть ПКР “Гранит”
381 мм бронебойный снаряд в разрезе. Обратите внимание на коэффициент его наполнения: кол-во взрывчатки не более 2,5% от массы боеприпаса.
Итого, вариантов развития событий может быть несколько.
Первый: ракета и её боевая часть разрушаются при ударе о броню. Взрыва БЧ не происходит. Последствия от встречи со сверхзвуковой “болванкой” — вмятые и сдвинутые бронелисты, помятые элементы силового набора корпуса.
Второй: ракета разрушается при ударе, происходит детонация БЧ. Последствия, в целом, аналогичны п.1 Взрывной волной будут повреждены и сорваны бронелисты на площади в несколько десятков метров. Элементы силового набора подвергнутся значительной деформации.
Третий интересный вариант — рикошет. Неизбежное следствие встречи под острым углом. Рикошет от брони происходил даже у гораздо более скоростных (2 и более М) и несравнимо более прочных артиллерийских снарядов. Что уж говорить про “пластмассовую” ракету, где перед БЧ расположены блоки электроники и радиопрозрачный обтекатель РЛС, “усиленный” алюминиевой обшивкой фюзеляжа. При ударе о прочнейшую преграду, все это неизбежно “поведет” ракету в сторону.
Наконец, четвертый вариант — боевая часть ПКР проникает в корпус. Если БЧ все еще не разрушена, происходит взрыв, эквивалентный по мощи взрыву крупнокалиберной авиабомбы (618...750 кг из которых примерно половина приходится на взрывчатку). Каковы будут последствия взрыва такой мощности в отсеках корабля? Исторические прецеденты не дают однозначного ответа. В ходе операции “Вольфрам” (1944 г.), немецкий линкор “Тирпиц” получил 14 прямых попаданий, в т.ч. четыре — крупнокалиберными бомбами массой 726 кг. Две их них смогли пробить верхнюю броневую палубу и взорвались на нижней, разрушив все помещения в районе взрыва. Однако, линкор не погиб, а на устранения повреждений ушло всего три месяца.
Пробив пояс и взорвавшись в первом от борта отсеке, БЧ самой тяжелой из существующих ПКР вряд ли сможет причинить фатальные повреждения линкору. В этих отсеках отсутствуют какие-либо жизненно важные системы, боезапас или оружие. Энергию и продукты взрыва взрыва поглотят многочисленные бронированные переборки. Для проникновения в погреб боезапаса, БЧ потребовалось бы пролететь еще десятки метров, преодолев несколько бронепалуб и бронеперегородок на своем пути.
Опасность сотрясений корпуса и последующего выхода из строя оборудования от вибраций вполне обоснована, но не так велика, по сравнению с другими поражающими факторами. Известно, что даже после попаданий мощнейший японских торпед, содержавших почти полтонны ВВ и полной потери носовой части (оторвана взрывом), корабли продолжали двигаться своим ходом. Сохранялось электроснабжение всех важных постов и уцелевшего оружия. Корабль благополучно совершал трансокеанский переход, чтобы через полгода вновь вернуться в строй.
В общем, ничего удивительного не произойдет. Даже самые тяжелые из когда-либо созданных ПКР имеют весьма посредственные возможности в плане преодоления толстой брони.
Код доступа: TAURUS
В унисон поднятой теме о противостоянии тяжелых ПКР и брони, звучит вопрос о невероятной бронепробиваемости современных высокоточных боеприпасов.
Согласно заявлениям её создателей, немецкая КР “Таурус” способна пробить 30 метров грунта или до 6 метров укрепленного бетона. Позволяет уничтожить любой бункер противника. Стартовая масса ракеты 1400 кг, ширина фюзеляжа 1 метр, масса боевой части 481 кг.
Отсюда может быть сделан вывод, что ни один из линкоров прошлого не устоит перед мощью “Тауруса”: дозвуковая КР с тандемной боевой частью должна пробить корабль насквозь.
На это можно возразить, предложив в качестве аргумента штыковую лопату. Каждый из нас без особых усилий может вогнать её в почву (не мерзлую!) на пару десятков сантиметров. Теперь стоит взять этот же инструмент и ударить им по стальному ж/д рельсу. Результат — облупленная ржавчина и мелкие злые царапины на теле рельса.
Тот же самый опыт можно провести с гвоздезабивным пистолетом, с легкостью вгоняющим в бетонные стены толстые 60-миллиметровые штыри. Но попытайтесь с его помощью продырявить рельс... Всего лишь обычная низкоуглеродистая сталь. А как насчет цементированной крупповской брони?
Потому, несмотря на свои выдающиеся бетонобойные качества, КР “Таурус” вряд ли можно рассматривать в качестве эффективного средства для уничтожения линкоров (если бы такие были, разумеется).
Да и не может быть иначе: там, где не всегда справлялись твердотелые бронебойные снаряды, встречавшиеся с целью на скорости свыше двух Махов, “мягким” и медленным ракетам рассчитывать особо не на что.
Автор: Santa Fe