Интеллект для бронетехники
Нужны ли российской армии «умные» боевые машины?
В целом форум «Технологии в машиностроении-2010», объединивший сразу четыре выставки, ранее существовавшие отдельно друг от друга - «Интермаш», МВСВ, «Аэроспейс» и UVS-TECH, оставил несколько двойственное впечатление. С одной стороны, здесь был показан ряд весьма интересных отечественных новинок, а с другой - представители предприятий-разработчиков, рассказывая о своей продукции, слишком часто повторяли: «Нашему Минобороны это не нужно, вообще не понятно, что ему сейчас нужно».
Салон «Технологии в машиностроении», который теперь будет проводиться каждые два года, задумывался как площадка, позволяющая России представить заинтересованным зарубежным партнерам новые отечественные изделия, ознакомиться с передовыми западными технологиями и, возможно, приобрести какие-то из них. По логике вещей процесс этот должен напоминать улицу с двусторонним движением. Однако сейчас обмен технологиями приобретает вид двух непересекающихся разнонаправленных потоков, потому что большая часть отечественных инноваций в сфере ОПК не вызывает интереса внутри страны.
Это, в частности, касается и «изюминки» прошедшей выставки - модернизированного танка Т-80У, оснащенного автоматизированным комплексом управления вооружением и сетецентрической аппаратурой, увязывающей линейные и командирские бронированные машины в АСУ тактического звена.
Для сетецентрических боевых действий
Новое оборудование Т-80У состоит из двух основных частей: комплекса управления вооружением 45М и программно-вычислительного комплекса ТПК-Т-1.
Кроме того, изменяемый клиренс позволяет улучшить проходимость машины на пересеченной местности, а на асфальте - сохранять хорошую управляемость. Жесткость подвески может регулироваться в зависимости от типа грунта.
Для повышения защищенности экипажа и десанта от подрыва на машине применено двойное днище с изолированным нижним элементом и прослойкой. Сиденья подвешены к крыше как в кабине, так и в функциональном модуле, предназначенном для перевозки людей.
В базовом варианте машина имеет сравнительно легкое бронирование, уровень которого в зависимости от необходимости повышается путем навески дополнительных керамических защитных элементов, это легко выполняется в полевых условиях. В конструкции использованы бронированные стекла самого высокого класса стойкости толщиной 68 мм без изменения оптических показателей.
Машина оснащена бортовой информационно-управляющей системой. Она позволяет выполнять диагностику, контролирует параметры работы основных агрегатов и узлов, не дает водителю совершить ошибочные действия. Это ведет к сокращению объемов обслуживания и увеличению срока службы машины.
Базовый двухосный вариант имеет бронированный модуль вместимостью 10 человек, грузоподъемность - 1,5 тонны. В модификации с грузовой платформой можно перевозить до 2,5 тонны, такая же грузоподъемность в трехосном варианте с бронемодулем. В версии с базовым бронированием полная масса двухосного автомобиля составляет 7,5 тонны.
«Волк» комплектуется дизелем семейства ЯМЗ-5347 мощностью до 300 л. с., все остальные узлы и агрегаты машины также отечественного производства. Надо отметить, что премьерный показ «Волка» в Жуковском вызвал повышенный интерес участников форума, некоторые из которых, судя по всему, могут стать его потенциальными заказчиками. А вот окажется ли в их числе российское Минобороны, увлекшееся идеей лицензионного производства итальянской ББМ IVECO LMV, неизвестно.
Кстати, незадолго до начала форума «Технологии в машиностроении-2010» на полигоне Арзамасского машиностроительного завода проведены испытания БТР-80, в ходе которых под одним из колес машины был осуществлен подрыв взрывного устройства мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте. При этом бронетранспортер, полная масса которого составляет 13,5 тонны, подбросило на метр вверх и на пять метров назад. Можно представить, что в подобной ситуации ожидает IVECO LMV массой 6,5 тонны, а ведь ее разработчики обещают сохранение жизни находящихся внутри людей при подрыве на фугасе массой 8 кг!
Забытый калибр
Среди других, менее масштабных по массогабаритным характеристикам новинок форума можно отметить впервые продемонстрированный бесшумный 82-мм миномет 2Б25, разработанный в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». Бесшумность, беспламенность и бездымность выстрела достигаются за счет того, что процесс инициации вышибного заряда и его горение происходят внутри длинного хвостовика мины. Хвостовик представляет собой трубу, в конце которой закреплен заряд, а перед ним - втулка, при воспламенении заряда движущаяся по штоку, закрепленному в стволе миномета. При заряжании мина падает на этот шток. В конце процесса горения вышибного заряда втулка заклинивает в конце хвостовика мины. Ствол в данном случае - это просто направляющая труба, не испытывающая нагрузок при выстреле, поэтому его можно сделать максимально легким. Плита миномета - составная. Для стрельбы с мягких грунтов используется ее большая часть, а с асфальта и других твердых покрытий можно стрелять только с небольшого подпятника. Вес миномета - 13 кг. Расчет состоит из двух человек, один из которых несет миномет, а второй - укладку с двумя минами (масса каждой - 3,3 кг).
Максимальная дальность стрельбы из этого миномета составляет 1200 метров, минимальная - 100. Скорострельность - 15 выстрелов в минуту. Масса боевой части мины - 1,9 кг. Миномет предназначен для спецподразделений с целью обеспечения скрытности и внезапности боевого использования. При стрельбе из него звук по громкости похож на выстрел из автомата с глушителем.
Идея такого оружия уже неновая. Аналогичные разработки в нашей стране начинались еще в 30-40-х годах. Однако теперь миномет 2Б25 доведен до состояния серийной продукции, а в этом году уже начались его поставки ВС РФ.
Среди других относительных новинок «Буревестника» можно отметить обновленный 82-мм миномет 2Б24 и универсальный 57-мм автоматический боевой модуль.
2Б24 имеет новую плиту, которая позволяет стрелять без подготовки позиции. На любом типе грунта после первого выстрела плита занимает нужное положение и позволяет вести круговой обстрел, не меняя ее положения, только лишь переставляя двуногу. Для применения более мощного боеприпаса у миномета усилен ствол, на его казенной части сделана нарезка, увеличивающая теплоотдачу. Установлен усовершенствованный предохранитель от двойного заряжания. Вес возрос всего на 2,5 кг, масса миномета составляет 45 кг. Имеется версия, размещенная на шасси МТ-ЛБ. Для 2Б24 предназначен новый боеприпас 3-0-26 массой 4,4 кг, дальность стрельбы которым увеличена до 6 тысяч метров (дальность стрельбы обычной 82-мм миной - 4 тысячи мет- ров). Правда, отработка этого боеприпаса пока не завершена.
57-мм модуль, созданный на базе морской зенитной пушки С-60, первоначально разрабатывался по заказу Вьетнама для модернизации танков ПТ-76. Но затем в силу экономических трудностей заказчика работы приостановились. Дальнейшая разработка шла за счет собственных средств, которые пока не позволяют заняться постройкой опытных образцов и проведением их полигонных испытаний. В настоящее время модуль прорабатывается в виде ЗСУ для сухопутных войск, а также семейства боевых отделений для легкой бронетехники. Последний вариант, возможно, был бы весьма интересен, поскольку базовое орудие обладает отличными баллистическими характеристиками, а снаряды 57-мм калибра более чем в два раза эффективнее 30-миллиметровых. В частности, на расстоянии километра бронебойный снаряд такого калибра пробивает кирпичную преграду толщиной 1 метр. Максимальная дальность стрельбы 57-мм пушки - 17 километров.
Модули, предназначенные для бронетехники, имеют массу от 2,5 до 4 тонн и пригодны для установки на все существующие отечественные БТР и БМП. Правда, для полноценного использования в качестве сухопутного оружия необходима разработка нового взрывателя для осколочно-фугасного снаряда, но в России, к сожалению, пока никто этим не занимается. Да и в целом наши военные не проявляют никакого интереса к этому калибру. Хотя на Западе в настоящее время прорабатываются варианты увеличения калибра автоматических пушек, устанавливающихся на легкобронированную бронетехнику. Возможно, ситуация сдвинется с мертвой точки после того, как возобновится финансирование проекта Вьетнамом - предпосылки для этого есть, а также после начала строительства в Казахстане ракетных катеров по российскому проекту 20970 «Катран», для вооружения которых предназначается 57-мм автоматическая артиллерийская установка А-220М на базе той же пушки С-60.
В целом форум «Технологии в машиностроении-2010», объединивший сразу четыре выставки, ранее существовавшие отдельно друг от друга - «Интермаш», МВСВ, «Аэроспейс» и UVS-TECH, оставил несколько двойственное впечатление. С одной стороны, здесь был показан ряд весьма интересных отечественных новинок, а с другой - представители предприятий-разработчиков, рассказывая о своей продукции, слишком часто повторяли: «Нашему Минобороны это не нужно, вообще не понятно, что ему сейчас нужно».
Салон «Технологии в машиностроении», который теперь будет проводиться каждые два года, задумывался как площадка, позволяющая России представить заинтересованным зарубежным партнерам новые отечественные изделия, ознакомиться с передовыми западными технологиями и, возможно, приобрести какие-то из них. По логике вещей процесс этот должен напоминать улицу с двусторонним движением. Однако сейчас обмен технологиями приобретает вид двух непересекающихся разнонаправленных потоков, потому что большая часть отечественных инноваций в сфере ОПК не вызывает интереса внутри страны.
Это, в частности, касается и «изюминки» прошедшей выставки - модернизированного танка Т-80У, оснащенного автоматизированным комплексом управления вооружением и сетецентрической аппаратурой, увязывающей линейные и командирские бронированные машины в АСУ тактического звена.
Для сетецентрических боевых действий
Новое оборудование Т-80У состоит из двух основных частей: комплекса управления вооружением 45М и программно-вычислительного комплекса ТПК-Т-1.
Кроме того, изменяемый клиренс позволяет улучшить проходимость машины на пересеченной местности, а на асфальте - сохранять хорошую управляемость. Жесткость подвески может регулироваться в зависимости от типа грунта.
Для повышения защищенности экипажа и десанта от подрыва на машине применено двойное днище с изолированным нижним элементом и прослойкой. Сиденья подвешены к крыше как в кабине, так и в функциональном модуле, предназначенном для перевозки людей.
В базовом варианте машина имеет сравнительно легкое бронирование, уровень которого в зависимости от необходимости повышается путем навески дополнительных керамических защитных элементов, это легко выполняется в полевых условиях. В конструкции использованы бронированные стекла самого высокого класса стойкости толщиной 68 мм без изменения оптических показателей.
Машина оснащена бортовой информационно-управляющей системой. Она позволяет выполнять диагностику, контролирует параметры работы основных агрегатов и узлов, не дает водителю совершить ошибочные действия. Это ведет к сокращению объемов обслуживания и увеличению срока службы машины.
Базовый двухосный вариант имеет бронированный модуль вместимостью 10 человек, грузоподъемность - 1,5 тонны. В модификации с грузовой платформой можно перевозить до 2,5 тонны, такая же грузоподъемность в трехосном варианте с бронемодулем. В версии с базовым бронированием полная масса двухосного автомобиля составляет 7,5 тонны.
«Волк» комплектуется дизелем семейства ЯМЗ-5347 мощностью до 300 л. с., все остальные узлы и агрегаты машины также отечественного производства. Надо отметить, что премьерный показ «Волка» в Жуковском вызвал повышенный интерес участников форума, некоторые из которых, судя по всему, могут стать его потенциальными заказчиками. А вот окажется ли в их числе российское Минобороны, увлекшееся идеей лицензионного производства итальянской ББМ IVECO LMV, неизвестно.
Кстати, незадолго до начала форума «Технологии в машиностроении-2010» на полигоне Арзамасского машиностроительного завода проведены испытания БТР-80, в ходе которых под одним из колес машины был осуществлен подрыв взрывного устройства мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте. При этом бронетранспортер, полная масса которого составляет 13,5 тонны, подбросило на метр вверх и на пять метров назад. Можно представить, что в подобной ситуации ожидает IVECO LMV массой 6,5 тонны, а ведь ее разработчики обещают сохранение жизни находящихся внутри людей при подрыве на фугасе массой 8 кг!
Забытый калибр
Среди других, менее масштабных по массогабаритным характеристикам новинок форума можно отметить впервые продемонстрированный бесшумный 82-мм миномет 2Б25, разработанный в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». Бесшумность, беспламенность и бездымность выстрела достигаются за счет того, что процесс инициации вышибного заряда и его горение происходят внутри длинного хвостовика мины. Хвостовик представляет собой трубу, в конце которой закреплен заряд, а перед ним - втулка, при воспламенении заряда движущаяся по штоку, закрепленному в стволе миномета. При заряжании мина падает на этот шток. В конце процесса горения вышибного заряда втулка заклинивает в конце хвостовика мины. Ствол в данном случае - это просто направляющая труба, не испытывающая нагрузок при выстреле, поэтому его можно сделать максимально легким. Плита миномета - составная. Для стрельбы с мягких грунтов используется ее большая часть, а с асфальта и других твердых покрытий можно стрелять только с небольшого подпятника. Вес миномета - 13 кг. Расчет состоит из двух человек, один из которых несет миномет, а второй - укладку с двумя минами (масса каждой - 3,3 кг).
Максимальная дальность стрельбы из этого миномета составляет 1200 метров, минимальная - 100. Скорострельность - 15 выстрелов в минуту. Масса боевой части мины - 1,9 кг. Миномет предназначен для спецподразделений с целью обеспечения скрытности и внезапности боевого использования. При стрельбе из него звук по громкости похож на выстрел из автомата с глушителем.
Идея такого оружия уже неновая. Аналогичные разработки в нашей стране начинались еще в 30-40-х годах. Однако теперь миномет 2Б25 доведен до состояния серийной продукции, а в этом году уже начались его поставки ВС РФ.
Среди других относительных новинок «Буревестника» можно отметить обновленный 82-мм миномет 2Б24 и универсальный 57-мм автоматический боевой модуль.
2Б24 имеет новую плиту, которая позволяет стрелять без подготовки позиции. На любом типе грунта после первого выстрела плита занимает нужное положение и позволяет вести круговой обстрел, не меняя ее положения, только лишь переставляя двуногу. Для применения более мощного боеприпаса у миномета усилен ствол, на его казенной части сделана нарезка, увеличивающая теплоотдачу. Установлен усовершенствованный предохранитель от двойного заряжания. Вес возрос всего на 2,5 кг, масса миномета составляет 45 кг. Имеется версия, размещенная на шасси МТ-ЛБ. Для 2Б24 предназначен новый боеприпас 3-0-26 массой 4,4 кг, дальность стрельбы которым увеличена до 6 тысяч метров (дальность стрельбы обычной 82-мм миной - 4 тысячи мет- ров). Правда, отработка этого боеприпаса пока не завершена.
57-мм модуль, созданный на базе морской зенитной пушки С-60, первоначально разрабатывался по заказу Вьетнама для модернизации танков ПТ-76. Но затем в силу экономических трудностей заказчика работы приостановились. Дальнейшая разработка шла за счет собственных средств, которые пока не позволяют заняться постройкой опытных образцов и проведением их полигонных испытаний. В настоящее время модуль прорабатывается в виде ЗСУ для сухопутных войск, а также семейства боевых отделений для легкой бронетехники. Последний вариант, возможно, был бы весьма интересен, поскольку базовое орудие обладает отличными баллистическими характеристиками, а снаряды 57-мм калибра более чем в два раза эффективнее 30-миллиметровых. В частности, на расстоянии километра бронебойный снаряд такого калибра пробивает кирпичную преграду толщиной 1 метр. Максимальная дальность стрельбы 57-мм пушки - 17 километров.
Модули, предназначенные для бронетехники, имеют массу от 2,5 до 4 тонн и пригодны для установки на все существующие отечественные БТР и БМП. Правда, для полноценного использования в качестве сухопутного оружия необходима разработка нового взрывателя для осколочно-фугасного снаряда, но в России, к сожалению, пока никто этим не занимается. Да и в целом наши военные не проявляют никакого интереса к этому калибру. Хотя на Западе в настоящее время прорабатываются варианты увеличения калибра автоматических пушек, устанавливающихся на легкобронированную бронетехнику. Возможно, ситуация сдвинется с мертвой точки после того, как возобновится финансирование проекта Вьетнамом - предпосылки для этого есть, а также после начала строительства в Казахстане ракетных катеров по российскому проекту 20970 «Катран», для вооружения которых предназначается 57-мм автоматическая артиллерийская установка А-220М на базе той же пушки С-60.
Автор: Смирнов Вадим