С точки зрения дирижабля


Аэростат JLENS на полигоне Уайт-Сандс в Нью-Мексико. Комплектная система состоит из двух аэростатов, один с обзорной РЛС, а другой с радаром управления огнем. За прошедшие три года он подтвердил свои способности противостоять широкому диапазону воздушных, надводных и наземных угроз

Следующее событие было объявлено в январе 2013 года. Это была демонстрация одновременной работы нескольких сенсоров, в которой была задействована оптико-электронная станция Multi-Spectral Targeting System (MTS-B) для слежения за мнимым террористом, закладывающим придорожный фугас. При этом одновременно радар отследил множественные наземные цели. Успешно проведенная демонстрация позволила вести работы по дальнейшей интеграции этих сенсоров. Позднее система продолжала обнаруживать и отслеживать четыре баллистических макета на этапе разгона, об этом достижении было объявлено в феврале 2013 года. Во время предварительных испытаний у заказчика солдаты американской армии запускали ее в нескольких реалистичных сценариях и проверили продолжительность работы системы в воздухе в течение 20 дней. В июле 2013 года JLENS успешно навела ракету передового базирования средней дальности класса «воздух-воздух», выпущенную с истребителя F-15E по макету противокорабельной крылатой ракеты.

Если в системе JLENS объединены два радара, носимые двумя аэростатами, то израильская компания Aeronautics пошла по иному пути со своей системой постоянного наблюдения Persistent Surveillance System (PSS), соединив аэростат с мачтой. Аэростат постоянного наблюдения Persistent Surveillance Aerostat (PSA) доставляет свою оптико-электронную станцию на высоту 300 метров, что повышает дальность действия до 20 км. Мачта постоянного наблюдения Persistent Surveillance Tower (PST) может поднять оптико-электронную станцию и опциональный радар на высоту до 32 метров, увеличивая его радиус действия до 10 км при любой погоде. Программное средства управления добавляют в видеоизображение метаданные, например поле зрения сенсора, дальность до цели и местоположение. Канадская армия развернула систему в Афганистане приложение; в этой программе компания Rheinmetall выступила в качестве основного подрядчика.

Специальные сенсоры

В то время как аэростаты успешно используют сенсоры, разработанные для других воздушных систем, например самолетов с неподвижным крылом, вертолетов и БПЛА, сенсоры, созданные специально для аэростатов, обещают большие возможности. В 2009 году израильская компания Controp внедрила стабилизацию по крену своей системы Speed-A массой 23 кг с целью противодействия поперечной раскачке низковысотных аэростатов. Канадская армия стала первым оператором, установив эту систему на борт своих аэростатов RT SkyStar 300; далее систему купили другие операторы из Европы, не говоря уже об Израиле. Представленная широкой публике на парижском авиашоу в 2013 году, Speed-A отличается дневной и ночной камерами с объективами с непрерывным увеличением, опциональным лазерным дальномером и лазерным указателем.


Skystar 180, созданный израильской компанией Rtin, имеет полезную грузоподъемность 6,5 кг и может быть подготовлен к запуску с небольшого прицепа в течение 15 минут группой из двух человек


Новая оптико-электронная система DSP-HD от Controp массой 27 кг предназначена для установки на аэростаты, вертолеты, легкие разведывательные самолеты и БПЛА. DSP-HD отличается цветной камерой высокого разрешения, оптическим увеличением тепловизионной камеры, черно-белым или цветным каналом слежения высокого разрешения, безопасным для глаз лазерным дальномером и лазерным указателем/осветителем

Новая система от Controp массой 27 кг DSP-HD предназначена не только для аэростатов, но также вертолетов, легких разведывательных самолетов и дронов; компания объявила о ней в апреле 2014 года. DSP-HD имеет дневную цветную камеру высокого разрешения, оптическое увеличение в своем тепловизоре, а также дневной черно-белый или цветной канал слежения, безопасный для глаз лазерный дальномер и лазерный указатель/осветитель. В отличие от Speed-A, система DSP-HD не имеет стабилизации по крену, но в компании Controp утверждают, что для высотных аэростатов нет необходимости в этой функции.

Американская компания Logos Technologies применила новый подход к специализированным сенсорам для аэростатов, сделав акцент на оптико-электронном покрытии широкого охвата. Бортовые системы часто объединяют радары и оптические сенсоры, радар сканирует непрерывно вкруговую на 360° и передает сигнал на камеры для тщательного изучения интересующих целей. Компания Logos пересмотрела это со своей системой Kestrel, используя вращающуюся оптико-электронную станцию с инфракрасными сенсорами в средневолновой области спектра для сбора изображений вокруг того, что она описывает как «зону размером с город» с разрешением камеры, оптимизированным для обнаружения и слежения за людьми и транспортными средствами.

В компании пояснили, что система массой 68 кг контролирует несколько «дозорных» контейнеров, позволяя операторам смотреть на несколько интересующих зон одновременно с неограниченным панорамированием и цифровым увеличением, во многом способствующим улучшению общей ситуационной осведомленности. При обнаружении активности в выбранной камере Kestrel посылает сигнал оператору, который может отреагировать, направив на зону камеры с высоким разрешением. Система Kestrel со своими возможностями записи и интерфейсом с системой геопространственной информации Geospatial Information System может отслеживать цели в реальном времени или их позицию запуска. Система Kestrel под управлением командования авиационно-морских систем развернута в Афганистане с марта 2012 года, а летом 2014 года «отметила» 60000 часов работы в этой стране.

Небольшие аэростаты

Аэростатные системы меньшего размера представляют собой сферу, в которой имеется значительный потенциал инноваций и роста, обусловленные потребностью в недорогих системах постоянного наблюдения, которые могут быть запускаться, эксплуатироваться, возвращаться меньшим количеством людей и перевозиться небольшими машинами. Это конкурентная сфера, в которой работают такие компании как, например, британская Allsopp, израильские Elbit и RT, американские Aeroscraft Corporation («Aeros»), Lighter Than Air Systems and SkySentry. Они предлагают растущий ассортимент новейших аэростатов и интегрированных систем и участвуют в различных военных операциях и учениях.

В конце марта 2014 года компания Aeros объявила о седьмом заказе на свою новую, недорогую, быстроразвертываемую систему Sky Crow. Как сообщил старший руководитель военных программ Марио Пантусо, компания поставляет систему министерству обороны для операций за пределами Соединенных Штатов, отметив при этом рост продуктовой линейки и поиск возможностей на оборонном рынке. Sky Crow работает на высоте 300 метров и при скорости ветра до 40 узлов.

Фирма RT (дочернее предприятие Aeronautics) сообщила в марте 2014 года, что она названа в качестве поставщика системы SkyStar 180 для следующей отработки методов ведения боевых действий экспедиционных сил, известной как Spiral J. Во время этой отработки в руки солдат было передано множество новых технологий с целью изучения их потенциала, оценки силы и слабости этих технологий. Они также дополняют армейский процесс оценки сетевой интеграции Network Integration Evaluation (NIE). Отработка действий Spiral J с отобранными 83 технологиями запланирована на январь-февраль 2015 года; среди множества ее целей есть также цель совершенствования небольших разведывательных система.

SkyStar 180 базируется на одноосном прицепе, который буксирует гражданский пикап. Аэростат может поднять до 6,5 кг на высоту около 300 метров. Он может работать в течение трех дней, затем опускается на 20 минут на повторное надувание и далее может висеть еще три дня. Контролируется он с портативной наземной станции управления. Два человека могут надуть и запустить его в течение 15 минут.

Системы компании RT наработали более полумиллиона летных часов по всему миру. Наряду с Израилем системы этой компании также эксплуатируются в Африке, Южной Америке, Северной Америке, Афганистане и на Ближнем Востоке. Как сообщил исполнительный директор компании, начиная с 2002 года, в секторе Газа и Афганистане регулярно предпринимались попытки сбить аэростаты, но безуспешно.

Местным израильским конкурентом является Elbit Systems, чья развертываемая аэростатная система наблюдения Oasis включает оптико-электронную и лазерную станцию MicroCompass, которая весит менее 9 кг, насос для накачивания на прицепе, грунтовой якорь, станцию управления и цифровой видеорекордер. Как сообщается в проспекте компании Elbit, система может быть развернута на рабочую высоту 180 метров с прицепа за 20 минут.

Компания Lighter Than Air Systems (часть World Surveillance Group) была приглашена на оценку NIE 14.2, которая проходила в апреле и мае 2014 года, с двумя своими контейнерными системами BiB 250 «Blimp in a Box» (аэростат в коробке), возимыми на прицепе. Это приглашение поступило после успешного участия в NIE 14.1, где они имели обозначение Winch Aerostat Small Platforms (Wasps). В системе BiB 250 используется аэростат Kingfisher диаметром четыре метра, который может оставаться в воздухе несколько дней на высоте 300 метров при силе ветра 50 узлов. Как и SkyStar 180, его можно развернуть за 15 минут двумя людьми. Аэростаты Kingfisher имеют форму сфероида, а внизу тканевое крыло; эти элементы повышают устойчивость при сильных и порывистых ветрах и делают балансировку системы с бортовой аппаратурой проще. Внизу подвешивается стабилизированная по двум осям оптико-электронная система массой менее 3,5 кг, схожая с теми, что устанавливаются на БПЛА.


Необычная комбинация скоростного судна Swift (HSV-2) Командования военно-морских перевозок ВМС и привязного аэростата Raven Aerostar TIF-25K продемонстрировала свой потенциал в борьбе с нелегальным траффиком и другой транснациональной организованной преступной деятельностью в море во время операции Martillo в Карибском море весной 2013 года

21 января 2014 года компания SkySentry объявила о выпуске новой причальной платформы для линейки своих тактических аэростатов Tactically Expedient Aerostat (TEA). Разработанная за несколько лет автономная платформа может обслуживать аэростаты объемом от 34 до 75 м3, может размещаться на прицепе с безбортовой платформой, грузовиках, лодках или наземных площадках; она достаточно тяжелая, чтобы удержать аэростат на месте без дополнительного заякоривания.

Компания SkySentry изготавливает системы грузоподъемностью от 2 до 50 кг, в которых используются гибридные Helikite от Allsopp. Здесь аэростатическая подъемная сила обеспечивается гелием, а аэродинамическая подъемная сила от встроенного воздушного змея. В SkySentry говорят, что итоговая подъемная сила, измеренная в килограммах, составляет около половины объема аэростата в кубических метрах в условиях штиля и гораздо больше при постоянном ветре. Как заявляется, эта комбинация обеспечивает грузоподъемность и высотные характеристики, обычно приписываемые более крупным системам. Например, TEA-45 объемом 45 м3 может поднять около 22 кг на высоту 300 метров, обеспечивая обзор в прямой видимости на дальность около 66 км; этому аэростату необходима дозаправка гелием примерно каждые пять-семь дней. Два оператора могут запустить его в течение часа и собрать его примерно за 20 минут.

Системы легче воздуха считаются самой старой практической авиационной технологией, но они еще очень далеки от «выхода на пенсию».

Использованы материалы:
www.lockheedmartin.com
www.northropgrumman.com
www.islinc.com
www.rt.co.il
www.controp.com
Автор: Alex Alexeev