Проект Standardpanzer. Прототипы танка Leopard 1

C середины шестидесятых годов вооруженные силы ФРГ эксплуатировали основной танк Leopard 1. Работы по созданию этой машины начались еще во второй половине пятидесятых. Изначально планировалось, что новый танк пополнит подразделения сразу нескольких стран. Однако идея создания «общеевропейского» танка провалилась, в результате чего основным заказчиком, требования которого учитывались конструкторами, стал Бундесвер.

В середине пятидесятых основу парка танков Западной Германии составляли американские машины M47 и M48. Эта техника в целом устраивала немецких военных, однако требовала замены в среднесрочной перспективе. В то время военная техника развивалась весьма быстрыми темпами, в результате чего не самые новые M47 или M48 должны были окончательно устареть всего за несколько следующих лет. Осенью 1956 года руководство Бундесвера подняло вопрос создания нового танка для замены устаревающей техники. Присоединиться к проекту предложили нескольким зарубежным странам.

В июне 1957 года Германия и Франция подписали договор о создании перспективного танка, получившего обозначение Standardpanzer («Стандартный танк») или Europanzer («Европейский танк»). В 1958 году к программе создания перспективной бронемашины присоединилась Италия. По мере разработки нескольких предварительных проектов, из которых планировалось выбрать самый лучший, участники проекта и заказчики неоднократно вносили коррективы в изначальные требования. Это привело к тому, что в начале шестидесятых годов проект Standardpanzer перестал быть международным. Франция начала разработку собственного проекта AMX-50, исходя из своих требований, а итальянские специалисты занялись своими разработками.

Первоначальный вариант технических требований к перспективному «Стандартному танку» выглядел достаточно интересно. В новых проектах предполагалось учесть ряд особенностей современного вооружения и техники. Перспективная бронемашина должна была иметь боевую массу на уровне 30 т, двигатель мощностью до 900 л.с. (удельная мощность 30 л.с. на тонну) и орудие калибра 90 мм. Также существовали ограничения по удельной нагрузке на грунт и способности преодолевать различные препятствия.

Особый интерес представляют требования к защите машины. Ввиду появления и широкого распространения кумулятивных снарядов, способных пробивать броню большой толщины, Standardpanzer требовалось оснастить сравнительно тонкой гомогенной броней, защищающей от снарядов небольшого калибра. За счет уменьшения уровня защиты предлагалось повысить подвижность, которая в сочетании с высокой огневой мощью должна была обеспечивать достаточную живучесть и эффективность машины на поле боя.

От Германии в программе «Стандартный танк» участвовали три группы предприятий, получившие условные обозначения «A», «B» и «C». Первую группу возглавила компания Porsche, головным предприятием второй стала Rheinmetall, а в третьей главная роль отдавалась фирме Borgward. Участники программы должны были к лету 1959 года представить свои варианты проекта перспективной боевой машины. В дальнейшем планировалось начать строительство прототипов с последующими сравнительными испытаниями.


В2 — с подвеской Dubonet


Группа разработчиков «B», возглавляемая специалистами из Rheinmetall, разработала иной вариант перспективного танка. В общих чертах эта машина была похожа на Model 734 и другие боевые машины того времени, однако отличалась гидропневматической подвеской, башней иной конструкции со сравнительно крупной кормовой нишей, компоновкой некоторых агрегатов и другими особенностями. По своим характеристикам танки групп «A» и «B» были примерно равны.


1963: Der Standardpanzer (Prototyp Serie II)


Осенью 62-го Германия приобрела у Великобритании несколько сотен танковых пушек Royal Ordnance L7A1 калибра 105 мм, которые предлагалось использовать на новых танках. Специалисты двух групп предприятий были предупреждены об этом, вследствие чего были разработаны обновленные варианты башен, способные вместить более мощное оружие.

В начале 1963 года Бундесвер принял окончательное решение. Из трех проектов, разработанных в рамках программы «Стандартный танк», был выбран созданный группой предприятий «A». Компании Porsche вновь выдали список необходимых доработок, результатом чего стало появление проекта Model 814. Этот танк отличался от первого «734» конструкцией башни, увеличенным моторно-трансмиссионным отделением (с заделом на использование новых более крупных двигателей), составом оборудования и рядом других черт.

Летом 63-го были заказаны 50 танков «814» так называемой нулевой серии, предназначенной для опытной эксплуатации в войсках. Летом следующего года компания Krauss-Maffei развернула производство заказанной техники. В связи с началом эксплуатации новой боевой машины руководство вооруженных сил выдало ей новое обозначение. Танки нулевой серии получили название Leopard 1. В дальнейшем серийные «Стандартные танки» производились и эксплуатировались именно под названием «Леопард-1».

Танки Leopard 1 строились до восьмидесятых годов. За это время они прошли шесть модернизаций, а также стали основой для нескольких боевых машин иных типов. На протяжении нескольких десятилетий «Леопарды-1» были основным вооружением бронетанковых подразделений ФРГ. В начале восьмидесятых годов началась постепенная замена этих машин более новыми и совершенными Leopard 2.


"Леопард-1" предварительной серии


По материалам сайтов:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://panzertruppe.de/
http://panzerbaer.de/
http://militaryfactory.com/
http://militaryparitet.com/
http://blogtanker.ru/