Контуры обновления стратегического потенциала Запада
В 2025–2040 годах у США, Великобритании и Франции истекают сроки эксплуатации большинства существующих в настоящее время носителей и средств доставки стратегических ядерных сил. Подготовка замены подобных систем начинается за 10–20 лет до поступления их на вооружение. Таким образом, второе десятилетие нового века становится временем принятия решений о финансировании строительства новых стратегических ядерных вооружений.
ТРИАДЫ, ДИАДЫ И МОНАДЫ
В настоящее время стратегические ядерные силы (СЯС) представлены у США триадой, у Франции – диадой, а у Великобритании – монадой.
Морским, наземным и авиационным компонентами триады СЯС Соединенных Штатов являются: ракетные подводные лодки с ядерной энергетической установкой (ПЛАРБ), несущие баллистические ракеты межконтинентальной дальности (БРПЛ); межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР); тяжелые бомбардировщики В-52 с крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ), оснащенными ядерными боевыми частями, и бомбардировщики В-2 с ядерными авиабомбами (ранее в состав авиационного компонента триады входили и тяжелые бомбардировщики В-1, с которых в 1997 году было снято выполнение ядерных задач, а их ядерные авиабомбы были сняты с вооружения в 2003 году).
Диада СЯС Франции состоит из морского компонента (ПЛАРБ с БРПЛ) и авиационного компонента, состоящего из истребителей-бомбардировщиков «Мираж 2000N» и «Рафаль» F3, способными применять крылатые ракеты воздушного базирования с ядерными боевыми частями ASMP-A. Прежде у Франции был и наземный компонент в виде баллистических ракет средней дальности. Монадой СЯС Великобритании являются ПЛАРБ, которые уже давно вытеснили авиационный компонент, состоявший из средних бомбардировщиков.
Основным компонентом СЯС у США и Франции и единственным у Великобритании являются ПЛАРБ с БРПЛ, которые несут соответственно большинство, почти все или все развернутые ядерные боезаряды (ЯБЗ) страны. Находящиеся в море на патрулировании ПЛАРБ этих государств были и останутся неуязвимыми для противолодочных сил своих оппонентов, по крайней мере до 50-х годов нашего века. Поэтому поддержание существования в настоящее время и в будущем данного компонента СЯС западных стран является для них первостепенной задачей для обеспечения стратегического ядерного сдерживания устрашением и обороны жизненно важных интересов.
«ОГАЙО» ГОТОВЯТ ЗАМЕНУ
Начнем с американских стратегических подводных ракетоносцев типа «Огайо», находящихся в расцвете своей жизни.
Первые четыре из 18 построенных ПЛАРБ вошли в строй в 1981–1984 годах и начали патрулирование в 1982–1984 годах. Они были первоначально рассчитаны на 20–25 лет службы, затем продолжительность жизни была продлена до 30 лет. Конгресс воспротивился предложению ВМС снять их с вооружения, в результате эти четыре ПЛАРБ в 2002–2008 годах прошли капитальный ремонт с заменой активной зоны реакторов и были переоборудованы в носители крылатых ракет морского базирования в обычном снаряжении (ПЛАРК) и групп сил специальных операций. В 2004 году срок их жизни был продлен до 42 лет. К патрулированию в новом качестве они приступили в 2007–2009 годах. Завершение эксплуатации четырех первых подводных лодок типа «Огайо» ожидается где-то в 2023–2026 годах.
Действующие 14 ПЛАРБ типа «Огайо» вошли в состав флота в 1984–1997 годах и начали патрулирование в 1985–1998 годах в расчете на 30 лет эксплуатации. Однако уже в 1999 году срок их службы был продлен на 40%. В 2010 году в «Ядерном обзоре» Министерства обороны США говорилось о рассмотрении вопроса сокращения числа ПЛАРБ с 14 до 12 в 2015–2020 годах в зависимости от оценки будущей структуры СЯС и старения имеющихся ПЛАРБ. Кстати говоря, недавнее признание о существовании «рваного» графика патрулирования (длительностью каждого от 37 до 140 суток), объясняемое оперативной необходимостью или требованием повышения неуязвимости ПЛАРБ, может быть признаком начавшихся проблем со старением. Но, судя по объявленным в 2014 году планам, уменьшения числа ПЛАРБ не будет, и все 14 ПЛАРБ подлежат выводу из состава флота в 2027–2040 годах. Возможно, что к тому времени за 42 года эти подводные лодки выполнят по 126 патрулирований каждая (для сравнения: первая ныне действующая ПЛАРБ второго поколения за 28 лет выполнила только 80 патрулирований, то есть шла на 120 патрулирований за 42 года; ПЛАРБ первого поколения выполняла в среднем 69 и максимально 87 патрулирований).
По ныне существующим планам ВМС новые 12 ПЛАРБ типа «Айова» начнут патрулирование в 2031–2042 годах. В 2030–2040 годах флот будет вынужденно обходиться только 10 ПЛАРБ, это обстоятельство побудило некоторые общественные организации считать достаточным наличие и требовать строительства только 10 и даже восьми новых ПЛАРБ. Руководство ВМС, заявив о необходимости дебатов о существовании триады, добилось создания отдельного фонда для обеспечения строительства новых ПЛАРБ (денег на счету этого фонда пока нет), а подводники тут же заявили, что нужно по крайней мере 12 новых ПЛАРБ. Вернувшись из будущего в настоящее, видим, что в наш век намечавшиеся сроки начала строительства новых ПЛАРБ менялись уже несколько раз с разносом по времени в несколько лет (2017–2021 годы). Равным образом менялось и представление о потребном числе ПЛАРБ. Посмотрим, какое решение примет следующая, уже республиканская администрация.
СЛОЖНАЯ СУДЬБА БОМБАРДИРОВЩИКОВ
В Соединенных Штатах решение проблемы обновления бомбардировочной авиации сопровождалось «стратегическими шараханиями». Если в 2001 году в «Ядерном обзоре» Министерства обороны говорилось о необходимости наличия нового бомбардировщика к 2040 году, то через несколько лет ставилась задача вооружить им бомбардировочную авиацию в течение пяти лет уже в 2015–2020 годах. В качестве альтернатив рассматривалось создание малозаметных дозвуковых или сверхзвуковых бомбардировщиков (например, 275 машин средней или 150 большой дальности).
Приходило понимание, что в век высокоточного оружия не требуется бомбардировщик, способный нести 27 т полезной нагрузки, как В-52, или 60 т, как В-1. Возникла идея постройки уже не дальних, а «региональных» («промежуточных») бомбардировщиков. Ранее выдвигалось предложение вычленить из состава стратегической ядерной триады бомбардировочную авиацию и возложить на нее функции доставки только нестратегического ядерного оружия. Это означало бы, что с вводом в эксплуатацию новых региональных бомбардировщиков решалась задача создания нестратегических ядерных сил США (бомбардировщиков и истребителей двойного назначения), которые существенно дополняли бы нестратегические ядерные силы НАТО (истребители двойного назначения и БРПЛ в субстратегической роли). Эту программу из-за ее неясности закрыли в 2009 году, чтобы в следующем году объявить приоритетной и позже запланировать поступление первых самолетов нового поколения в боевые части в 2024 году для использования обычного оружия, а с 2026 года – и ядерного оружия.
В настоящее время у Соединенных Штатов официально в строю находятся 155 тяжелых бомбардировщиков (ТБ), кроме этого имеется нескольких десятков ТБ на хранении, в консервации и для испытаний. В 2014 году стало известно, что сокращение флота ТБ начнется с 2022 года.
Напомним, что В-52 поступил на вооружение в 1961–1962 годах, он рассчитан на 5 тыс. взлетов/посадок. Планер самолета позволяет иметь налет в 32500–37500 часов, на сегодня использовано более половины этого ресурса, так что самолет мог бы служить по 2044 год. Сверхзвуковой тяжелый бомбардировщик В-1 поступил на вооружение в 1985–1988 годах, рассчитан на 30 лет службы и не менее чем на 15200 часов налета, использовал около половины этого ресурса. Малозаметный В-2 находится в боевых частях с 1993–1998 годов, мог бы служить до 60 лет с налетом до 40 тыс. часов, первые самолеты только недавно набрали 7 тыс. часов налета. При условии поступления в 2024–2044 годах 80–100 новых бомбардировщиков все самолеты типов В-1 и В-52 будут сняты с вооружения к 2040 году, а бомбардировщик В-2 доживет, если не превысит предусмотренный уровень аварийности, до середины 40-х годов.
Новый бомбардировщик, судя по опубликованным СМИ требованиям 2010 года, должен был бы иметь полезную нагрузку 6,3–12,7 т, дальность полета 7400–9200 км и боевой радиус 3600–4000 км (без дозаправки в воздухе) и держаться в воздухе с дозаправками 50–100 часов. Эти требования близки к характеристикам среднего бомбардировщика В-47Е, поступившего на вооружение в 1953–1957 годах (полезная нагрузка 11,3 т, максимальная взлетная масса 104 т, боевой радиус без дозаправки в воздухе 3800 км, держался в воздухе с дозаправкой 48–80 часов). Если суммировать все сказанное в прошлом для СМИ и в СМИ, то новый самолет, вероятно, станет дальним («с большой дальностью») дозвуковым («барражирующим», то есть с большой продолжительностью полета) малозаметным и приемлемым по стоимости бомбардировщиком двойного назначения с ракетным и бомбовым вооружением. Официальные данные о возможностях нового бомбардировщика обещают сообщить в апреле 2015 года. Для него в 2025–2030 годах будет создана новая крылатая ракета воздушного базирования с ядерным и обычным снаряжением, которая заменит ракеты типа AGM-86 (новой КРВБ будут вооружены также бомбардировщики В-52 и В-2). А до этого времени безбедное существование флота В-52 обеспечат свыше 350 модернизируемых КРВБ типа AGM-86B. Считается, что с 2030 года на вооружении ВВС США останется только один тип авианосцев (В61-12).
Как видно, ВВС США в 2025–2035 годах будут располагать флотом из бомбардировщиков четырех типов. Это является либо просчетом в результате отказа от большой серии бомбардирощвиков В-2 и вследствие слишком оптимистичных надежд на тяжелые бомбардировщики В-1, либо предвидением необходимости четырех типов бомбардировщиков на этот период.
Что касается ядерного боезапаса стран Запада, то он сократится у ВС США к 2022 году до 3000–3500 ядерных боезарядов (по данным 2011 года) и к 2030 году до 2000–2200 ядерных боезарядов (по сведениям 2005–2006 годов), тогда как у ВС Великобритании к 2025 году он сократится до 180 ЯБЗ. Франция в третьем-четвертом десятилетии, возможно, сохранит свой нынешний количественный уровень ядерных боезарядов («менее 300 ЯБЗ»).
Следует подчеркнуть, что таким образом новые истребители двойного назначения США/НАТО станут носителями новых, уже высокоточных ядерных авиабомб не ранее 2021 года. Не исключено, что новые межконтинентальные баллистические ракеты США начнут несение боевого дежурства где-то в 2025–2030 годах. Вероятно, что новые бомбардировщики США с 2026 года получат способность нести ядерное оружие, в том числе и новые крылатые ракеты. Новые подводные стратегические ракетоносцы США, Великобритании и Франции не позднее 2029–2031 года выйдут на патрулирование.
Устаревание носителей и средств доставки ядерного оружия неизбежно и в определенной степени предсказуемо. Однако конкретные сроки их замены могут меняться руководством стран в зависимости от политических пристрастий или финансовых соображений. В тумане будущего лучше всего угадываются контуры обновления основы ядерной мощи Запада – морских стратегических ядерных сил.
ТРИАДЫ, ДИАДЫ И МОНАДЫ
В настоящее время стратегические ядерные силы (СЯС) представлены у США триадой, у Франции – диадой, а у Великобритании – монадой.
Морским, наземным и авиационным компонентами триады СЯС Соединенных Штатов являются: ракетные подводные лодки с ядерной энергетической установкой (ПЛАРБ), несущие баллистические ракеты межконтинентальной дальности (БРПЛ); межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР); тяжелые бомбардировщики В-52 с крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ), оснащенными ядерными боевыми частями, и бомбардировщики В-2 с ядерными авиабомбами (ранее в состав авиационного компонента триады входили и тяжелые бомбардировщики В-1, с которых в 1997 году было снято выполнение ядерных задач, а их ядерные авиабомбы были сняты с вооружения в 2003 году).
Диада СЯС Франции состоит из морского компонента (ПЛАРБ с БРПЛ) и авиационного компонента, состоящего из истребителей-бомбардировщиков «Мираж 2000N» и «Рафаль» F3, способными применять крылатые ракеты воздушного базирования с ядерными боевыми частями ASMP-A. Прежде у Франции был и наземный компонент в виде баллистических ракет средней дальности. Монадой СЯС Великобритании являются ПЛАРБ, которые уже давно вытеснили авиационный компонент, состоявший из средних бомбардировщиков.
Основным компонентом СЯС у США и Франции и единственным у Великобритании являются ПЛАРБ с БРПЛ, которые несут соответственно большинство, почти все или все развернутые ядерные боезаряды (ЯБЗ) страны. Находящиеся в море на патрулировании ПЛАРБ этих государств были и останутся неуязвимыми для противолодочных сил своих оппонентов, по крайней мере до 50-х годов нашего века. Поэтому поддержание существования в настоящее время и в будущем данного компонента СЯС западных стран является для них первостепенной задачей для обеспечения стратегического ядерного сдерживания устрашением и обороны жизненно важных интересов.
«ОГАЙО» ГОТОВЯТ ЗАМЕНУ
Начнем с американских стратегических подводных ракетоносцев типа «Огайо», находящихся в расцвете своей жизни.
Первые четыре из 18 построенных ПЛАРБ вошли в строй в 1981–1984 годах и начали патрулирование в 1982–1984 годах. Они были первоначально рассчитаны на 20–25 лет службы, затем продолжительность жизни была продлена до 30 лет. Конгресс воспротивился предложению ВМС снять их с вооружения, в результате эти четыре ПЛАРБ в 2002–2008 годах прошли капитальный ремонт с заменой активной зоны реакторов и были переоборудованы в носители крылатых ракет морского базирования в обычном снаряжении (ПЛАРК) и групп сил специальных операций. В 2004 году срок их жизни был продлен до 42 лет. К патрулированию в новом качестве они приступили в 2007–2009 годах. Завершение эксплуатации четырех первых подводных лодок типа «Огайо» ожидается где-то в 2023–2026 годах.
Действующие 14 ПЛАРБ типа «Огайо» вошли в состав флота в 1984–1997 годах и начали патрулирование в 1985–1998 годах в расчете на 30 лет эксплуатации. Однако уже в 1999 году срок их службы был продлен на 40%. В 2010 году в «Ядерном обзоре» Министерства обороны США говорилось о рассмотрении вопроса сокращения числа ПЛАРБ с 14 до 12 в 2015–2020 годах в зависимости от оценки будущей структуры СЯС и старения имеющихся ПЛАРБ. Кстати говоря, недавнее признание о существовании «рваного» графика патрулирования (длительностью каждого от 37 до 140 суток), объясняемое оперативной необходимостью или требованием повышения неуязвимости ПЛАРБ, может быть признаком начавшихся проблем со старением. Но, судя по объявленным в 2014 году планам, уменьшения числа ПЛАРБ не будет, и все 14 ПЛАРБ подлежат выводу из состава флота в 2027–2040 годах. Возможно, что к тому времени за 42 года эти подводные лодки выполнят по 126 патрулирований каждая (для сравнения: первая ныне действующая ПЛАРБ второго поколения за 28 лет выполнила только 80 патрулирований, то есть шла на 120 патрулирований за 42 года; ПЛАРБ первого поколения выполняла в среднем 69 и максимально 87 патрулирований).
По ныне существующим планам ВМС новые 12 ПЛАРБ типа «Айова» начнут патрулирование в 2031–2042 годах. В 2030–2040 годах флот будет вынужденно обходиться только 10 ПЛАРБ, это обстоятельство побудило некоторые общественные организации считать достаточным наличие и требовать строительства только 10 и даже восьми новых ПЛАРБ. Руководство ВМС, заявив о необходимости дебатов о существовании триады, добилось создания отдельного фонда для обеспечения строительства новых ПЛАРБ (денег на счету этого фонда пока нет), а подводники тут же заявили, что нужно по крайней мере 12 новых ПЛАРБ. Вернувшись из будущего в настоящее, видим, что в наш век намечавшиеся сроки начала строительства новых ПЛАРБ менялись уже несколько раз с разносом по времени в несколько лет (2017–2021 годы). Равным образом менялось и представление о потребном числе ПЛАРБ. Посмотрим, какое решение примет следующая, уже республиканская администрация.
Новые ядерные боезаряды должны существенно повысить возможности французских БРПЛ типа М51.
Фото с сайта www.defense.gouv.fr
Фото с сайта www.defense.gouv.fr
СЛОЖНАЯ СУДЬБА БОМБАРДИРОВЩИКОВ
В Соединенных Штатах решение проблемы обновления бомбардировочной авиации сопровождалось «стратегическими шараханиями». Если в 2001 году в «Ядерном обзоре» Министерства обороны говорилось о необходимости наличия нового бомбардировщика к 2040 году, то через несколько лет ставилась задача вооружить им бомбардировочную авиацию в течение пяти лет уже в 2015–2020 годах. В качестве альтернатив рассматривалось создание малозаметных дозвуковых или сверхзвуковых бомбардировщиков (например, 275 машин средней или 150 большой дальности).
Приходило понимание, что в век высокоточного оружия не требуется бомбардировщик, способный нести 27 т полезной нагрузки, как В-52, или 60 т, как В-1. Возникла идея постройки уже не дальних, а «региональных» («промежуточных») бомбардировщиков. Ранее выдвигалось предложение вычленить из состава стратегической ядерной триады бомбардировочную авиацию и возложить на нее функции доставки только нестратегического ядерного оружия. Это означало бы, что с вводом в эксплуатацию новых региональных бомбардировщиков решалась задача создания нестратегических ядерных сил США (бомбардировщиков и истребителей двойного назначения), которые существенно дополняли бы нестратегические ядерные силы НАТО (истребители двойного назначения и БРПЛ в субстратегической роли). Эту программу из-за ее неясности закрыли в 2009 году, чтобы в следующем году объявить приоритетной и позже запланировать поступление первых самолетов нового поколения в боевые части в 2024 году для использования обычного оружия, а с 2026 года – и ядерного оружия.
В настоящее время у Соединенных Штатов официально в строю находятся 155 тяжелых бомбардировщиков (ТБ), кроме этого имеется нескольких десятков ТБ на хранении, в консервации и для испытаний. В 2014 году стало известно, что сокращение флота ТБ начнется с 2022 года.
Напомним, что В-52 поступил на вооружение в 1961–1962 годах, он рассчитан на 5 тыс. взлетов/посадок. Планер самолета позволяет иметь налет в 32500–37500 часов, на сегодня использовано более половины этого ресурса, так что самолет мог бы служить по 2044 год. Сверхзвуковой тяжелый бомбардировщик В-1 поступил на вооружение в 1985–1988 годах, рассчитан на 30 лет службы и не менее чем на 15200 часов налета, использовал около половины этого ресурса. Малозаметный В-2 находится в боевых частях с 1993–1998 годов, мог бы служить до 60 лет с налетом до 40 тыс. часов, первые самолеты только недавно набрали 7 тыс. часов налета. При условии поступления в 2024–2044 годах 80–100 новых бомбардировщиков все самолеты типов В-1 и В-52 будут сняты с вооружения к 2040 году, а бомбардировщик В-2 доживет, если не превысит предусмотренный уровень аварийности, до середины 40-х годов.
Новый бомбардировщик, судя по опубликованным СМИ требованиям 2010 года, должен был бы иметь полезную нагрузку 6,3–12,7 т, дальность полета 7400–9200 км и боевой радиус 3600–4000 км (без дозаправки в воздухе) и держаться в воздухе с дозаправками 50–100 часов. Эти требования близки к характеристикам среднего бомбардировщика В-47Е, поступившего на вооружение в 1953–1957 годах (полезная нагрузка 11,3 т, максимальная взлетная масса 104 т, боевой радиус без дозаправки в воздухе 3800 км, держался в воздухе с дозаправкой 48–80 часов). Если суммировать все сказанное в прошлом для СМИ и в СМИ, то новый самолет, вероятно, станет дальним («с большой дальностью») дозвуковым («барражирующим», то есть с большой продолжительностью полета) малозаметным и приемлемым по стоимости бомбардировщиком двойного назначения с ракетным и бомбовым вооружением. Официальные данные о возможностях нового бомбардировщика обещают сообщить в апреле 2015 года. Для него в 2025–2030 годах будет создана новая крылатая ракета воздушного базирования с ядерным и обычным снаряжением, которая заменит ракеты типа AGM-86 (новой КРВБ будут вооружены также бомбардировщики В-52 и В-2). А до этого времени безбедное существование флота В-52 обеспечат свыше 350 модернизируемых КРВБ типа AGM-86B. Считается, что с 2030 года на вооружении ВВС США останется только один тип авианосцев (В61-12).
Как видно, ВВС США в 2025–2035 годах будут располагать флотом из бомбардировщиков четырех типов. Это является либо просчетом в результате отказа от большой серии бомбардирощвиков В-2 и вследствие слишком оптимистичных надежд на тяжелые бомбардировщики В-1, либо предвидением необходимости четырех типов бомбардировщиков на этот период.
Что касается ядерного боезапаса стран Запада, то он сократится у ВС США к 2022 году до 3000–3500 ядерных боезарядов (по данным 2011 года) и к 2030 году до 2000–2200 ядерных боезарядов (по сведениям 2005–2006 годов), тогда как у ВС Великобритании к 2025 году он сократится до 180 ЯБЗ. Франция в третьем-четвертом десятилетии, возможно, сохранит свой нынешний количественный уровень ядерных боезарядов («менее 300 ЯБЗ»).
Следует подчеркнуть, что таким образом новые истребители двойного назначения США/НАТО станут носителями новых, уже высокоточных ядерных авиабомб не ранее 2021 года. Не исключено, что новые межконтинентальные баллистические ракеты США начнут несение боевого дежурства где-то в 2025–2030 годах. Вероятно, что новые бомбардировщики США с 2026 года получат способность нести ядерное оружие, в том числе и новые крылатые ракеты. Новые подводные стратегические ракетоносцы США, Великобритании и Франции не позднее 2029–2031 года выйдут на патрулирование.
Устаревание носителей и средств доставки ядерного оружия неизбежно и в определенной степени предсказуемо. Однако конкретные сроки их замены могут меняться руководством стран в зависимости от политических пристрастий или финансовых соображений. В тумане будущего лучше всего угадываются контуры обновления основы ядерной мощи Запада – морских стратегических ядерных сил.
Автор: Hastle