Легкие автомобили для специальных сил


Для первого автомобиля Dagor , специально созданного компанией Polaris для военного применения, подвеска взята у грузовика Trophy Truck

Потребность в машинах, которые всегда лучше подходят для обеспечения мобильности экспедиционных сил, особенно при переброске по воздуху, является типичным и постоянным требованием специальных сил. Впрочем, порой, когда нет необходимости в специальных силах, необходимо также развертывать по воздуху и обычные подразделения. Как правило, эти задачи ставятся перед легкими бригадами, десантными или аэромобильными подразделениями, которые оперативно развертываются на дальние расстояния.

На протяжении нескольких лет только и было разговоров о возможности транспортировки самолетом Hercules таких бронированных машин, как например Striker. Впрочем, развертывание подразделения уровня батальона требует значительного количества средств перевозки, которое не всегда доступно. Армия США предполагает перевооружить часть своего 18-го воздушно-десантного корпуса новыми машинами. Среди них более тяжелой, похожей на танк машиной является Mobile Protected Firepower (MPF), документ о начальной готовности которой обсуждался советом по надзору за армейскими требованиями в октябре 2014 года. Две более легкие машины также являются частью плана перевооружения, предусматривающего замену автомобиля Hummer: одна известна под обозначением ULCV (Ultra-Lightweight Combat Vehicle – сверхлегкий боевой автомобиль), а вторая под обозначением LRV (Light Reconnaissance Vehicle – легкий разведывательный автомобиль).

Запрос информации по последней машине был выпущен в июле 2014 года с целью расширения боевых возможностей пехотной бригадной тактической группы за счет поставки готового, слегка доработанного решения. Машина должна перевозиться внутри вертолета CH-47 и способна обнаруживать, уничтожать и выдерживать многочисленные угрозы от легких бронированных машин, спешенных солдат, укрепленных вражеских бункеров, снайперов, химические/ядерные угрозы и т.д. Машина должна иметь запас хода больше чем у нынешних автомобилей M1025, способна вести бесшумное наблюдение, возить комплект управления, связи и наблюдения (C4ISR), также иметь некую разновидность защиты от кинетических угроз и взрывов под днищем, хотя уровень защиты на сегодняшний день не озвучен. Экипаж составит шесть человек, каждый с полной экипировкой и снаряжением в среднем будет весить 160 кг. LRV будет иметь возможность вести стрельбу днем и ночью, в движении, при любой погоде и любой видимости на сложных рельефах поражать защищенные угрозы своего класса. Демонстрация возможностей платформы намечена на третий или четвертый квартал 2015 года.

Ultra Light Combat Vehicle, по всей видимости, является самой продвинутой из трех потенциальных программ, из которых ни одна, кстати, не стала объектом одобренного требования. Объявление о поиске участников (сродни запросу информации) было опубликовано в конце января 2014 года, а затем в марте последовало его уточнение. Предварительные требования включают максимальную собственную массу 2040 кг, полезную грузоподъемность 1450 кг для перевозки отделения из девяти человек, высокую подвижность для защиты личного состава и ударопрочную конструкцию, способную выдержать переворачивание. Распределение времени движения по типам местности включает: 10% движение по основным дорогам, 10% по второстепенным дорогам, 75% по пересеченной местности и бездорожью и 5% в городских развалинах; автомобиль также должен быть способен передвигаться по острым выступам и кромкам. Что касается огневого могущества, то пороговое требование включает использование обслуживаемого расчетом вооружения из реестра пехотной бригадной группы, хотя целевым требованием является использование оружия среднего калибра. ULCV должен перевозиться внутри вертолета CH-47 вместе с отделением и его снаряжением или перевозиться на подвесе вертолета Blackhawk; в обоих случаях в боевой конфигурации, на высокогорье и в условиях высоких температур. Также сбрасываться в боевой конфигурации на поддонах 463L с самолета C-130 и при помощи грузовой парашютной системой Dual Row Airdrop System на поддонах 463L с транспортника C-17. Для проекта Ultra Light Combat Vehicle определен запас хода в 400 км.


Предложение компании KMW для программы американской армии ULCV базируется на машине Mungo немецкого Бундесвера

Потребность в легких машинах такого типа была определена в 2010 году, когда офис министра обороны совместно с Darpa (Агентство по перспективным исследовательским оборонным проектам) назначил Научно-исследовательский бронетанковый центр американской армии (TARDEC) в качестве исполнительного органа по программе Ultra Light Vehicle. Это привело к созданию прототипа с гибридным приводом, с дополнительной защитой, с собственной массой 6,3 тонны и грузоподъемностью 1,9 тонны. На машине установлен турбодизельный двигатель Subaru Boxer мощностью 175 л.с. и максимальным крутящим моментом 360 Нм. Тяговые электродвигатели Remy-410HVH HT от American Traction Systems вращают колеса с шинами Baja ATZ Radial 40X14.5R20LT, которые питают фазовый генератор UQM-200 и инвертор, дающие номинальную мощность 200 кВт, а также литий-ионный аккумулятор Navitas емкостью 14,2 кВт, пиковой мощностью 180 кВт и номинальной мощностью 65 кВт. Машина развивает максимальную скорость 120 км/ч, топливный бак на 114 литров обеспечивает запас хода 540 км. Запас хода при заряде аккумуляторов от 80% до 20% составляет 19 км и на аккумуляторах с 100% зарядом свыше 33 км. При этом, продолжительность бесшумного наблюдения составляет 4,38 часа и 7,3 часа соответственно.

В рабочем состоянии автомобиль проекта ULV имеет длину 5,06 метра, ширину 2,43 метра и высоту 2,05 метра (высота уменьшается до 1,83 метра при перевозке по воздуху, поскольку дорожный просвет может варьироваться от 127 до 584 мм за счет адаптивной системы подвески со сжимаемой жидкостью Liquid Spring Technologies ходом 457 мм, которая оборудована интегрированным эластомерным противоударным амортизатором). В машине размещаются пять солдат (четыре плюс стрелок) на энергопоглощающих сиденьях Jankel. Внутренний объем составляет 4,8 м3, под днищем обеспечивается защита от мин и придорожных фугасов направленного действия, с бортов от огня стрелкового оружия, реактивных гранат и зарядов типа ударное ядро (Tardec заявляет об уровнях защиты равных уровням защиты машин категории Mrap). ULV оборудована полными комплектами средств связи, командования и управления, ситуационной осведомленности и глушения. Сейчас стоимость оценивается в 260 000 долларов при выпуске 15 000 машин, хотя первоначально целевая стоимость была определена на уровне 250 000 долларов при объеме выпуска 5000 машин. С целью разработки сверхлегкого автомобиля Группа повышения живучести наземных систем (GSS – Ground System Survivability) Научно-исследовательского бронетанкового центра американской армии сотрудничала с компанией Hardwire LLC. В проекте также участвуют компании Roush Industries, DRS, DSM Dyneema, Boeing, American Motive Power Systems, Harris, Schott, ArmorLine, GKN, Hutchinson, Loc Performance Products, Navitas Systems и Университет штата Пенсильвания. Понятно, что ULV не соответствует требованиям к проекту ULCV; впрочем, это позволило лучше сосредоточиться на современных разработках в сфере легких машин, что было бы полезно с точки зрения получения опыта, который мог бы быть использован в следующих программах.



На выставке AUSA 2014 компания GD-OTS представила вариант своего автомобиля Flyer 72, вооруженного 30-мм пушкой, который предлагается для программы по легкому разведывательному автомобилю


Автомобиль для специальных операций Special Operations Vehicle от Krauss-Maffei Wegmann был показан в Польше на выставке MSPO 2014. Он базируется на требованиях немецких специальных сил Kommando Spezialkrаfte

Defenture объединилась с компанией Tencate, которая поставила баллистическую систему защиты уровня 1 на базе материала Dyneema для прозрачных и непрозрачных поверхностей. Кроме того, V-образная днищевая плита, которая обеспечивает определенную защиту от мин, доступна в качестве опции.

Как уже было сказано ранее, машина представленная в Париже, была прототипом; поставки первых двух опытных машин голландским специальным силам ожидались до конца 2014 года. 48 серийных машин будут поставлены в 2015 году и заменят машины Mercedes Benz G280CDI, которые в настоящее время используются подразделениями специальных сил. Основным вооружением должен быть либо автоматический гранатомет Heckler & Koch, либо 12,7-мм пулемет. Производитель в настоящее время начал экспортную кампанию. По данным некоторых источников машина уже была испытана американским Командованием сил специальных операций.

На выставке MSPO 2014 компания Krauss-Maffei Wegmann представила свою новую машину для специальных операций Special Operations Vehicle, результат сотрудничества с итальянской компанией Bremach, разработавшей шасси. В середине 2000-х KMW испытала итальянское шасси T-Rex, базирующееся на трубчатой конструкции, которая имеет гораздо большую прочность по сравнению со штампованным профилем, и попросила компанию Bremach разработать шасси для военных нужд – базу машины, которая могла перевозиться в CH-47. Это шасси прошло полноценные испытания в Германии в 2008-2009 годах и затем было доработано; в настоящее время оно является основой автомбиля Special Operations Vehicle 4x4 от KMW. Он соответствует требованиям немецких специальных сил Kommando Spezialkrаfte (KSK) и даже входит в вертолет армейской авиации CH-53GA Sea Stallions. Дуга, защищающаяся при переворачивании, позволяет отсоединять лобовое стекло от той части, которая поддерживает крупнокалиберный пулемет. При складывании всего и оружия на капот высота уменьшается с 2,63 метров до 1,87 метра, что позволяет автомобилю шириной 1,935 метра входить в вертолет.

Учитывая габаритную длину 4,99 метра, оба вертолета Chinook и Sea Stallion могут перевозить за раз всего одну машину. Автомобиль может перевозить груз эквивалентный половине его собственной массе равной пяти тоннам, например, позволяет иметь достаточный запас для дополнительного бронирования, (защита в настоящее время соответствует противоминной защите уровня 1a). Среднекалиберный пулемет, установленный над защитной дугой на опорном кольце с силовым приводом, имеет боекомплект 600 патронов. Два других пулемета, либо 5,56 мм, либо 7,62 мм, могут устанавливаться на тумбовые установки, одна справа от командира и одна на задней платформе для стрелка. Опытная машина на выставке MSPO была оборудована двумя типами гранатометных установок: два спаренных 76-мм гранатомета Wegmann впереди справа и слева на оконечностях бампера и четыре спаренных 40-мм гранатомета сзади слева. Впереди установлена пятитонная лебедка со стальным кабелем длиной 25 метров. На машине установлен 3-литровый дизельный двигатель мощностью 176 л.с. Iveco, позволяющий получить удельную мощность свыше 22 л.с./т. На пересеченной местности запас хода превышает 800 км. У этого автомобиля колеса 255/100 R16 с боестойкими вставками; передний мост смещен вперед, позволяет получить передний угол проходимости 42°, тогда как задний угол проходимости составляет 37°. Радиус поворота составляет менее 13 метров. Численность экипажа варьируется от трех до шести человек, прототип имеет два передних сиденья, два сиденья в заднем ряду, одно сиденье в задней части смотрит назад; направляющие на задней платформе позволяют проводить быструю реконфигурацию. Машина, показанная в Кельце, была первым прототипом и, начиная с прошлого июля, испытывалась компанией в Европе. Изготавливаются дополнительные прототипы и некоторые, возможно, будут поставлены в Технический центр бундесвера по оружию и боеприпасам (WTD91), а затем в KSK для полевых испытаний. Компания KMW планирует разработать варианты в форме бронетранспортера с открытой крышей, полностью бронированный пикап и бронированную кабину с безбортовой платформой.

Использованы материалы:
www.armada.ch
en.wikipedia.org
www.army-technology.com
www.darpa.mil
www.gd-ots.com
www.polaris.com
www.kmweg.com
www.defenture.com