О кадрах для ВПК страны
Председатель правительства РФ в марте с.г. утвердил план подготовки специалистов для предприятий военно-промышленного комплекса страны. В ряде отраслей промышленности уже наметилась его реализация. Это очень важное указание, и поэтому мне хотелось бы поделиться с читателями «Военного обозрения» некоторым опытом в данной работе.
После окончания училища, а затем университета (аэрокосмического приборостроения) я в 1963 году был направлен на работу в один из оборонных НИИ города Ленинграда. В Университете был секретарем комсомольской организации, членом партии и внештатным инструктором Ленинградского Обкома комсомола. У меня были хорошие наставники и учителя, поэтому к окончанию университета уже имел опубликованную научную работу, а на кафедре принимал участие в научных исследованиях (создавал систему управления моделями самолетов). Как на все это хватало времени, ума не приложу. После предъявления диплома к защите (подготовил я его досрочно) меня направили участвовать в отчетно-выборной комсомольской конференции в Московский район города. Конференция была проведена, и меня избрали вторым секретарем Московского райкома комсомола города Ленинграда.
Появляюсь после этого в университете, вызывает меня ректор (профессор Капустин А.А.), смотрит на меня и говорит: «Ты что, обалдел? Какой райком комсомола?» Вызывает к себе заведующего кафедрой философии профессора Овчинникова В.С., заместителя декана профессора Дунина-Карвицкого С.С. И они все трое в один голос потребовали, чтобы я шел работать в НИИ, там мое место, а не на партийной работе.
Пришлось мне ехать в Смольный в горком комсомола и писать заявление о том, что я хочу хотя бы года два поработать в промышленности, а потом, если необходимо будет, вернусь на партийную работу. До утверждения моей кандидатуры в качестве секретаря Московского райкома комсомола на бюро горкома партии еще оставалось четыре дня, поэтому мою просьбу удовлетворили, но мне сделали замечание. Каждый руководитель в Смольном отстаивал свои позиции. И их можно было понять. Ведь я в университете был направлен на учебу как отличник, по спецнабору после окончания среднего военно-технического училища, так как рос после войны с матерью, отец погиб, защищая Ленинград. Поэтому нас, курсантов-отличников, направляли учиться в высшие учебные заведения, и в 18 лет я уже имел звание лейтенанта.
На предприятиях ОПК приборостроительного профиля, как правило, для создания новых видов ВиВТ трудилось 3-4 технолога на 40-50 сотрудников. Из всех видов базовых технологий на предприятиях этого профиля находят применение не более 30 видов технологий. В этом случае представлялось возможным не только использовать при создании изделий прогрессивные технологии, но и снижать трудоемкость уже освоенных в производстве ВиВТ, чтобы повышать их рентабельность и возможность наращивания прибыли на предприятиях. Также по особым заданиям на особые виды продукции представлялось возможным разрабатывать упрощенные технологии.
Работа базовой кафедры ОАО «ВНИИРА» и Санкт-Петербургского аэрокосмического университета позволила в 2014 году оценить качество подготовки молодых специалистов для приборостроительных предприятий ВПК. Мониторинг предприятий данного профиля в ряде регионов страны по качеству подготовки молодых специалистов по специальностям: 2130062, 214040068, 21020062, 16090565 позволил нам установить требования работодателей к знаниям специалистов, которых они собираются принимать на работу. Эти требования распространялись на следующие предметы: физику, статистическую радиотехнику, оптику, математику, радиотехнику, микроэлектронику, моделирование систем, комплексов и проектов, работу с прикладными программами, работу с комплексами государственных стандартов, программирование и использование языков, базовые знания (для возможности работы с цифровыми осциллографами, анализаторами спектров, генераторами частот и т.д.
После окончания училища, а затем университета (аэрокосмического приборостроения) я в 1963 году был направлен на работу в один из оборонных НИИ города Ленинграда. В Университете был секретарем комсомольской организации, членом партии и внештатным инструктором Ленинградского Обкома комсомола. У меня были хорошие наставники и учителя, поэтому к окончанию университета уже имел опубликованную научную работу, а на кафедре принимал участие в научных исследованиях (создавал систему управления моделями самолетов). Как на все это хватало времени, ума не приложу. После предъявления диплома к защите (подготовил я его досрочно) меня направили участвовать в отчетно-выборной комсомольской конференции в Московский район города. Конференция была проведена, и меня избрали вторым секретарем Московского райкома комсомола города Ленинграда.
Появляюсь после этого в университете, вызывает меня ректор (профессор Капустин А.А.), смотрит на меня и говорит: «Ты что, обалдел? Какой райком комсомола?» Вызывает к себе заведующего кафедрой философии профессора Овчинникова В.С., заместителя декана профессора Дунина-Карвицкого С.С. И они все трое в один голос потребовали, чтобы я шел работать в НИИ, там мое место, а не на партийной работе.
Пришлось мне ехать в Смольный в горком комсомола и писать заявление о том, что я хочу хотя бы года два поработать в промышленности, а потом, если необходимо будет, вернусь на партийную работу. До утверждения моей кандидатуры в качестве секретаря Московского райкома комсомола на бюро горкома партии еще оставалось четыре дня, поэтому мою просьбу удовлетворили, но мне сделали замечание. Каждый руководитель в Смольном отстаивал свои позиции. И их можно было понять. Ведь я в университете был направлен на учебу как отличник, по спецнабору после окончания среднего военно-технического училища, так как рос после войны с матерью, отец погиб, защищая Ленинград. Поэтому нас, курсантов-отличников, направляли учиться в высшие учебные заведения, и в 18 лет я уже имел звание лейтенанта.
На предприятиях ОПК приборостроительного профиля, как правило, для создания новых видов ВиВТ трудилось 3-4 технолога на 40-50 сотрудников. Из всех видов базовых технологий на предприятиях этого профиля находят применение не более 30 видов технологий. В этом случае представлялось возможным не только использовать при создании изделий прогрессивные технологии, но и снижать трудоемкость уже освоенных в производстве ВиВТ, чтобы повышать их рентабельность и возможность наращивания прибыли на предприятиях. Также по особым заданиям на особые виды продукции представлялось возможным разрабатывать упрощенные технологии.
Работа базовой кафедры ОАО «ВНИИРА» и Санкт-Петербургского аэрокосмического университета позволила в 2014 году оценить качество подготовки молодых специалистов для приборостроительных предприятий ВПК. Мониторинг предприятий данного профиля в ряде регионов страны по качеству подготовки молодых специалистов по специальностям: 2130062, 214040068, 21020062, 16090565 позволил нам установить требования работодателей к знаниям специалистов, которых они собираются принимать на работу. Эти требования распространялись на следующие предметы: физику, статистическую радиотехнику, оптику, математику, радиотехнику, микроэлектронику, моделирование систем, комплексов и проектов, работу с прикладными программами, работу с комплексами государственных стандартов, программирование и использование языков, базовые знания (для возможности работы с цифровыми осциллографами, анализаторами спектров, генераторами частот и т.д.
Автор: Каплей