Наш винтокрыл пятого поколения
Российские вертолетостроители приступают к созданию новой боевой машины
В ближайшие несколько лет Россия может стать первой страной в мире, создавшей ударный вертолет пятого поколения. Правда, для этого конструкторам предстоит решить ряд задач, среди которых малозаметность и малошумность новой машины. Надо отметить, что похожие проекты существуют и в США, однако там они не получают государственного финансирования и пока не вышли за рамки бумажных расчетов.
Впервые о разработке вертолета пятого поколения еще в конце 2008 года объявил главнокомандующий российскими ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Однако подробностей проекта главком тогда не раскрыл, он лишь отметил, что опытно-конструкторские бюро ведут активные работы.
Еще в начале пути
С тех пор про будущую машину ничего не было слышно вплоть до мая 2010 года, когда о создании нового винтокрыла рассказал исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов.
Судя по его словам, идет разработка концепции ударного вертолета, но она находится на стадии предпроектных исследований. То есть сам проект фактически еще не реализуется. Как заявил Шибитов, «начата продувка двух аэродинамических схем - соосной и классической. Получены первые результаты». Продувкой занимаются российские вертолетостроительные ОКБ «Миля» и «Камова», использующие в своей готовой продукции классическую и соосную схемы соответственно.
В июне 2010 года немного больше поведал о новой машине генеральный конструктор и первый заместитель исполнительного директора ОКБ «Миля» Алексей Самусенко. Но из его высказываний следовало, что как таковые предпроектные исследования по теме вертолета пятого поколения пока еще не начаты. Российские специалисты занимаются исследованиями в области высокоскоростной винтокрылой машины. Наработки, полученные в рамках проекта, могут быть впоследствии использованы и при создании нового ударного вертолета.
Последние несколько лет в России создаются три модели скоростных вертолетов - Ми-Х1 (ОКБ «Миля»), а также Ка-90 и Ка-92 (ОКБ «Камова»). В рамках этих проектов конструкторы пытаются снять с будущих машин скоростные ограничения, накладываемые на них самой конструкцией винтокрылов. Предположительно Ка-90 сможет лететь со скоростью свыше 800 км/ч благодаря двухконтурному реактивному двигателю. Применение дополнительной силовой установки позволит снизить скорость вращения несущего винта, не теряя при этом тяги.
AH-64D Apache Longbow Block III
Дело за «малым»...
В общем, поле для фантазии российских конструкторов, похоже, есть. Весь вопрос заключается лишь в том, сможет ли Россия в небольшие сроки создать столько технических новшеств одновременно. Если да, то новая машина станет техническим прорывом страны.
Не менее важным является и финансирование столь масштабного проекта: велика вероятность, что воплощение в жизнь всего задуманного без помощи государства растянется на долгие годы, так и не достигнув завершающего этапа.
Согласно планам холдинга «Вертолеты России» на первом этапе компания намерена самостоятельно финансировать программу создания ударного вертолета - с 2011 года в проект планируется инвестировать миллиард долларов. Остальное будет зависеть, по всей видимости, от Министерства обороны России: если военные заинтересуются, денежная поддержка придет.
В ближайшие несколько лет Россия может стать первой страной в мире, создавшей ударный вертолет пятого поколения. Правда, для этого конструкторам предстоит решить ряд задач, среди которых малозаметность и малошумность новой машины. Надо отметить, что похожие проекты существуют и в США, однако там они не получают государственного финансирования и пока не вышли за рамки бумажных расчетов.
Впервые о разработке вертолета пятого поколения еще в конце 2008 года объявил главнокомандующий российскими ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Однако подробностей проекта главком тогда не раскрыл, он лишь отметил, что опытно-конструкторские бюро ведут активные работы.
Еще в начале пути
С тех пор про будущую машину ничего не было слышно вплоть до мая 2010 года, когда о создании нового винтокрыла рассказал исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов.
Судя по его словам, идет разработка концепции ударного вертолета, но она находится на стадии предпроектных исследований. То есть сам проект фактически еще не реализуется. Как заявил Шибитов, «начата продувка двух аэродинамических схем - соосной и классической. Получены первые результаты». Продувкой занимаются российские вертолетостроительные ОКБ «Миля» и «Камова», использующие в своей готовой продукции классическую и соосную схемы соответственно.
В июне 2010 года немного больше поведал о новой машине генеральный конструктор и первый заместитель исполнительного директора ОКБ «Миля» Алексей Самусенко. Но из его высказываний следовало, что как таковые предпроектные исследования по теме вертолета пятого поколения пока еще не начаты. Российские специалисты занимаются исследованиями в области высокоскоростной винтокрылой машины. Наработки, полученные в рамках проекта, могут быть впоследствии использованы и при создании нового ударного вертолета.
Последние несколько лет в России создаются три модели скоростных вертолетов - Ми-Х1 (ОКБ «Миля»), а также Ка-90 и Ка-92 (ОКБ «Камова»). В рамках этих проектов конструкторы пытаются снять с будущих машин скоростные ограничения, накладываемые на них самой конструкцией винтокрылов. Предположительно Ка-90 сможет лететь со скоростью свыше 800 км/ч благодаря двухконтурному реактивному двигателю. Применение дополнительной силовой установки позволит снизить скорость вращения несущего винта, не теряя при этом тяги.
AH-64D Apache Longbow Block III
Дело за «малым»...
В общем, поле для фантазии российских конструкторов, похоже, есть. Весь вопрос заключается лишь в том, сможет ли Россия в небольшие сроки создать столько технических новшеств одновременно. Если да, то новая машина станет техническим прорывом страны.
Не менее важным является и финансирование столь масштабного проекта: велика вероятность, что воплощение в жизнь всего задуманного без помощи государства растянется на долгие годы, так и не достигнув завершающего этапа.
Согласно планам холдинга «Вертолеты России» на первом этапе компания намерена самостоятельно финансировать программу создания ударного вертолета - с 2011 года в проект планируется инвестировать миллиард долларов. Остальное будет зависеть, по всей видимости, от Министерства обороны России: если военные заинтересуются, денежная поддержка придет.
Автор: Смирнов Вадим