Советская лунная научная станция «Барминград»

В настоящее время Россия снова возвращается к идее строительства на Луне обитаемой станции. Данный проект был актуален еще в 1960-е годы. Уже в 1962 году советские конструкторы и космонавты начали разработку подобного проекта, который известен сегодня как «Барминград» (по имени генерального конструктора-изобретателя Владимира Павловича Бармина). Бармин занимался проектированием всех стартовых площадок для космических полетов, которые отличались своей простотой и надежностью. Его лунная научная станция должна была стать такой же.

«Барминград»

Команда конструкторов, во главе которой был академик Владимир Павлович Бармин, приступила к разработке лунной станции в 1962 году. Над проектом работало Конструкторское бюро общего машиностроения, которое располагалось в Москве на Бережковской набережной. Космическое новоселье было запланировано уже на конец 1980-х годов. Использовать станцию планировалось и в гражданских, и в военных целях. База могла стать уникальной площадкой для размещения ракет, которые были бы практически неуязвимы с Земли, и специального разведывательного оборудования для слежки за США. Также Луна привлекала советских ученых своими геологическими особенностями. Уже в те годы было известно, что на естественном спутнике Земли находятся большие запасы трития — идеального топлива для термоядерных электростанций будущего. В то же время советский космонавт Алексей Леонов считает, что военные цели — это скорее выдумки, хотя стартовые позиции на Луне действительно планировались, но для каких целей, военных или гражданских, значения не имело.

В общей сложности к работам над проектом будущего лунного городка было привлечено несколько тысяч различных организаций. При этом объем работ был разделен на три сферы: лунные сооружения, лунный транспорт и энергетика.

Базу на Луне советские инженеры планировали развернуть в 3 этапа:

1. Старт к лунной поверхности автоматических космических аппаратов, которые доставили бы на Землю образцы лунного грунта с тех мест, которые были выбраны для размещения базы.

2. Отправка на лунную поверхность первого модуля в виде цилиндра, лунохода и команды космонавтов для проведения на месте первичных исследований.

3. Отладка сообщений между Луной и Землей, доставка на спутник дополнительной техники: новые модули базы, атомной электростанции, т.е. предполагалось активное освоение естественного спутника Земли.



В различных НИИ прорабатывались различные варианты будущих трансформируемых конструкций. К примеру, даже самозатвердевающие здания. Рассматривались и ленточные конструкции. В транспортном состоянии они должны были напоминать цилиндрическую металлическую оболочку, только скрученную и сдутую в рулон. Непосредственно на месте она должна была заполняться воздухом, надуваясь и в дальнейшем сохраняя форму. Наибольший интерес представляли сооружения, которые строились бы из биоматериалов — материалов, обладающих тепловой «памятью». Готовые сооружения из таких материалов планировалось особым образом сплющивать, фактически превращая в лепешку, и в таком виде отправлять на Луну. На месте под воздействием высокой температуры, конструкция принимала бы свой первоначальный облик. Однако все эти фантастические варианты конструкций не смогли преодолеть даже стадии макетных испытаний. В итоге Бармин остановил свой выбор именно на обыкновенном цилиндрическом модуле-бочке.

Полноразмерный прототип лунного модуля был построен в КБ общего машиностроения, на нем проводилась отработка компоновки будущих модулей лунной базы. Различные варианты рассматривались достаточно долго. Но в будущем по непонятным причинам макет решили пустить в утиль, от него в итоге дошли до нас лишь фотографии не самого лучшего качества. Сама же первая советская лунная база должна была состоять из 9 отдельных модулей (каждый длиной по 4,5 метра). Все эти модули должны были постепенно доставляться на естественный спутник Земли при помощи транспортных кораблей.

Готовую и собранную станцию сверху планировалось присыпать метровым слоем лунного грунта. По своим характеристикам — это был идеальный теплоизолятор, а также прекрасная защита от радиации. Со временем на Луне должен был появиться целый город, в котором имелась бы своя обсерватория, кинотеатр, научный центр, спортзал, мастерские, оранжерея, столовая, гаражи для лунного транспорта, система создания искусственной силы тяжести и даже собственная АЭС. Специально для лунного города планировалось создать 3 вида лунного транспорта — тяжелый и легкий луноходы и многофункциональную машину «Муравей». Ее разработкой занимался ленинградский ВНИИТрансМаш, который был известен созданием бронетанковой продукции. Часть созданных лунных транспортных средств должна была работать от солнечной энергии, а часть от аккумуляторов. Машины, которые были предназначены для совершения дальних походов, планировалось оснащать атомными малогабаритными реакторами.



Однако всем планам по созданию лунной базы так и не суждено было осуществиться. Работы над проектированием лунного города были в самом разгаре, когда 24 ноября 1972 года в 9 часов утра потерпела аварию уже четвертая по счету «лунная» ракета Н-1. Три предыдущих ее запуска также заканчивались катастрофой. На тот момент американцы уже 3 года свободно разгуливали по Луне. Руководство Советского Союза в итоге приняло решение свернуть программу Н-1, ставшую самой громкой неудачей Королева, а без лунной ракеты-носителя и сам проект лунной базы потерял всякий смысл.

Новые этапы Лунного пути

В XXI веке в России снова вернулись к вопросу проектирования лунной станции. Данные работы только начинаются, но уже сейчас понятно, что этапы исследования и освоения Луны мало чем будут отличаться от того, что предлагал еще Владимир Бармин. Во всяком случае, этапов этих также будет три.

Первый этап, с 2016 по 2026 годы, предполагает изучение естественного спутника Земли при помощи автоматических аппаратов. Предполагается осуществить посадку в районах Южного полюса Луны автоматических межпланетных станций «Луна-25» и «Луна-27». Изучением физических условий в полярном районе, а также реголита должна будет заняться станция «Луна-26». А доставкой на нашу планету образцов лунного грунта займется станция «Луна-28». В результате этих исследований ученые собираются выяснить физико-химические свойства и состав лунного полярного реголита, а также определиться с самыми перспективными районами в области Южного полюса Луны для развертывания в будущем лунного полигона и лунной базы.



Второй этап лунной программы предполагает проведение пилотируемых полетов в окололунном пространстве, а также развертывание необходимых элементов лунной космической инфраструктуры. В том числе создание российского лунного полигона программой освоения дальнего космоса запланировано позднее 2030 года. В течение двух лет, с 2030 по 2032 годы, на Луне планируется начать высадки российских космонавтов, которые могли бы приступить к строительству и обустройству базы.

Третий этап освоения и исследования Луны запланирован на 2036-2050 годы. О том, что именно будет происходить на данном этапе, точной информации пока нет. Но можно предполагать, что за это время на Луне должна быть завершена установка и наладка, а также произведен ввод в эксплуатацию всех необходимых элементов российской лунной базы.

При этом российская программа изучения и исследования Луны обретает не только реальные черты, но и стоимость. На утверждение в правительство РФ был отправлен проект «Долгосрочной программы исследования дальнего космоса», на реализацию которого до 2050 года может быть потрачена рекордная сумма в размере 12,5 триллиона рублей. При этом цифры еще могут быть пересмотрены. А о своем интересе к разработке лунной базы заявляют и частные российские компании. К примеру, российская компания «Лин Индастриал» (резидент «Сколково»), заявляла о готовности развертывания на Луне базы в течение 10 лет после принятия соответствующего решения.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201501091737-jhw3.htm
http://tainy.net/11846-barmingrad.html
http://www.popmech.ru/technologies/6861-kosmos-novosti-7-13-sentyabrya-2007-g/#full
Автор: ZloyStrelok