Русские слыли искусными боевыми летчиками

Александр Казаков


Манфред фон Рихтгофен


Рене Пауль Фонк


Эдвард Маннок


ТЕПЕРЬ о самом результативном летчике первой мировой. Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами. Ну а как быть с немецким асом Манфредом фон Рихтгофеном, которому некоторые исследователи приписывают 80 уничтоженных самолетов противника и считают его сильнейшим асом первой мировой? Есть основания полагать (на основе серьезных исследований некоторых специалистов), что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными.

А КАКОВЫ достижения в первую мировую российских летчиков? Прежде отметим, что первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале 1915 года. Один защищал Варшаву, второй охранял от нападения с воздуха царскую ставку. Весной 1916 года формируются еще 12 истребительных отрядов - по одному на полевую армию. В том же году в связи с тем, что Германия перебросила на восток большее количество авиации, создаются фронтовые истребительные отряды. Русские летчики воевали на самолетах французского производства, в 1915 году появляется первый истребитель отечественного производства Сикорский С-16.

Наибольшее число побед из российских летчиков одержал штабс-капитан Александр Казаков - 17 (неподтвержденных, с учетом сбитых самолетов, упавших на территорию, занятую противником, - 32). Война для него началась 29 декабря 1914 года, когда он после окончания Гатчинской военной авиационной школы прибыл на Западный фронт в 4-й корпусной авиаотряд. Истребителей в нашем понимании тогда еще не было, и он первый самолет противника сбил на скоростном моноплане «Моран-Жольнье» французского производства - таранным ударом. 1 апреля 1915 года ротмистр обнаружил западнее Вислы в районе деревни Гузов немецкий биплан «Альбатрос», нагнал его и ударил колесами, немецкий самолет полетел камнем вниз. А затем были новые и новые воздушные победы.

Штабс-капитан Евграф Крутень сбил 15 (20) неприятельских самолетов, капитан Петр Аргеев - 15. Несмотря на скромный результат по сравнению с асами других стран, российские слыли как искусные боевые летчики, применявшие совершенные тактические приемы. Французский военный пилот Жан Дюваль, наблюдавший за действиями русских летчиков-истребителей на Восточном фронте, советовал своим сослуживцам: «Делайте перевороты через крыло, штопор, пике и другие номера по отношению к противнику, делающему то же самое. Точно рассчитывайте расстояние, откуда вы вышли, занимайте позицию для стрельбы, имея пулемет уже направленным на цель, и все это в четверть секунды - только тогда будет успех...»

Много приемов в арсенал воздушного боя внес Евграф Крутень. Его наиболее отработанные приемы - атака с преимуществом в высоте, проход со стороны солнца в 50-100 метрах ниже противника, крутой боевой разворот в хвост вражеского аэроплана. Огонь Крутень открывал с короткой дистанции - 19-15 метров. Лучшие летчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражение. Так, австрийский ас обер-лейтенант Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед) трижды «скрещивал в воздухе шпаги» с Крутенем и, как отмечал сам австриец, каждый раз был вынужден «снижаться» (приземляться), спасая свою жизнь. На Восточном фронте Крутеню не было равных.

Мастерски сражались и другие русские пилоты. Обозреватель одной из австрийских газет отмечал, что «русские летчики были и остаются для нас наиболее опасным противником, более опасным, чем французские». Вот как!

РОССИЙСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Штабс-капитан Александр Казаков 17 самолетов
2. Штабс-капитан Евграф Крутень 15 самолетов
3. Капитан Петр Аргеев 15 самолетов
4. Лейтенант А.П. Северский 13 самолетов
5. Лейтенант Иван Смирнов 12 самолетов
6. Лейтенант Михаил Сафонов 11 самолетов
7. Капитан Борис Сергиевский 11 самолетов
8. Прапорщик Эдуард Томсон 11 самолетов
9. Прапорщик Константин Арцеулов около 10

х - В таблице приведены только подтвержденные победы.
х - Некоторые исследователи считают, что российские летчики П.Маринович, В.Федоров, И.Орлов сбили не менее 10 самолетов противника каждый, а Э.Пульпе, Г.Сук, О.Тетер, Я.Махлапуу, В.Янченко и еще одиннадцать пилотов не менее 5.


ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Фонк (Франция) 75 самолетов
2. Маннок (Англия) 73 самолета
3. Бишоп (Англия) 72 самолета
4. Удет (Германия) 62 самолета
5. Манфред фон Рихтгофен (Германия) 60 самолетов
6. Гинемер (Франция) 54 самолета
7. Мак-Кэдди (Англия) 54 самолета
8. Левенхардт (Германия) 53 самолета
9. Фаллард (Англия) 48 самолетов
10. Фосс (Германия) 48 самолетов
11. Румеи (Германия) 45 самолетов
12. Бертольд (Германия) 44 самолета
13. Беймер (Германия) 43самолета
14. Балл (Англия) 43
15. Ненжессер (Франция) 43 самолета
16. Лезер (Германия) 41 самолет
17. Мадон (Франция) 41
18. Якобс (Германия) 41 самолет
19. Бельке (Германия) 40 самолетов
20. Брушовский (Австрия) 40 самолетов
21. Бюхнер (Германия) 40 самолетов
22. Лотар фон Рихтгофен (Германия) 40 самолетов
23. Менкгофф (Германия) 39 самолетов
24. Гонтерман (Германия) 39 самолетов
25. Коппенс (Бельгия) 37 самолетов

х - В активе асов - уничтоженные самолеты и аэростаты противника. На счет некоторых летчиков занесены и неподтвержденные воздушные победы.
х - Из британских асов в таблице приведены только англичане.