А.Б. Юмашев. Лётчик и художник



Андрей Борисович Юмашев родился в Петербурге в 1902 году. Учился в гимназии, увлекался рисованием, поступил в художественную школу. Революция круто изменила жизнь. В 16 лет, скрывая возраст, Юмашев добровольно вступает в Красную армию. Попадает в артиллерийскую часть и воюет на Южном фронте. После гражданской командование направляет его в летную школу, где у него обнаруживается незаурядный талант летчика. В летной школе Юмашев увлекся планерами. Он сам проектировал и конструировал эти летательные аппараты. В 1925 году в Коктебеле проводились Международные соревнования планеристов. Юмашев принимал в них участие со своим планером Ю-1 и занял почетное призовое место. В сентябре 1928 года на планере «Гамаюн» впервые в СССР выполнил планирующий полет в термическом потоке и установил два советских рекорда: дальность полета по прямой (14 км) и максимальная высота над точкой взлета (375 м).

Успешно закончив летную школу, Андрей Борисович быстро овладел искусством высшего пилотажа и стал совершенствоваться как летчик-испытатель. В этом качестве в 1927 году его пригласили в НИИ ВВС. Там он испытывал новые самолеты, совершал рекордные полеты. Юмашев провёл испытания экспериментального самолёта «Сталь-6». Участвовал в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, «Сталь-7», Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9.

В 1936 г. у Андрея Борисовича было несколько знаменательных событий. Будучи командиром экипажа ТБ-3 он выполнил полет в Прагу, обеспечивая визит командующего ВВС СССР Алксниса. В этот же год он установил 3 мировых рекорда грузоподъёмности на самолёте ТБ-3: высота 8116 м с грузом 5 тонн, высота 6605 м с грузом 10 тонн, максимальный груз в 12 тонн, поднятый на высоту 2000 м. После этих рекордов Юмашев получил почтовый пакет. На листе — всего несколько слов: "Поздравляю с достижением рекорда высоты на четырехмоторном самолете АНТ-6. Желаю Вам новых успехов. Жму руку. И. Сталин». За установленные рекорды Андрей Борисович был премирован легковым автомобилем.

В 1937 году Юмашев перешел на работу летчика-испытателя в ЦАГИ. Одним из первых на экспериментальных самолетах БОК-7 и БОК-15 стал подниматься к границе стратосферы, для чего требовались мужество, мастерство и крепкое здоровье.

Стратосферный сомолет БОК-7.

Ему уже стало тесно в небе, хотелось подниматься еще выше, лететь еще дальше. Так появилась идея, о которой мечтали летчики не только у нас, но и в других развитых странах — побить мировой рекорд дальности полета по прямой без посадки. Соревновались между собой США, Франция, Италия и Германия. Последний такой рекорд в 1932 году поставили французы Кодос и Росси, пролетев без посадки по прямой 9104,7 км. Это была настоящая сенсация, которую не переставали горячо обсуждать все авиаторы, в том числе и в НИИ ВВС.

Однажды Юмашев встретился в институте и разговорился на эту тему с прославленным шеф-пилотом Михаилом Громовым, уже поставившим несколько разных рекордов. «А что, Михаил Михайлович, — обратился к нему Юмашев, — не переплюнуть ли нам этих французов?» « На чем только?» — улыбнувшись, спросил Громов. «Будет машина! — воскликнул Юмашев. — К Туполеву обратимся». Андрей Николаевич предложением зажегся. Ученые, инженеры и конструкторы, получив от правительства «добро», приступили к работе.

Туполев создал самолет-моноплан с крылом значительного удлинения, размах которого составлял 34 м, с большим объемом бензобаков, расположенных в крыльях. Под руководством А.Н. Туполева, с участием П.О. Сухого и В.П. Ветчинкина коллектив ЦАГИ создал этот самолет за один год. Причем в двух экземплярах. Назвали его АНТ-25.



Оказалось, АНТ-25 приземлился на самом юге Калифорнии, в трех милях от небольшого городка Сан-Джасинто, пробыв в воздухе 62 ч. 17 мин. и пролетев без посадки по прямой 10148 км. Итак, мировой рекорд дальности полета стал впервые принадлежать нашей стране. Международная авиационная федерация утвердила его и присудила каждому члену экипажа свою высшую награду — именную медаль де Лаво.

Героический перелет экипажа Громова в Америку, так же, как и Чкалова, имел большое значение. В сложной обстановке тех лет, когда назревала Вторая мировая война, советские летчики продемонстрировали растущую мощь СССР. Трудно передать тот триумф, который охватил Соединенные Штаты. Тысячи американцев шли с поздравлениями к русским летчикам. Много было и официальных встреч, приемов, банкетов. Президент США прислал экипажу телеграмму: "Ваши достижения вызывают большое восхищение, я горячо поздравляю вас".

М.М. Громов, С.А. Данилин, А.Б. Юмашев у самолета АНТ-25

Позже, уже в Вашингтоне, экипаж нанес визит президенту США. Рузвельт задавал им вопросы о самочувствии после перелета, о впечатлениях, об Америке и о том, какие трудности пришлось перенести в полете через полюс. Со страниц печати не сходили репортажи о пребывании в Штатах мужественного экипажа. Перелет через Северный полюс в Америку оценивался как достижение советской авиации и как знак дружбы между двумя великими государствами. Большой интерес американские специалисты и ученые проявили к тактико-техническим данным самолета АНТ-25. Пока он стоял на поле, они облазили его вдоль и поперек и пришли в восторг от простоты конструкции и многих инженерных решений.

Начались поездки членов экипажа по городам штатов. Триумфально прошли встречи в Сан-Франциско и Сан-Диего, потом гости направились в Лос-Анджелес. Федеральное правительство возложило на этот культурный и промышленный центр задачу: организовать встречу народа США с героями-летчиками АНТ-25. Мэр Лос-Анджелеса со ступенек ратуши объявил огромному стечению народа об избрании Громова, Юмашева и Данилина почетными гражданами города. 4 августа был последний день трехнедельного пребывания экипажа Громова в Америке. Уже разводил пары самый большой в мире и самый роскошный лайнер "Нормандия", на котором отплывали из Штатов в Англию Громов, Юмашев и Данилин. Но самым радостным и волнующим событием для экипажа было, конечно же, долгожданное возвращение домой, где героев ждали родные и близкие, друзья и сослуживцы, весь народ.

А.Б. Юмашев с А.Н. Туполевым. После полета в Америку

После отплытия из Штатов громовцы побывали в Европе, где наших летчиков тепло и торжественно встречали в столицах многих государств, кроме Берлина. Геббельсовская пропаганда запретила всем средствам информации даже упоминать о победе краснокрылых пилотов. Международный экспресс с членами экипажа медленно подходит к белорусской пограничной станции Негорелое. Была ночь, но на всей платформе и вокруг нее стояли люди с цветами и транспарантами, приехавшие встречать своих героев. Состоялся первый митинг на родной земле. А утром была Москва и Белорусский вокзал, до отказа набитый народом. Вся привокзальная площадь заполнена ликующим народом, а также улица Горького до самого Кремля, где членов экипажа ждал правительственный прием. 1 сентября 1937 года Андрею Борисовичу Юмашеву за этот перелет было присвоено звание Героя Советского Союза.

Рассказ о героической эпопее 1937 года был бы неполным без рассказа внучки С.А. Данилина о том, что в США помнят наших героев. Она приятно была удивлена, когда в 1997 году получила письмо из США с приглашением приехать на празднование 60-летия перелета советских летчиков через Северный полюс в Америку. Вместе с ней были приглашены и другие родственники членов экипажа. Но по стечению обстоятельств воспользоваться гостеприимством американских друзей смогли лишь внучка Сергея Алексеевича — Данилина Ирина, сын Юмашева — Леонард и внучка Андрея Борисовича — Мария. Гостям из России был оказан самый радушный прием. Жили они в семьях очевидцев тех, потрясших Америку, событий. Кое-кто еще помнил, как это было. Первым делом родных членов экипажа Громова отвезли на место приземления самолета АНТ-25. Потом повозили по городу и остановились в центре, у длинной аллеи, вдоль которой были установлены мраморные плиты с именами лучших людей города. Начинается аллея с большого гранитного камня, на котором выгравированы фамилии Громова, Юмашева и Данилина. Это весьма почитаемый жителями Сан-Джасинто памятник мужественным героям-летчикам. Он был весь в цветах. Два флага украшали его — российский и американский.

Подвиг экипажа Громова, можно сказать с уверенностью, стал поистине историческим. А жизнь продолжалась. С началом Советско-финской войны 1939-1940 годов Юмашев в должности заместителя командира 85-го бомбардировочного авиационного полка отправляется на фронт. За время войны он лично совершил более 10 боевых вылетов на ДБ-3.

После фронта Андрей Борисович продолжает работу летчика-испытателя, и в марте 1941 года получает должность заместителя начальника ЛИИ по лётной части.

А.Б. Юмашев с лётчиками-испытателями. Подготовка парада в Тушино.

С началом Великой Отечественной войны Юмашев снова на фронте. Командовал 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей ПВО, защищающей небо Москвы. Затем был командиром отдельного истребительного авиаполка. В августе-декабре 1941 Юмашева направили в правительственную командировку в США для решения вопросов по приобретению заокеанских самолётов. В 1943 году на курском направлении возглавлял истребительный корпус. Участвовал в боях за Крым. Занимал должности заместителей командующих 1-й и 3-й воздушных армий. В конце войны стал генерал-майором. В июле 1943 года назначен командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С апреля 1944 года командовал ВВС Южного фронта ПВО. С 1945 года по 1946-й — начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

О героизме Юмашева, проявленном им в годы войны, можно судить хотя бы по одному эпизоду, о котором вспоминает Громов. После разгрома фашистов под Москвой ожесточенные бои развернулись на ржевском направлении. В них принимал участие 237-й авиационный полк под командованием Юмашева. В ходе боев попал в окружение наш кавалерийский корпус. Он оказался в тяжелом положении. Было необходимо срочно связаться с командиром корпуса и передать ему секретный пакет, получить ответ и доставить его в штаб фронта. Эту задачу могла решить только авиация. Андрей Борисович лично сам подобрал пять летчиков и возглавил эту группу. Условия были исключительно сложные. В воздухе господствовала вражеская авиация, сажать самолет нужно было на засыпанное рыхлым снегом поле. Проделать это, было приказано одному из летчиков. Остальные пилоты во главе с Юмашевым прикрывали его. Задание командования фронтом было выполнено.

А.Б.Юмашев — генерал-майор.

В 1946 году по состоянию здоровья вышел в отставку, уехал на постоянное местожительство в Алупку. Там он полностью посвятил себя второму своему таланту — живописи. В Алупке Андрей Борисович подружился с Максимилианом Волошиным, стал частым гостем в его знаменитом коктебельском доме, где регулярно собирались известные литераторы, художники, артисты. Юмашев быстро пришелся ко двору и стал душою волошинских интеллектуальных посиделок. Однажды, пролетая на планере над домом Волошиных, в знак дружбы и признательности сбросил им вымпел, который стал дорогой фамильной реликвией. Сам Волошин подарил другу несколько рисунков и акварельных этюдов, посвятил ему свои стихи. Все это бережно хранится в семьях родных Юмашева.

Нужно сказать, что Юмашев вообще очень быстро сближался с интересными людьми самых разных профессий, особенно обожал творческие личности и балет. Его друзьями были Козловский, Рихтер, Кончаловский, Громадин, Лепешинская, Фальк.

Своим учителем по живописи Андрей Борисович считал Фалька, а тот, не жалея сил и времени, передавал свой богатый опыт и мастерство любимому авиатору. Вместе они совершили творческую поездку по среднеазиатским республикам, писали много работ, изображая исторические памятники и портреты людей. Много ездил Юмашев с этюдником и по древнерусским городам и весям. Там черпал для себя вдохновение и духовное наполнение.

Кстати, с этюдником он не расставался и на фронте. В военную холодную зиму 41 года Юмашев прямо с фронта по служебным делам заехал в Москву. Выкроив время, заскочил в мастерскую к заслуженному деятелю искусств П.П. Кончаловскому. Тот быстро поставил мольберт и стал писать портрет летчика в зимней форме, поскольку мастерская не отапливалась. Портрет этот потом не раз экспонировался на выставках мастера. После позирования Андрей Борисович тут же за полтора часа создал портрет Кончаловского.

В 1946 году Юмашев был принят в Союз художников СССР. С успехом прошли четыре его персональных выставки. Последняя состоялась в Москве в Доме архитекторов. Стоит привести несколько отзывов с этих вернисажей. "Андрей Борисович. Удивительно цельный человек. Широкая эрудированность и целеустремленность, умение сосредоточиться и мгновенно принять единственно правильное решение и высокая требовательность к себе — эти качества Юмашева — летчика также присущи Юмашеву-художнику". "Да здравствует Юмашев! Герой, летчик, художник!"

Пятая выставка художника была приурочена к 50-летию перелета АНТ-25 в Америку и состоялась в США в музее города Сант-Джасинто. После выставки многие работы автор подарил гостеприимным жителям этого города, первыми встретивших русских героев в 1937 году.

В книге "На земле и в воздухе" М. Громов дает такую оценку своему товарищу: "А.Б. Юмашев был блестящим пилотом с творческим мышлением, он отлично летал по приборам в облаках, был человеком с решительным характером и высоким интеллектом. Он увлекался живописью, много и интересно писал маслом и акварелью. Ко всему этому — высокий красивый мужчина с крупными чертами лица киногероя, с волнистыми волосами... " А.Б. Юмашевым было установлено 6 мировых авиационных рекордов, из них 1 — абсолютный. Таким был выдающийся летчик и художник Андрей Борисович Юмашев.



Источники:
Стефановский П. М. Триста неизвестных. М.: Воениздат, 1968. С.9.
Красильщиков А. Знаменитый летчик, известный художник // Авиация и космонавтика. 2002. №7. С.46-48.
Шкадов Н.И. Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984. С. 76-83.
Юмашев А. Рекорд дальности: Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки // Авиация и космонавтика. 1997. №7. С. 6-16.
Зохорошко И. Летчик, герой, художник // Крылья Родины. 2001. №12. С.31-32.
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский: Авиационный печатный двор, 2001. С. 10.
Кириленко Ю. Летать рожденный // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С.72-77.