Суперкрейсер «Неуязвимец». Будущее флота


Из пояснительной записки к проекту модернизации трофейного крейсера “Неуязвимец” (бывш. “Замволт”):

…демонтаж устаревших вооружений позволит освободить 3500 кубометров пространства под палубой корабля. Взамен вертикальных ракетных шахт и рельсовых электромагнитных пушек, вооружение “Неуязвимца” составят системы нового поколения, созданные в рамках специальной теории относительности. Наиболее перспективным способом защиты крейсера от средств воздушного и подводного нападения является искривление пространства-времени.

Среди прозвучавших предложений:

— увод подлетающей противокорабельной ракеты в пространство с иной метрикой с последующим бесконечным кружением ракеты в псевдоевклидовом пространстве (лента Мёбиуса);

— отражение вражеской ракеты от “светового конуса”, с созданием её точной копии, летящей назад во времени, обратно во врага;

— тахионное оружие, убивающее противника еще до того, как начался бой (тахионы — гипотетические частицы, движущиеся быстрее скорости света, нарушение причинно-следственных связей). Победа неизбежна!


Так выглядел бы объект сферической формы, движущийся быстрее скорости света. Левая часть (фантом) движется в противоположную сторону от наблюдателя.


Увы, пока о подобном супероружии можно только мечтать. В наши дни конструкторам пришлось бы использовать куда более прозаические способы для повышения защищенности “Неуязвимца” и радикального усиления его боевых возможностей.

Итак, “НеуязвимецЪ”. Ракетно-артиллерийский крейсер 1 ранга полным водоизмещением 18—20 тыс. тонн.

Длина по КВЛ — 180 метров.

Численность экипажа ~200 чел (для сравнения, штатный экипаж громадного “Орлана” со множеством систем и боевых постов едва ли превышает 600 чел., при том, что данный проект был создан 40 лет назад).

Мощность ГЭУ ~80 МВт (110 тыс. л. с.).

Тип ГЭУ. Оптимальным вариантом является схема с полным электродвижением (FEP) на основе двух газовых турбин (подобно корабельным ГТД высокой мощности Rolls-Royce MT-30, на базе авиационных двигателей от “Боинга-777”). Подобное отработанное на практике решение сочетает исключительно высокую мощность, экономичность и безопасность эксплуатации ГЭУ.

С учетом выдающихся успехов отечественной ядерной энергетики (и не менее “выдающихся” успехов отечественной отрасли двигателестроения), российский вариант “Неуязвимца” должен быть непременно оснащен ЯСУ. Несмотря на высокую стоимость и связанные проблемы (повышенные меры безопасности, сложности с заходом в некоторые районы мирового океана), это единственный способ создать по-настоящему боеспособный корабль такого класса. Атомный “Пётр” без остановки носится по всему миру, в то время как его неатомные коллеги не вылезают из ремонтов. Дополнительными преимуществами атомохода станут увеличенная автономность и дальность плавания. Наконец, наличие ЯСУ на крупном боевом корабле с водоизмещением 20 тыс. тонн выглядит, как минимум, оправданно, с точки зрения затрат на топливо.

Скорость полного хода — 25 узлов.

Артиллерийские дуэли остались в прошлом. Пресловутая “гонка за скоростью” утратила всякий смысл в век радиолокаторов и управляемого оружия. Скорость корабля пропорционально квадрату мощности ГЭУ (иначе, увеличение скорости в 1,5 раза, требует повышения мощности турбин в 2,25 раза!). Каждый дополнительный узел — этот десятки тысяч кВт.

Для чего нужны дополнительные сложности, если корабли исключительно редко передвигаются полным ходом? Сказывается катастрофический износ механизмов на 30 узлах, а также различные навигационные ограничения.

Дальность плавания — 10 000 морских миль на оперативной скорости 15 уз. (из Мурманска до Рио-де-Жанейро). В случае оснащения крейсера ЯСУ, его автономность будет ограничиваться лишь надежностью его механизмов и выносливостью экипажа (а также боекомплектом и запасами продовольствия на борту).

Вооружение

Статьи нагрузки и водоизмещение корабля связаны нелинейной зависимостью. Чем крупнее корабль — тем меньшую долю, в % соотношении, занимает масса двигателей и корпусных конструкций. И все больше резервов остается на вооружение, топливо и боекомплект. Иначе говоря, корабль с вдвое большим водоизмещением несет втрое больше оружия.



Толщина верхней палубы — 100 мм. Опять же, из-за характерного завала бортов, требующая защиты площадь окажется невелика.

Оконечности не бронированы — пусть их оторвет к черту, серьезной угрозы крейсеру это представлять не может. Главное — уберечь высокотехнологичную “начинку” корабля: реакторы и высокотехнологичные турбины, генераторы, распределительные щиты, ракетные шахты, боевой информационный центр, БИУС и сигнальные процессоры радаров, всевозможные механизмы и агрегаты.


БИЦ эсминца "Замволт"

Защита внешних антенных постов — головная боль. Можно опять оглянуться на “Замволт” и применить подъёмные (убираемые) антенны систем связи. Уничтожить их всех разом не получится, они не могут быть использованы одновременно по условиям электромагнитной совместимости.

Защитить плоскую фазированную антенную решетку радара от близкого взрыва позволит радиопрозрачный кожух-обтекатель или частотно-селективная поверхность (как в авиации). Кроме того, современные АФАР сохраняют свою работоспособность даже при “выбивании” нескольких независимых модулей. А сама микроэлектроника предельно устойчива к сильным вибрациям.

Наконец, даже полная потеря радара никак не скажется на возможность запуска крылатых ракет и стрельбы из пушек по целям за горизонтом.

Как бы цинично это не звучало, но жизни членов экипажа в сравнении с дорогущей техникой не стоят ничего. Впрочем, статьи нагрузки “Неуязвимца” позволяют обеспечить защиту самих моряков.

Идем далее.

Обязательная противоосколочная переборка на противоположной стороне всех отсеков и проходов вдоль борта (“слоёнка” — 5 мм сталь + 50 мм керамика + 5 мм сталь).

Установка многочисленных противоосколочных переборок в корпусе и надстройке (25…50 мм стали или кевлара) позволит локализировать масштабы погрома даже после проникновения специальной бронебойной БЧ внутрь корпуса.

Двойное дно. Суммарная толщина ПТЗ — не менее 3 метров. Слабое оправдание для современных торпед, тем не менее, специфика применения “Неуязвимца” позволит избежать подобной угрозы. Да и сами торпеды в наше время не столь популярны, главным и основным оружием остаются средства воздушного нападения.

Как видим, никаких суперсовременных технологий для защиты не требуется. Корпус с интегрированной в его конструкцию броней не может быть основной статьей расходов и препятствием для постройки “Неуязвимца”. Бронированных монстров массово строили еще 100 лет назад, когда технологии металлообработки и производительность труда находились на зачаточном уровне

Стоимость “вундерваффе”

Затраты на постройку серии из трех “Неуязвимцев”, с учетом проведения всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в первую очередь, связанных с силовой установкой, оружием и радиоэлектронной начинкой крейсеров) составляет 30 млрд. долл.

В данном случае, автор ориентируется на “Замволт”, где полная стоимость программы достигла 21 млрд., в результате стоимость каждого из трех эсминцев подскочила до 7 млрд. долл. (как половина современного авианосца!). Тем не менее, непосредственная стоимость материалов и затрат на строительство головного USS Zumwalt составила вполне реалистичные 3,5 млрд. В случае увеличения заказов на их постройку, у янки был шанс уменьшить полную стоимость своих перспективных кораблей.

Нечто подобное могло ожидать “Неуязвимец”. Массовый продукт всегда дешевле.

Стоит как три современных эсминца. Несет оружия как три эсминца. По стоимости эксплуатации — выгоднее, чем три эсминца. По боевой устойчивости вообще не имеет равных в мире.



Задачи “Неуязвимца”:
— усиление боевой устойчивости корабельных групп;
— участие в современных в локальных войнах, нанесение разрушительных ударов по целям на побережье;
— контроль “нефтеносных” регионов и патрулирование в горячих точках (побережье Сирии, Персидский залив, АТР);
— ПВО и ПРО театров военных действий;
— демонстрация силы по всему миру.

Ему плевать на существующие противокорабельные ракеты. Он нечувствителен к провокациям. Толстокожий монстр знает себе цену и свернет шею любому, кто встанет у него на пути.

Всем, кто не верит в возможность постройки столь сильно вооруженного и защищенного корабля при заданном водоизмещении, предлагается взглянуть на ЭТО:



Тяжелый крейсер “Де Мойн” образца 1946 г.

Экипаж 1800 человек.
Скорость 33 узла.
Дальность плавания 10 тыс. миль на экономичной скорости 15 узлов.
Мощность ГЭУ 120 тыс. л.с.
Вооружение:
— девять 203-мм орудий в трех вращающихся башнях (масса каждой 450 тонн, без учета барбетов).
— 12 спаренных пятидюймовок и 24 спаренные 76-мм зенитки.
Необходимо заметить, что, в отличие от современных УВП, все вооружение старого крейсера располагалось НАД палубой, что ухудшало остойчивость и требовало положить вдоль киля тысячу тонн дополнительного балласта.

Бронирование:
— пояс — 152 мм;
— палуба — 90 мм;
— барбеты башен ГК — 160 мм;
— боевая рубка — до 165 мм.

О количестве радаров и высоте установки антенных постов на “Де Мойне” говорит сама фотография.

И каков же ответ у этой задачи? А ответ — 20 тысяч тонн.
Автор: Santa Fe