Северная Буковина: между Киевом, Бухарестом и здравым смыслом
Кровопролитная война в Новороссии длится уже год. За это время киевский режим так и не смог, да и не постарался понять, что Украина не является единым в этническом отношении государством, и модель конструирования украинской нации, изобретенная в Австро-Венгрии сто лет назад и принятая на вооружение украинскими националистами прошлого и настоящего, непригодна к использованию. Народно-освободительное движение в Новороссии — лучшее тому подтверждение. Ведь при условии этнического и культурного единства страны война на Донбассе была бы невозможна, как ни старались бы Россия и прочие мнимые «враги». О кардинальных отличиях между тремя основными регионами — Западом, Центром и Юго-Востоком — написано много. Юго-Восток — это Новороссия, русская земля, ставшая таковой благодаря победам Российской империи и затем включенная в состав искусственно созданной Украинской ССР. Центр — это Малороссия. Как раз то, что мы привыкли называть «Украиной». Ну и Запад — регион не в меньшей степени разнородный, чем все украинское государство в целом.
Западная Украина — не едина
Западная Украина также подразделяется минимум на три региона — Галицко-Волынский, где основную массу населения составляют «галичане» — украинский субэтнос, имеющий кардинальные отличия не только от русских Новороссии, но и от малороссов Центральной Украины; Закарпатский, где проживают русины, являющиеся носителями собственной русинской идентичности и никогда не враждовавшие с Россией, по крайней мере так, как это делают галичане; Буковинский, где также проживают русины, впрочем, имеющие определенные отличия от русин Закарпатья. Каждый из перечисленных регионов обладает неповторимой культурной спецификой и имеет собственную богатую и сложную историю. Во многом она связана с историей соседних народов, с которыми граничат эти регионы. «Галичане многое заимствовали у поляков, русины Закарпатья длительное время находились в орбите венгерского влияния, а русины Буковины соседствовали с румынами.
С галичанами все понятно — за столетия польского, а затем и австро-венгерского господства, они восприняли многие элементы польской и германской культуры. Значительная часть галичан стала греко-католиками — так называемыми «униатами». Хотя среди галичан до начала Первой мировой войны был сильный пророссийский элемент, впоследствии он усиленно изживался властями тех стран, в состав которых входили земли Галиции. Австро-венгры, а затем поляки и гитлеровцы, стремились «на корню» уничтожить любые русофильские настроения среди жителей Галицкой Руси. В значительной степени им это удалось. Именно Галиция дала основной костяк боевиков украинских антисоветских вооруженных организаций, а в постсоветский период стала «кузницей» современного украинского русофобского национализма.
Полная противоположность Галиции — Закарпатье. Здесь живут русины — представители уникальной народности Карпатских гор. Само слово «русин» прекрасно иллюстрирует их связь с большим русским миром. Другое дело, что годы австро-венгерского владычества не прошли бесследно и для Закарпатья. Здесь также удалось добиться «украинизации» значительной части русин, превратив их в «украинцев». Кое-кто даже воспринял русофобские настроения. Однако в целом политический климат в Закарпатье всегда отличался от настроений в Галиции. Многие русины находились на пророссийских, а затем просоветских позициях. К сожалению, в Советском Союзе существование русин фактически игнорировалось, так как они, в соответствии с официальной линией, считались субэтнической группой украинской нации. Советское правительство проводило политику «украинизации» земель, никогда прежде не составлявших единого государственного пространства, но вошедших в состав Украинской ССР. Тем самым, руководители Советского Союза закладывали мину замедленного действия под Россию и русский мир. Сегодня, спустя почти столетие после Октябрьской революции, эта мина приведена в действие в Новороссии. Закарпатье — второй после русского Юго-Востока «опальный» регион постсоветской Украины. Дело в том, что даже сейчас русины Закарпатья, особенно те, что сохранили национальную самоидентификацию, выступают против украинского национализма, навязываемого Киевом. Многие выражают солидарность с народом Донбасса, отказываются от призыва на военную службу в ВСУ, ведут антикиевскую агитацию. Но о Закарпатье, во многом благодаря активной общественной деятельности русинских организаций, в России знают многие. Между тем, есть и третий регион, географически относящийся к Западной Украине, но, в отличие от Галиции и Закарпатья, куда меньше освещаемый в СМИ. Это — Буковина.
В Буковине жили русины, считавшие себя «руским» народом (именно так, от слова «Русь»). Как писал в свое время известный буковинский общественный деятель Алексей Геровский (1883-1972), «русское население Буковины исстари считало себя русским и не имело никакого понятия о том, что существует какая-то украинская нация и что они должны превратиться в «украинцев» и больше не называть ни себя, ни своего языка русским. Когда, в конце прошлого столетия, пришлые галичане начали пропагандировать в Буковине идею сепаратизма, они вначале, в течение нескольких десятилетий, не смели называть ни себя, ни свой новый «литературный» язык украинским, но называли себя и свой язык руским (через одно «с»). Все русские буковинцы сочли это польской интригой» (Цит. по: Геровский А.Ю. Украинизация Буковины).
Наиболее быстрыми темпами украинизация Буковины началась перед Первой мировой войной, когда с целью искоренения пророссийских настроений австро-венгерские власти стали уделять колоссальное внимание формированию конструкта украинской нации. Но и после Первой мировой войны большая часть славянского населения Буковины еще идентифицировала себя как русины. Ситуация изменилась после присоединения Северной Буковины к Советскому Союзу. В СССР существовала Украинская советская социалистическая республика, титульной нацией которой считались украинцы. Этих украинцев и предстояло формировать из малороссов Центральной Украины, великороссов, малороссов и обрусевших греков Новороссии, а позже — и из галицийских, буковинских и закарпатских русинов. Согласно официальной переписи населения Украины, проведенной в 2001 г., в Черновицкой области, существующей на территории исторической Северной Буковины, украинцы составляют 75% населения, румыны — 12,5% населения, молдаване — 7,3% населения, русские — 4,1% населения, поляки — 0,4% населения, белорусы — 0,2% населения, евреи — 0,2% населения.
Процентное соотношение этнических групп региона, таким образом, коренным образом отличается от национальной карты столетней давности. Понятнее всего дело обстоит с большей частью еврейского населения Буковины, доля которого уменьшилась с 12% до 0,2%. Многим евреям не удалось пережить страшные годы гитлеровской оккупации, очень большое количество евреев, начиная с конца XIX века, эмигрировало в другие страны Европы, в США, а с середины ХХ века — в Израиль. Некоторая часть вследствие межнациональных браков растворилась в славянском и румынском населении. Схожа с евреями и судьба поляков — кто эмигрировал, уехал на историческую родину в Польшу, кто — растворился среди «75% украинцев». Численность румын и молдаван также сократилась, но не настолько заметно. Зато украинское население теперь составляет три четверти жителей Черновицкой области. Но едины ли буковинские украинцы — вот в чем вопрос?
Сегодня «украинцы» Черновицкой области включают в себя как русинское население, так и переселенцев из других областей Украинской ССР и постсоветской Украины, а также русских, молдаван, румын, евреев, цыган, немцев, записывавшихся украинцами. Собственно русинское население Буковины также никогда не было единым. Оно составляет три группы. Северо-восточные районы Черновицкой области населяют руснаки, или бессарабские русины. На северо-западе проживают подоляне, в западной части области — гуцулы. Каждая из перечисленных субэтнических групп русинов имеет собственные культурные отличия и далеко не все из них идентифицируют себя как украинцы. Хотя, следует отметить, что позиции русинского движения в Черновицкой области значительно менее крепки, чем в Закарпатской.
Процесс украинизации русинского населения Буковины был начат в свое время австро-венгерскими властями, опасавшимися распространения пророссийских настроений. Конечно, идеальным вариантом для австро-венгерского руководства была германизация края. Немецкоязычное население составляло большинство в Черновцах, да и в других городках Буковины — ведь горожанами здесь были или немцы — переселенцы из Австрии и Германии, или евреи, разговаривавшие на идиш, близком к немецкому языку. Русинское население было сосредоточено в сельской местности и не охватывалось системой немецкоязычного школьного образования. Поэтому австро-венгерские власти постепенно осознали, что германизировать русинское население не получится и решили, что куда более эффективным вариантом будет включение его в состав конструируемой украинской нации. Ситуация усложнялась тем, что в Галиции было сильно польское влияние, значительная часть населения исповедовала униатство, и греко-католическое духовенство являлось надежным проводником идеи «украинизации» русинского населения.
Православных славян Буковины украинизировать было сложнее — они не понимали, почему должны отказываться от русской идентичности, если тоже исповедуют православие и говорят на «руском» языке. Как вспоминал А.Ю. Геровский, «в последних десятилетиях прошлого столетия буковинская русская интеллигенция состояла главным образом из православных священников. Униатов в Буковине было очень мало и то только по городам. Но и униаты в то время считали себя русскими. В главном городе, Черновцах, униатская церковь всеми называлась просто русской церковью, а улица, на которой эта церковь находилась, даже официально называлась по немецки Руссише Гассе (официальный язык в Буковине был немецкий)» (Геровский А.Ю. Украинизация Буковины).
Для облегчения задачи по украинизации буковинских русинов австро-венгерские власти назначали в Буковину учителей и администраторов — выходцев из Галиции, которые должны были личным примером убедить буковинских русинов в их «украинстве». Но местное население подобных проповедников украинской идентичности принимало враждебно, и дело было не только в непонимании самого смысла навязывания «украинства», но и в банальном бытовом неприятии надменно державшихся чужаков, которые мало того, что назначались на должности вместо местных жителей, но и считали последних людьми второго сорта. Неприязненное отношение буковинских русинов к присланным из Галиции проповедникам «украинства» повлекло за собой обвинения со стороны последних в том, что буковинцы вместо «объединения с братьями — галичанами» ударяются в индивидуализм и не желают участвовать в возрождении «единой украинской нации».
Идеологами украинизации Буковины стали два политических авантюриста неопределенного национального происхождения, почему-то считавших себя «украинцами». Первым был Стефан Смаль-Стоцкий, которому Черновицкий университет присвоил профессорское звание без какой-либо научной подготовки. Заслугой Смаль-Стоцкого посчитали упорную пропаганду «самостоятельности» рутенского (русинского) языка от русского языка. Впоследствии Смаль-Стоцкий попал под следствие за растрату казенных денежных средств. Второй — барон Николай фон Вассилко. Вроде как австрийский аристократ, судя по приставке «фон», но со слишком нетипичными для немца именем и фамилией. На самом деле, Вассилко был сыном румына и армянки и вообще не владел ни одним из славянских языков и наречий — ни русским, ни галицийским, ни русинским. Однако именно ему Австро-Венгрия доверила представлять буковинских славян в австрийском парламенте, так как фон Вассилко был активным сторонником концепта о существовании украинской нации, независимой от русского народа. . В современных украинских источниках Вассилко именуют "Василько Миколой Миколовичем" и, разумеется, называют видным деятелем украинского движения.
Барон Василлко не только активно пропагандировал украинскую идентичность, но и занимался всевозможными экономическими махинациями, играя важную роль в теневой экономике Австро-Венгрии. Как мы видим, финансовая нечистоплотность часто сопутствовала сторонникам украинского национализма — видимо и австро-венгерские власти выбирали для провокационной деятельности людей, которых было легко "держать на крючке". Именно барон Вассилко стал одним из инициаторов массовых репрессий против деятелей буковинского пророссийского движения перед Первой мировой войной. По доносам Василлко, начиная с 1910 г. австро-венгерские власти осуществляли планомерное уничтожение православного русинского населения в Буковине. Многие видные деятели православного пророссийского движения были убиты или попали в концлагерь Талергоф. таким образом, этот "пламенный борец за украинскую идею" повинен в смертях и искалеченных судьбах многих славян Буковины. После прихода к власти петлюровской Директории, Вассилко занимал должность посла УНР в Швейцарии. Умер своей смертью в 1924 г. в Германии.
Свидетельством значительных культурных различий Буковины и той же Галиции является равнодушное отношение жителей Черновицкой области к идее «самостийности». В годы Великой Отечественной войны украинским националистам так и не удалось заручиться на территории Буковины сравнимой с Галицией поддержкой населения. В Великой Отечественной войне, сражаясь в рядах советской армии, погибло 26 тысяч жителей из 100 тысяч призванных на военную службу буковинских мужчин и юношей. Получается, что каждый четвертый буковинский мужчина призывного возраста отдал жизнь в борьбе против гитлеровских оккупантов. До двух тысяч жителей Буковины ушли в партизанские отряды и подпольные группы. Конечно, были и те, кто вступал в ряды коллаборционистов, украинских националистических организаций, но в целом они находились в меньшинстве.
Украинизация, румынизация или... вместе с Россией?
После распада СССР и провозглашения независимости Украины население Черновицкой области встретило эту новость менее воодушевленно, чем жители Галиции и киевская националистически настроенная интеллигенция. На протяжении двух постсоветских десятилетий в Черновицкой области продолжался процесс украинизации, благодаря которому Киеву удалось добиться определенных продвижений в утверждении украинской идентичности, особенно среди молодого поколения буковинцев. В то же время, настроения жителей Черновицкой области куда менее националистические, чем в той же Галиции. Во-первых, это связано с присутствием значительной доли национальных меньшинств в населении области. К примеру, тем же румынам нет никакого смысла поддерживать идеи украинского национализма. Тем более, что румынское население прекрасно понимает перспективы дальнейшего развития событий в области в случае укрепления позиций киевского режима — будет взят курс на украинизацию не только русинского, но и румынского и молдавского населения Буковины. В каком-то смысле положение буковинских румын напоминает венгров Закарпатья, однако есть и существенные различия. В последние годы Венгрия является едва ли не единственной страной Восточной Европы, демонстрирующей способность к более-менее самостоятельной внешней и внутренней политике. В частности, Венгрия стремится к укреплению экономических отношений с Россией, венгерские патриотические организации очень обеспокоены положением своих соплеменников в Закарпатской области Украины.
Что касается Румынии, то она куда более зависима от американской внешней политики. Фактически Румыния следует марионеточным курсом, как и другие восточноевропейские страны. Россия воспринимается в Румынии как естественный противник, прежде всего — в контексте приднестровского конфликта. Известно, что румынские националисты издавна рассчитывают рано или поздно включить в состав Румынии Молдову. Естественно, что в данном случае речь будет идти и о захвате Приднестровья. Именно активная политика российского государства препятствует реализации экспансионистских планов по созданию «Великой Румынии».
Еще в 1994 г., спустя три года после распада СССР, Румыния денонсировала Договор о режиме советско-румынской границы. Таким образом, претензии к Украине по поводу Северной Буковины и Бессарабии, приобрели открытый характер. Лишь в 2003 г. между Украиной и Румынией был подписан новый договор о румыно-украинской границе, однако он заключался на десятилетнюю перспективу и истек в 2013 г., как раз в год Евромайдана, а во-вторых, Румыния подписывала его, чтобы иметь формальные основания быть принятой в НАТО. Ведь страна с нерешенными территориальными спорами не может, согласно принятым правилам, находиться в составе НАТО. Когда в 2014 г. в Киеве в результате мятежа был свергнут президент Виктор Янукович, румынское правительство приветствовало «революцию» и пообещало новому режиму свою поддержку. И это при том, что реальные интересы Румынии лежат в плоскости возвращения в состав страны Северной Буковины. Не случайно еще несколько лет назад в Черновицкой области была произведена массовая выдача румынских паспортов всем желающим жителям Северной Буковины, имеющим румынское и молдавское происхождение. Всего румынские паспорта получили около 100 тысяч украинских граждан — жителей Черновицкой и Одесской областей Украины.
Тем самым, Бухарест не только взял под защиту румын и молдаван Буковины и Бессарабии, но и дал понять — не исключена вероятность наступления той ситуации, когда гражданство Румынии в Северной Буковине станет реально востребованным. Конечно, киевский режим не будет возвращать Черновицкую область Румынии, поскольку в противном случае у украинского руководства не останется никаких аргументов по ситуации с Крымом и Донбассом. Но в случае отказа от возвращения Северной Буковины Румынии, Украина обречена на сохранение «тлеющего конфликта» со своим юго-западным соседом. Единственное, что может помешать этому конфликту — прямой запрет на выяснение отношений со стороны американских хозяев Киева и Бухареста, который мы видим в настоящее время.
Что касается интересов населения Черновицкой области, то вряд ли они тождественны идеям румынских националистов в Бухаресте или проамериканского режима в Киеве. Люди самых разных национальностей, населяющие Северную Буковину, хотят спокойно жить и работать. Естественно, не входит в их планы гибнуть на далеком Донбассе или отправлять на погибель туда своих отцов, мужей и сыновей. Фактически население региона, как и других областей Украины, стало заложником политики Киева. Политики, осуществляемой в геополитических интересах США, но никак не в реальных интересах украинского населения. Между тем, России следовало бы более активно действовать в направлении решения той же буковинской проблемы. Вполне вероятно, что верным геополитическим выходом из сложившейся ситуации было бы укрепление российских позиций в Черновицкой области.
Возрождение национальной идентичности русинов — народа, признаваемого в большинстве стран Восточной Европы, но игнорируемого и дискриминируемого на Украине, является важнейшей задачей России в Карпатском регионе. Испокон веков среди русинского населения были сильны пророссийские настроения и лишь «промывка мозгов», устроенная сторонниками «украинизации», повлияла на то, что потомки этого уникального и интересного народа в значительной части утратили память о своей национальной принадлежности и стали причислять себя к украинцам. Развитие русской культуры в Буковине — необходимый, но очень сложно реализуемый, особенно в современных условиях, компонент политики по укреплению российского влияния. Тем не менее Россия может так же поддерживать пророссийски настроенную часть населения региона, как это делает Румыния в отношении румын или Венгрия в отношении венгров Закарпатья.
Западная Украина — не едина
Западная Украина также подразделяется минимум на три региона — Галицко-Волынский, где основную массу населения составляют «галичане» — украинский субэтнос, имеющий кардинальные отличия не только от русских Новороссии, но и от малороссов Центральной Украины; Закарпатский, где проживают русины, являющиеся носителями собственной русинской идентичности и никогда не враждовавшие с Россией, по крайней мере так, как это делают галичане; Буковинский, где также проживают русины, впрочем, имеющие определенные отличия от русин Закарпатья. Каждый из перечисленных регионов обладает неповторимой культурной спецификой и имеет собственную богатую и сложную историю. Во многом она связана с историей соседних народов, с которыми граничат эти регионы. «Галичане многое заимствовали у поляков, русины Закарпатья длительное время находились в орбите венгерского влияния, а русины Буковины соседствовали с румынами.
С галичанами все понятно — за столетия польского, а затем и австро-венгерского господства, они восприняли многие элементы польской и германской культуры. Значительная часть галичан стала греко-католиками — так называемыми «униатами». Хотя среди галичан до начала Первой мировой войны был сильный пророссийский элемент, впоследствии он усиленно изживался властями тех стран, в состав которых входили земли Галиции. Австро-венгры, а затем поляки и гитлеровцы, стремились «на корню» уничтожить любые русофильские настроения среди жителей Галицкой Руси. В значительной степени им это удалось. Именно Галиция дала основной костяк боевиков украинских антисоветских вооруженных организаций, а в постсоветский период стала «кузницей» современного украинского русофобского национализма.
Полная противоположность Галиции — Закарпатье. Здесь живут русины — представители уникальной народности Карпатских гор. Само слово «русин» прекрасно иллюстрирует их связь с большим русским миром. Другое дело, что годы австро-венгерского владычества не прошли бесследно и для Закарпатья. Здесь также удалось добиться «украинизации» значительной части русин, превратив их в «украинцев». Кое-кто даже воспринял русофобские настроения. Однако в целом политический климат в Закарпатье всегда отличался от настроений в Галиции. Многие русины находились на пророссийских, а затем просоветских позициях. К сожалению, в Советском Союзе существование русин фактически игнорировалось, так как они, в соответствии с официальной линией, считались субэтнической группой украинской нации. Советское правительство проводило политику «украинизации» земель, никогда прежде не составлявших единого государственного пространства, но вошедших в состав Украинской ССР. Тем самым, руководители Советского Союза закладывали мину замедленного действия под Россию и русский мир. Сегодня, спустя почти столетие после Октябрьской революции, эта мина приведена в действие в Новороссии. Закарпатье — второй после русского Юго-Востока «опальный» регион постсоветской Украины. Дело в том, что даже сейчас русины Закарпатья, особенно те, что сохранили национальную самоидентификацию, выступают против украинского национализма, навязываемого Киевом. Многие выражают солидарность с народом Донбасса, отказываются от призыва на военную службу в ВСУ, ведут антикиевскую агитацию. Но о Закарпатье, во многом благодаря активной общественной деятельности русинских организаций, в России знают многие. Между тем, есть и третий регион, географически относящийся к Западной Украине, но, в отличие от Галиции и Закарпатья, куда меньше освещаемый в СМИ. Это — Буковина.
В Буковине жили русины, считавшие себя «руским» народом (именно так, от слова «Русь»). Как писал в свое время известный буковинский общественный деятель Алексей Геровский (1883-1972), «русское население Буковины исстари считало себя русским и не имело никакого понятия о том, что существует какая-то украинская нация и что они должны превратиться в «украинцев» и больше не называть ни себя, ни своего языка русским. Когда, в конце прошлого столетия, пришлые галичане начали пропагандировать в Буковине идею сепаратизма, они вначале, в течение нескольких десятилетий, не смели называть ни себя, ни свой новый «литературный» язык украинским, но называли себя и свой язык руским (через одно «с»). Все русские буковинцы сочли это польской интригой» (Цит. по: Геровский А.Ю. Украинизация Буковины).
Наиболее быстрыми темпами украинизация Буковины началась перед Первой мировой войной, когда с целью искоренения пророссийских настроений австро-венгерские власти стали уделять колоссальное внимание формированию конструкта украинской нации. Но и после Первой мировой войны большая часть славянского населения Буковины еще идентифицировала себя как русины. Ситуация изменилась после присоединения Северной Буковины к Советскому Союзу. В СССР существовала Украинская советская социалистическая республика, титульной нацией которой считались украинцы. Этих украинцев и предстояло формировать из малороссов Центральной Украины, великороссов, малороссов и обрусевших греков Новороссии, а позже — и из галицийских, буковинских и закарпатских русинов. Согласно официальной переписи населения Украины, проведенной в 2001 г., в Черновицкой области, существующей на территории исторической Северной Буковины, украинцы составляют 75% населения, румыны — 12,5% населения, молдаване — 7,3% населения, русские — 4,1% населения, поляки — 0,4% населения, белорусы — 0,2% населения, евреи — 0,2% населения.
Процентное соотношение этнических групп региона, таким образом, коренным образом отличается от национальной карты столетней давности. Понятнее всего дело обстоит с большей частью еврейского населения Буковины, доля которого уменьшилась с 12% до 0,2%. Многим евреям не удалось пережить страшные годы гитлеровской оккупации, очень большое количество евреев, начиная с конца XIX века, эмигрировало в другие страны Европы, в США, а с середины ХХ века — в Израиль. Некоторая часть вследствие межнациональных браков растворилась в славянском и румынском населении. Схожа с евреями и судьба поляков — кто эмигрировал, уехал на историческую родину в Польшу, кто — растворился среди «75% украинцев». Численность румын и молдаван также сократилась, но не настолько заметно. Зато украинское население теперь составляет три четверти жителей Черновицкой области. Но едины ли буковинские украинцы — вот в чем вопрос?
Сегодня «украинцы» Черновицкой области включают в себя как русинское население, так и переселенцев из других областей Украинской ССР и постсоветской Украины, а также русских, молдаван, румын, евреев, цыган, немцев, записывавшихся украинцами. Собственно русинское население Буковины также никогда не было единым. Оно составляет три группы. Северо-восточные районы Черновицкой области населяют руснаки, или бессарабские русины. На северо-западе проживают подоляне, в западной части области — гуцулы. Каждая из перечисленных субэтнических групп русинов имеет собственные культурные отличия и далеко не все из них идентифицируют себя как украинцы. Хотя, следует отметить, что позиции русинского движения в Черновицкой области значительно менее крепки, чем в Закарпатской.
Процесс украинизации русинского населения Буковины был начат в свое время австро-венгерскими властями, опасавшимися распространения пророссийских настроений. Конечно, идеальным вариантом для австро-венгерского руководства была германизация края. Немецкоязычное население составляло большинство в Черновцах, да и в других городках Буковины — ведь горожанами здесь были или немцы — переселенцы из Австрии и Германии, или евреи, разговаривавшие на идиш, близком к немецкому языку. Русинское население было сосредоточено в сельской местности и не охватывалось системой немецкоязычного школьного образования. Поэтому австро-венгерские власти постепенно осознали, что германизировать русинское население не получится и решили, что куда более эффективным вариантом будет включение его в состав конструируемой украинской нации. Ситуация усложнялась тем, что в Галиции было сильно польское влияние, значительная часть населения исповедовала униатство, и греко-католическое духовенство являлось надежным проводником идеи «украинизации» русинского населения.
Православных славян Буковины украинизировать было сложнее — они не понимали, почему должны отказываться от русской идентичности, если тоже исповедуют православие и говорят на «руском» языке. Как вспоминал А.Ю. Геровский, «в последних десятилетиях прошлого столетия буковинская русская интеллигенция состояла главным образом из православных священников. Униатов в Буковине было очень мало и то только по городам. Но и униаты в то время считали себя русскими. В главном городе, Черновцах, униатская церковь всеми называлась просто русской церковью, а улица, на которой эта церковь находилась, даже официально называлась по немецки Руссише Гассе (официальный язык в Буковине был немецкий)» (Геровский А.Ю. Украинизация Буковины).
Для облегчения задачи по украинизации буковинских русинов австро-венгерские власти назначали в Буковину учителей и администраторов — выходцев из Галиции, которые должны были личным примером убедить буковинских русинов в их «украинстве». Но местное население подобных проповедников украинской идентичности принимало враждебно, и дело было не только в непонимании самого смысла навязывания «украинства», но и в банальном бытовом неприятии надменно державшихся чужаков, которые мало того, что назначались на должности вместо местных жителей, но и считали последних людьми второго сорта. Неприязненное отношение буковинских русинов к присланным из Галиции проповедникам «украинства» повлекло за собой обвинения со стороны последних в том, что буковинцы вместо «объединения с братьями — галичанами» ударяются в индивидуализм и не желают участвовать в возрождении «единой украинской нации».
Идеологами украинизации Буковины стали два политических авантюриста неопределенного национального происхождения, почему-то считавших себя «украинцами». Первым был Стефан Смаль-Стоцкий, которому Черновицкий университет присвоил профессорское звание без какой-либо научной подготовки. Заслугой Смаль-Стоцкого посчитали упорную пропаганду «самостоятельности» рутенского (русинского) языка от русского языка. Впоследствии Смаль-Стоцкий попал под следствие за растрату казенных денежных средств. Второй — барон Николай фон Вассилко. Вроде как австрийский аристократ, судя по приставке «фон», но со слишком нетипичными для немца именем и фамилией. На самом деле, Вассилко был сыном румына и армянки и вообще не владел ни одним из славянских языков и наречий — ни русским, ни галицийским, ни русинским. Однако именно ему Австро-Венгрия доверила представлять буковинских славян в австрийском парламенте, так как фон Вассилко был активным сторонником концепта о существовании украинской нации, независимой от русского народа. . В современных украинских источниках Вассилко именуют "Василько Миколой Миколовичем" и, разумеется, называют видным деятелем украинского движения.
Барон Василлко не только активно пропагандировал украинскую идентичность, но и занимался всевозможными экономическими махинациями, играя важную роль в теневой экономике Австро-Венгрии. Как мы видим, финансовая нечистоплотность часто сопутствовала сторонникам украинского национализма — видимо и австро-венгерские власти выбирали для провокационной деятельности людей, которых было легко "держать на крючке". Именно барон Вассилко стал одним из инициаторов массовых репрессий против деятелей буковинского пророссийского движения перед Первой мировой войной. По доносам Василлко, начиная с 1910 г. австро-венгерские власти осуществляли планомерное уничтожение православного русинского населения в Буковине. Многие видные деятели православного пророссийского движения были убиты или попали в концлагерь Талергоф. таким образом, этот "пламенный борец за украинскую идею" повинен в смертях и искалеченных судьбах многих славян Буковины. После прихода к власти петлюровской Директории, Вассилко занимал должность посла УНР в Швейцарии. Умер своей смертью в 1924 г. в Германии.
Свидетельством значительных культурных различий Буковины и той же Галиции является равнодушное отношение жителей Черновицкой области к идее «самостийности». В годы Великой Отечественной войны украинским националистам так и не удалось заручиться на территории Буковины сравнимой с Галицией поддержкой населения. В Великой Отечественной войне, сражаясь в рядах советской армии, погибло 26 тысяч жителей из 100 тысяч призванных на военную службу буковинских мужчин и юношей. Получается, что каждый четвертый буковинский мужчина призывного возраста отдал жизнь в борьбе против гитлеровских оккупантов. До двух тысяч жителей Буковины ушли в партизанские отряды и подпольные группы. Конечно, были и те, кто вступал в ряды коллаборционистов, украинских националистических организаций, но в целом они находились в меньшинстве.
Украинизация, румынизация или... вместе с Россией?
После распада СССР и провозглашения независимости Украины население Черновицкой области встретило эту новость менее воодушевленно, чем жители Галиции и киевская националистически настроенная интеллигенция. На протяжении двух постсоветских десятилетий в Черновицкой области продолжался процесс украинизации, благодаря которому Киеву удалось добиться определенных продвижений в утверждении украинской идентичности, особенно среди молодого поколения буковинцев. В то же время, настроения жителей Черновицкой области куда менее националистические, чем в той же Галиции. Во-первых, это связано с присутствием значительной доли национальных меньшинств в населении области. К примеру, тем же румынам нет никакого смысла поддерживать идеи украинского национализма. Тем более, что румынское население прекрасно понимает перспективы дальнейшего развития событий в области в случае укрепления позиций киевского режима — будет взят курс на украинизацию не только русинского, но и румынского и молдавского населения Буковины. В каком-то смысле положение буковинских румын напоминает венгров Закарпатья, однако есть и существенные различия. В последние годы Венгрия является едва ли не единственной страной Восточной Европы, демонстрирующей способность к более-менее самостоятельной внешней и внутренней политике. В частности, Венгрия стремится к укреплению экономических отношений с Россией, венгерские патриотические организации очень обеспокоены положением своих соплеменников в Закарпатской области Украины.
Что касается Румынии, то она куда более зависима от американской внешней политики. Фактически Румыния следует марионеточным курсом, как и другие восточноевропейские страны. Россия воспринимается в Румынии как естественный противник, прежде всего — в контексте приднестровского конфликта. Известно, что румынские националисты издавна рассчитывают рано или поздно включить в состав Румынии Молдову. Естественно, что в данном случае речь будет идти и о захвате Приднестровья. Именно активная политика российского государства препятствует реализации экспансионистских планов по созданию «Великой Румынии».
Еще в 1994 г., спустя три года после распада СССР, Румыния денонсировала Договор о режиме советско-румынской границы. Таким образом, претензии к Украине по поводу Северной Буковины и Бессарабии, приобрели открытый характер. Лишь в 2003 г. между Украиной и Румынией был подписан новый договор о румыно-украинской границе, однако он заключался на десятилетнюю перспективу и истек в 2013 г., как раз в год Евромайдана, а во-вторых, Румыния подписывала его, чтобы иметь формальные основания быть принятой в НАТО. Ведь страна с нерешенными территориальными спорами не может, согласно принятым правилам, находиться в составе НАТО. Когда в 2014 г. в Киеве в результате мятежа был свергнут президент Виктор Янукович, румынское правительство приветствовало «революцию» и пообещало новому режиму свою поддержку. И это при том, что реальные интересы Румынии лежат в плоскости возвращения в состав страны Северной Буковины. Не случайно еще несколько лет назад в Черновицкой области была произведена массовая выдача румынских паспортов всем желающим жителям Северной Буковины, имеющим румынское и молдавское происхождение. Всего румынские паспорта получили около 100 тысяч украинских граждан — жителей Черновицкой и Одесской областей Украины.
Тем самым, Бухарест не только взял под защиту румын и молдаван Буковины и Бессарабии, но и дал понять — не исключена вероятность наступления той ситуации, когда гражданство Румынии в Северной Буковине станет реально востребованным. Конечно, киевский режим не будет возвращать Черновицкую область Румынии, поскольку в противном случае у украинского руководства не останется никаких аргументов по ситуации с Крымом и Донбассом. Но в случае отказа от возвращения Северной Буковины Румынии, Украина обречена на сохранение «тлеющего конфликта» со своим юго-западным соседом. Единственное, что может помешать этому конфликту — прямой запрет на выяснение отношений со стороны американских хозяев Киева и Бухареста, который мы видим в настоящее время.
Что касается интересов населения Черновицкой области, то вряд ли они тождественны идеям румынских националистов в Бухаресте или проамериканского режима в Киеве. Люди самых разных национальностей, населяющие Северную Буковину, хотят спокойно жить и работать. Естественно, не входит в их планы гибнуть на далеком Донбассе или отправлять на погибель туда своих отцов, мужей и сыновей. Фактически население региона, как и других областей Украины, стало заложником политики Киева. Политики, осуществляемой в геополитических интересах США, но никак не в реальных интересах украинского населения. Между тем, России следовало бы более активно действовать в направлении решения той же буковинской проблемы. Вполне вероятно, что верным геополитическим выходом из сложившейся ситуации было бы укрепление российских позиций в Черновицкой области.
Возрождение национальной идентичности русинов — народа, признаваемого в большинстве стран Восточной Европы, но игнорируемого и дискриминируемого на Украине, является важнейшей задачей России в Карпатском регионе. Испокон веков среди русинского населения были сильны пророссийские настроения и лишь «промывка мозгов», устроенная сторонниками «украинизации», повлияла на то, что потомки этого уникального и интересного народа в значительной части утратили память о своей национальной принадлежности и стали причислять себя к украинцам. Развитие русской культуры в Буковине — необходимый, но очень сложно реализуемый, особенно в современных условиях, компонент политики по укреплению российского влияния. Тем не менее Россия может так же поддерживать пророссийски настроенную часть населения региона, как это делает Румыния в отношении румын или Венгрия в отношении венгров Закарпатья.
Автор: ilyaros