Автомобильные фильтровальные станции семейства МАФС

Любой человек нуждается в воде. Для минимального удовлетворения нужд человеку требуется не менее 10-15 литров в сутки. В различных условиях подобные нормы могут серьезно изменяться, причем чаще всего в сторону увеличения. В случае с различными подразделениями вооруженных сил все это приводит к необходимости постоянного полноценного снабжения очищенной водой, пригодной для питься и использования в хозяйственно-бытовых нуждах. Один мотострелковый полк может потреблять не менее 10-12 тонн воды в сутки. Таким образом, снабжение войск водой становится одной из главных задач инженерных войск и тыловых служб.

Отстоявшаяся в резервуарах вода при помощи помпы второго подъема подавалась в основной комплекс очистки, смонтированный на автомобильном шасси. Основные процессы очистки проходили именно при помощи этого оборудования. Сначала загрязненная вода подавалась в фильтр, представлявший собой металлический бак с сорбентом. В качестве поглотителя загрязнителей использовался карбоферрогель или антрацитовая крошка. Фильтр вмещал до 310-320 кг сорбента. Проходя через такой фильтр, вода оставляла в нем большую часть взвешенных частиц. Затем вода проходила через два дехлоратора, в которых удалялся избыточный хлор. Дехлоратор фактически представлял собой функциональный аналог основного фильтра, отличавшийся типом вещества-сорбента. В дехлораторах использовались карбоферрогель или активированный уголь БАУ-МФ. В каждом из дехлораторов помещалось по 80 кг фильтрующего вещества.

После прохождения фильтра и дехлораторов очищенная вода должна была соответствовать всем санитарным нормам. Встроенной помпой станции очищенная вода перекачивалась в следующие резервуары необходимой емкости. В зависимости от потребностей потребителей могли использоваться баки объемом от 1,5 до 5 тыс. литров. Кроме того, допускалось создание «батарей» из нескольких резервуаров нужной емкости. В очищенную воду, для дополнительной очистки и во избежание новых загрязнений, добавлялась небольшая порция хлорной извести.

Автомобильная фильтровальная станция МАФС предназначалась для очистки воды от различных загрязнителей, от взвешенных частиц естественного происхождения до радиоактивных и отравляющих веществ. Перед началом работы лаборант комплекса должен был определять тип загрязнения в водоеме и готовить соответствующую смесь реагентов, которую в дальнейшем добавляли в резервуары-отстойники. Для приготовления раствора реагентов предназначались 100-литровые емкости РДВ-100. Интересной особенностью станции МАФС были клапаны и задвижки на трубопроводах внутри основной машины, при помощи которых можно было менять технологию очистки. Вода, прошедшая через основной фильтр, могла распределяться между двумя дехлораторами или подаваться на них последовательно.

В составе станций семейства МАФС имелось большое количество различных компонентов, из-за чего ее развертывание на позиции было достаточно продолжительным делом. На размещение всех резервуаров и мотопомп с последующим подключением рукавов уходило порядка одного-двух часов, в зависимости от погодных условий, времени года и необходимости выполнения маскировки. На свертывание средств станции уходило около 1-1,5 часа.

После развертывания на рабочей площадке расчет запускал фильтровальную станцию. Первая очищенная пода начинала поступать в соответствующий резервуар примерно через 40 минут после запуска всех систем. Станция МАФС обрабатывала и очищала до 5 кубометров воды в час. В прицепе перевозились несколько контейнеров с реагентами и сорбентами для фильтров. Запаса этих веществ хватало для работы в течение достаточно длительного времени, от 20 до 100 часов.

Расход реагентов и сорбентов зависел от различных факторов, в первую очередь от типа и степени загрязнения. Так, очистка от естественных загрязнителей была самой простой. Фильтрация от радиоактивных веществ и зараженной пыли, в свою очередь, была сложнее. Кроме того, во время такой очистки сорбенты фильтров забивались радиоактивным загрязнителем и подлежали соответствующей утилизации.

Оборудование автомобильных фильтровальных станций МАФС предназначалось для забора и очистки загрязненной воды. Работа ее агрегатов заканчивалась на подаче очищенной воды в резервуары для хранения. Для последующей раздачи питьевой воды потребителям должны были использоваться иные средства. В частности, мотопомпа для раздачи воды из емкостей для хранения изначально не входила в комплект фильтровальной станции. Т.н. помпа третьего подъема была включена в состав комплекса только в модификации МАФС-3. Для развоза очищенной воды подразделениям могли использоваться автоцистерны различных типов. Кроме того, на практике нередко использовались резервуары РДВ-100, из которых бойцы могли наполнять небольшие емкости, от канистр до личных фляг.

Фильтровальные станции семейства МАФС имели достаточно высокую производительность. Очистка 5 тонн воды в час позволяла бесперебойно снабжать водой соединения полкового уровня. Кроме того, в некоторых случаях производительность станции была даже избыточной, что приводило к образованию остатков воды и необходимости приостановки работы. Тем не менее, излишняя производительность в некоторых случаях даже была полезной. В случае поломки какого-либо агрегата бойцы на время ремонта не оставались без свежей чистой воды.

Автомобильные фильтровальные станции семейства МАФС поступили на вооружение инженерных подразделений Советской Армии в конце пятидесятых годов. В течение нескольких следующих лет были разработаны новые модификации комплекса, отличавшиеся друг от друга, в первую очередь, использованными шасси и прицепом. Несмотря на изменение шасси, характеристики фильтровального оборудования оставались на одном уровне. Таким образом, в течение нескольких десятилетий войска фактически использовали один и тот же комплекс, при модернизации получавший только новое шасси.

Характеристики производительности и качества очистки станций семейства МАФС устраивали военных в течение достаточно длительного времени. В начале восьмидесятых годов началась разработка новых систем аналогичного назначения. Вскоре в инженерные подразделения поступили новые машины с фильтровальными комплексами: ВФС-2,5 на базе ГАЗ-66 и ВСФ-10 на шасси ЗИЛ-131. Эти войсковые фильтровальные станции способны очищать 2,5 и 10 кубометров воды в час соответственно. Их эксплуатация велась в следующие десятилетия. Не так давно началась новая замена фильтровальных станций. В обозримом будущем на смену существующей технике придут новые станции комплексной очистки СКО-10 «Гигиена». Примечательно, что некоторые машины семейства МАФС, прежде всего поздних серий, не только сохранились до настоящего времени, но и используются в различных структурах. К примеру, вооруженные силы Республики Беларусь в настоящее время распродают станции МАФС-3, которые могут быть использованы для водоснабжения различных объектов, в том числе и принадлежащих коммерческим организациям.


По материалам сайтов:
http://russianarms.ru/
http://saper.etel.ru/
http://twwiku.ru/
http://voentorg.by/